Учебное (синтетическое) и научное (дисциплинарное, междисциплинарное) регионоведение: основные задачи и социальные функции
Регионоведение- комплексная, интегральная социально-эк-ая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-эк-ой системы регионов мира с учетом ист-х, демографических, нац-х, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в международ разделении труда и системе (подсистемах) МО.
Задача: комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны. Как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Это не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его в полевых условиях, а также применить свои знания на практике. Р как научное междисциплинарное направление сосредотачивает свое внимание как на конкретных (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культ связей и межкульт взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия), так и на общих проблемах (пути и методы региональных исследований, теория).
Учебное (синтетическое) явл междисциплинарным знанием, формой объединения разных наук, которая связана понятием регион. Именно учебное рег-ие выполняет функцию перекрестного опыления.
Научное (дисциплинарное, меж-) р не явл-ся полностью научной дисциплиной, т.к. теоретического регионоведения не существует. Есть лишь элементы научно-синтетического анализа. Изучает регионализацию пространства как инструмент познания, как средство обыкновенной целостной и комплексной геохар-ки регионов различного ранга. При помощи географии и смежных наук формируется запоминающийся, своеобразный облик региона. Отсутствие собственной методологии не означает невозможность выделить научно-образовательное направление. Специфика: соединение внутр и внеш пол-к.
МКР-междисциплиарный конгломерат, связующее звено м/д казалось бы полярными наукам. МКР служит для территор. дифференциации природных, людских и материальных ресурсов, учет и тщательное изучение к-ой создает условия для рационального упорядочения этих ресурсов, дабы произошло торжество идей терр. справедливости, эк-кого федерализма и демократии.
МКР обладает функцией перекрестного опыления: свободная циркуляция идей и методов, т.е. интегрирует данные разных наук.Эту функцию выполняет познавательное рег-ие. Неотъемлемой частью этого плавильного котла знаний явл география.
+
-концептуализация региона
-выявление факторов в процессе регионализации мира
-сравнение регионов
-регионализм и федерализм в полиэтнических и моноэтнических гос-ах
-своеобразие регионов России
-рег-ное развитие и управление
Учебное(синтетическое) регион-ие. МКР явл междисциплинарным знанием, формой объединения разных наук, которая связана понятием регион. Именно учебное рег-ие выполняет функцию перекрестного опыления.
Научное (дисциплинарное,меж-) р-ие. Оно не явл-ся полностью научной дисциплиной, т.к. теоретического регионоведения не существует. Есть лишь элементы научно-синтетического анализа.
Изучает регионализацию пространства как инструмент познания, как средство обыкновенной целостной и комплексной геохар-ки регионов различного ранга. При помощи географии и смежных наук формируется запоминающийся, своеобразный облик региона.
Отсутствие собственной методологии не означает невозможность выделить научно-образовательное направление.
Специфика: соединение внутренней и внешней пол-к.
Учебное (синтетическое) и научное (дисциплинарное, междисциплинарное) регионоведение: основные задачи и социальные функции.
В первом случае можно сослаться на определение, данное А.Д. Воскресенским: регионоведение - это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в международном разделении труда и системе (подсистемах) международных отношений.
Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Это не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его “на месте”, в полевых условиях, а также применить свои знания на практике.
Задача: комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны.
Регионоведение как научное междисциплинарное направление сосредотачивает свое внимание на конкретных проблемах (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культурных связей и межкультурного взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия) и на общих (пути и методы региональных исследований, теория и практика регионоведения и многие другие).
Задача: разработка теоретических принципов региональных исследований.