Формирование геолого-геоморфологических знаний в 7-м классе

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 7 класса теперь входит в первый блок базового содержания дисциплины «География» основной школы. Блок носит название «География Земли», который изучается в течение трёх лет, в 5 и 6 классах — 70 ч (1 ч в неделю в каждом классе) и в 7 классе —70 ч (2 ч в неделю). В блок «География Земли» входит четыре раздела: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население Земли» и «Материки, океаны и страны».

При совершенствовании содержания программы 7 класса учитываются лучшие традиции школьной географии и новые подходы к структуре дисциплины, что должно служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природ но - общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии. Сохраняя традиционное, привычное для учителей географии название курса 7 класса, в содержание его программы внесены изменения.

В 7-м классе очень важно учить школьников устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Вместе с тем большую роль играют сравнения.

Включение новых вопросов по геоморфологии позволяет учащимся на конкретных примерах убедиться в том, что рельеф все время изменяется, и современное строение поверхности является результатом непрерывного и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли, что на современный рельеф оказывает большое влияние история развития материков, что размещение полезных ископаемых отличается определенной закономерностью [13].

Общеизвестна роль хозяйственной деятельности человека в изменении рельефа отдельных территорий земного шара. Но пока эта деятельность не касается крупных форм рельефа. Однако учащиеся должны получить общие представления и об этой роли.

Земная кора, рельеф и вещественный состав – горные породы должны рассматриваться, с одной стороны, как важнейший компонент географической оболочки и ПТК, обуславливающий особенности внутренних вод, почв, растительности, животного мира и в целом природных комплексов, с другой – как необходимое условие для хозяйственной деятельности человека. Но опыт показал, что необходимо внести следующие коррективы в содержание и методику формирования геолого-геоморфологических понятий [23]:

- усилить внимание к раскрытию рельефообразующих процессов; формирование геолого-геоморфологических понятий более глубоко пронизать идеями взаимосвязи внутренних и внешних процессов, материальности мира;

- наряду с изучением рельефа суши ознакомить учащихся с общими закономерностями строения и развития рельефа океанического дна, что даст более правильное представление о геолого-геоморфологических процессах, происходящих на всей планете;

- шире знакомить учащихся с научными гипотезами развития земной коры и с методами научного исследования.

В процессе изучения географии материков продолжается дальнейшее развитие знаний о рельефе. Углубляются усвоенные в 6-м классе понятия о рельефе. Учащиеся получают новые знания о структурных элементах земной коры и знакомятся с тектоническими картами. Совершенствуются также знания и навыки в чтении рельефа по карте. Поэтому, изучив данный раздел физико-географического обзора материала, учащиеся должны: понимать, как сформировался рельеф материка; знать общие черты рельефа каждого материка и основные различия в рельефе его частей; учить правильно, показывать на физической карте и словесно определять местоположение всех указанных в программе объектов: гор, вершин, вулканов, плоскогорий, низменностей; уметь охарактеризовать по физической и тектонической картам особенности рельефа каждой области материка; иметь представление о внешнем облике важнейших гор и равнин [13].
Рельефная карта в 7 классе способствует не только лучшему пониманию изображения земной поверхности, но и сильно улучшает запоминание содержания карты.

Являясь основной формой организации учебного процесса, урок обеспечивает выполнение важнейших задач формирования геолого-геоморфологических знаний и умений. Искусство проведения урока во многом зависит от соблюдения дидактических требований, которым урок должен удовлетворять: четкость определения учебных задач урока, выделение из них главных и второстепенных; единство образовательных и воспитательных задач, всемерно использование научных знаний в целях формирования у учащихся мировоззрения и положительных качеств личности; определение оптимального содержания и отбор учебного материала урока в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки учащихся, обеспечение урока необходимым оборудованием. На выполнение поставленных перед уроком задач отрицательно сказывается как перегрузка, так и недостаточный его объем; связь содержания урока с практикой, с жизнью, с ранее пройденным и подлежащим дальнейшему изучению материалом; организационная четкость урока (современность начала, максимальное использование каждой минуты урока, логическая стройность, законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока) [12].

Выполнение этих основных условий обеспечивает эффективность урока, то есть достижения ощутимых положительных результатов.

В курсе географии 7 класса более глубже формируются знания о разнообразии рельефа Земли как результата взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Изучение данного материала осуществляется сочетанием объяснительного рассказа учителя и работы учащихся с картами школьного атласа. Основное содержание урока в следующем: учитель объясняет, что существуют относительно устойчивые участки земной коры, которые, будучи самыми древними, являются своеобразными ядрами литосферных плит - это платформы. Затем предлагает классу по карте «Строение земной коры» назвать древние платформы и выявить взаимосвязи между древними платформами и современными формами рельефа. Учащимся предлагается заполнять таблицу (табл.5).

Таблица 5

Рельеф Земли

Платформы Формы рельефа
   

К ядрам платформ постепенно присоединялись более молодые участки земной коры, выраженные в рельефе горами, - это складчатые пояса. Учащимся предлагается заполнять таблицу 6.

Таблица 6

Рельеф Земли

Горы Возраст Высота, м Наибольшая высота, м
       

На заключительном этапе урока целесообразно еще раз обратить внимание учащихся на основные закономерности размещения крупных форм рельефа Земли и на положении о том, что современный рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

При изучении рельефа материков основное внимание уделяется умениям устанавливать связи между тектоническими структурами, рельефом и размещением месторождений полезных ископаемых на основе анализа физических, тектонических и геологических карт. Это важное умение формируется длительное время посредством упражнений и выполнения практических работ при изучении рельефа материков.

Для обобщения знаний целесообразно заполнить таблицу 7.

Таблица 7

Связь рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых

Рельеф Тектоническое строение Полезные ископаемые
     
     
     
     

Опыт творческой деятельности развивается в основном при применении проблемного обучения. Примерами задач проблемного характера могут служить следующие вопросы и задания: справедливо ли утверждение, что рельефообразующие процессы одинаково действуют на суше и на дне океана? Обоснуйте свой ответ. Где на физической карте проходит граница материковой и океанической земной коры? Покажите на карте и объясните свое предположение. Какие предположения о происхождении островов Новой Зеландии можно сделать при анализе тектонической карты и сопоставления ее с физической картой? Проведите дискуссию на эту тему в классе. По тектонической карте выделите основные этапы формирования рельефа Евразии. Горы Саяны и горы вокруг озера Байкал образовались раньше Урала, однако щи выше, чем Уральские горы. Объясните это несоответствие возраста и высоты.

Большую роль в формировании рассматриваемой системы знаний играет работа с картами различного содержания. На первом этапе изучения рельефа школьники учатся читать общегеографические карты, знакомятся со способами изображения рельефа, учатся составлять описания крупных равнин, гор. Позже они работают с несколькими картами, проводят их сопоставления или (при одном масштабе) наложения карт с целью установления причинно-следственных связей, зависимостей, закономерностей (размещения крупных форм рельефа, сейсмических поясов, месторождений полезных ископаемых и т. п.). Так, по физическим картам материков в ходе сравнения их рельефа устанавливают черты его сходства и различия. Заполняют таблицу (табл. 6).

Таблица 8

Сравнительная характеристика рельефа двух материков

Черты сходства в рельефе Африки и Австралии Различия в рельефе материков
Австралия Африка
1. В рельефе преобладают равнины, среди которых много плоскогорий Много низменностей. Горы невысокие, сильно разрушены Мало низменностей. Есть высокие горы с многолетними снегами
2. Равнины расположены на платформах Нет молодых складчатых гор Есть молодые складчатые горы
3. Оба материка были частью Гондваны Мало столовых гор, разломов и сбросов Много столовых гор, разломов и сбросов
4. Горы лежат на окраинах материков Нет действующих вулканов Есть действующие вулканы

При сопоставлении физической карты с тектонической задания для самостоятельной работы усложняются, выявляются причины установленных черт сходства или различий. Например, при изучении рельефа Северной Америки предлагается сравнение рельефа равнин, установление причин сходства или различий (табл. 9).

Таблица 9

Сравнительная характеристика двух равнин

Черты сходства в образовании равнин Черты различий Причины различий
Центральные равнины Великие равнины
       

Важным показателем овладения системой знаний служит их применение в учебном познании, получение новых знаний, решение творческих задач. Примером могут служить задания к текстовой карте учебника VII класса, на которой изображены литосферные плиты с указанием скорости их движения как изменятся очертания материков через много миллионов лет? Что может произойти со Средиземным морем? Какие океаны увеличатся по площади? Где могут образоваться новые океаны?

С целью развития опыта творческой деятельности школьникам целесообразно предложить моделирование с контурами материков и океанов, вырезанными из контурной карты. Можно применять аппликацию на настенной карте для заслушивания сообщений школьников. При существующей структуре школьных курсов географии теоретические знания вводятся в основном в общих разделах курсов, а их конкретизация и применение приходятся на изучение региональных тем, т. е. крупных территорий материков (как правило, отдельных стран) или своей страны. При рассмотрении рельефа регионов особое внимание уделяется времени образования форм рельефа, горным породам, слагающим эти формы, процессам, формирующим рельеф. Здесь большая роль отводится представлениям, которые должны создать яркие образы, отразить наиболее характерные черты рельефа. Эти представления создаются применением учебных картин, карт, работой с текстом и иллюстрациями учебника, экранными пособиями. Так, при изучении особенностей природы стран Северной Европы на основе использования учебного кинофильма “Северная Европа” школьники могут выполнить самостоятельную работу по характеристике рельефа этого региона.

Рельеф как компонент природного комплекса занимает значительную часть содержания фильма. На основе работы с фильмом, картами атласа и учебником учащиеся заполняют таблицу, по которой затем устанавливаются связи между возрастом рельефа, рельефообразующими процессами и формами, а также полезными ископаемыми (табл. 10).

Таблица 10

Сравнительная характеристика рельефа двух районов

План характеристики Фенноскандия Исландия
1. Формы рельефа Горы, равнины (плоскогорные, возвышенные и низменные) Плоскогорья и вулканические горы
2. Высота (средняя и наибольшая) 100 м, 2468 м. 1000 м, 2119 м.
3. Горные породы Магматические и метаморфические, осадочных мало Магматические (излившиеся)
4. Полезные ископаемые Рудные: железная руда, полиметаллы, медные руды и другие Строительные материалы (базальты, туф и другие)
5. Рельефообразующие процессы Медленные вертикальные движения; выветривание, работа ледника, рек, моря Интенсивная вулканическая деятельность. Разломы, сбросы; работа ледника, рек
6. Возраст рельефа Древний участок земной коры с зрелым рельефом Относительно молодой участок, современная область вулканизма и землетрясений

К концу изучения курса начальной географии учащиеся, обладают довольно обширными базовыми знаниями по теме «Геология и рельеф», которые должны позволить им беспрепятственно приступить к изучению новой информации и рассмотрению региональных особенностей. Но, к сожалению, образовательный стандарт не всегда достигается всеми учащимися, также нужно принять во внимание летние каникулы, во время которых также «теряется» значительная часть полученных в 6 классе знаний. Поэтому в начале изучения курса 7 класса учителю необходимо, во- первых, повторить и обобщить знания, полученные в курсе начальной географии, а во- вторых, преподнести новый блок информации, которая позволит продвинуться в своем знании темы и изучать региональную часть курса. В соответствии с этим, учебный курс разбит на два раздела: раздел «Главные особенности природы Земли», в котором происходит повторение и обобщение уже изученного материала, а также введение новых терминов и понятий, и раздел «Океаны и материки», в ходе изучения которого дается представление о многообразии форм рельефа, полезных ископаемых и особенностях эндогенных процессов и явлений в региональном аспекте. В первом разделе изучению тектоники, рельефа и полезных ископаемых отводится два урока под общим названием «Литосфера и рельеф Земли». Цели этой темы многоплановы: углубить и расширить знания о строении литосферы и земной коры, познакомить с современными представлениями об их тектоническом развитии, дать представление о теории литосферных плит, раскрыть основные закономерности размещения сейсмических поясов, крупных форм рельефа; сформировать представление о разнообразии рельефа как результате длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов, о развитии во времени и пространстве; развивать у школьников умение читать, анализировать карту «Строение земной коры», сопоставлять ее с физической картой.

Для усвоения причин разнообразия рельефа учащимся предлагается следующее задание: на основе представленного текста составьте схему «Причины разнообразия рельефа».

"Рельеф очень разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы.

Внутренние силы опускают и поднимают, растягивают и сжимают поверхность, сминают складки горные породы. Среди внутренних сил наибольшую роль играют медленные движения земной коры, землетрясения и вулканизм. Благодаря этим силам возникают крупнейшие и многие крупные формы рельефа.

Внешние силы действуют в противоположном направлении. Они разрушают крупные возвышения рельефа, переносят обломки горных пород и засыпают ими впадины. Внешними силами - водой, ветром, ледниками, человеком - создаются средние и мелкие неровности рельефа".

Объекты, на основе которых раскрывается сущность геолого-геоморфологических знаний, школьники начинают познавать на конкретном материале, непосредственно наблюдая природную среду. Формы рельефа, обнажения горных пород, результаты внешних (а иногда и внутренних) процессов доступны непосредственному наблюдению школьников. На экскурсиях можно выявить и роль хозяйственной деятельности во влияния ее на рельеф, которая проявляется в образования оврагов, рытвин, оползней, промоин, проседаний участков поверхности в местах добычи полезных ископаемых, разрушения берегов водохранилищ и т. п.

На базе краеведческого материала создаются наглядные пособия: «геологические разрезы», профиля, коллекция типичных для своей местности горных пород и полезных ископаемых, зарисовка, фотография, которые служат иллюстрациями на уроках.

При овладении геолого-геоморфологическими знаниями важным источником познания служит жизненный опыт школьников. Рельеф в яркой образной форме зрительно воспринимается и запечатлевается в сознании учащихся. При этом накапливаются пространственные представления о длине склонов холмов, гор, их крутизне, о толщине пластов горных пород и других характеристиках земной коры.

К основным пособиям следует отнести физические, тектонические и геологические карты, анализ которых позволяет устанавливать особенности рельефа, возраст участков земной коры и возраст пород. Сопоставление и наложение этих карт приводит к раскрытию связей между формами рельефа и строением земной коры, тектоническими структурами и полезными ископаемыми и т. п.

Большую ценность представляют рельефные карты, дающие сведения о морфологических особенностях местности. С наибольшими подробностями изучать рельеф помогают топографические карты, наглядно представляющие мелкие формы рельефа. Для закрепления знаний и для контроля применяют контурные карты, схематические рисунки на доске.

Необходимым средством обучения служат и образные пособия, создающие конкретные представления - чувственную основу понятий. При формировании знаний о рельефе возможно применение практически всех имеющихся учебных картин и иллюстрированных таблиц, так как рельеф служит основным фоном любого природного ландшафта. По учебным картинам школьники выявляют такие признаки рельефа, как относительная высота, характер склонов, вершин, наличие долин, седловин, перевалов в горах, наличие ледников и снегов, что позволяет косвенно судить об абсолютной высоте гор.

Богатый образный материал дают экранные пособия, особенно кинофильмы. Они могут создать достаточно полное представление о процессах, происходящих в литосфере, показать явление в движении, в развитии, в разных планах и масштабах. Сложные явления и процессы, которые невозможно наблюдать в натуре (взаимодействие литосферных плит, образование складчатых поясов, равнин, разрушение гор и т. п.), демонстрируются в учебных фильмах с помощью мультипликации, хотя и схематично, но в динамике.

Для мотивации учебной деятельности его целесообразно показать при изучении начального курса географии, а на завершающем этапе он необходим для обобщения и систематизации знаний о литосфере, движении ее плит, об образовании складчатых областей, сейсмических поясов на нашей планете. Образные пособия создают яркие представления, делают восприятие нового материала более эмоциональным.

Вскрыть причины, наглядно показать процессы, подчеркнуть существенные признаки понятий помогают схематические (условно-образные) пособия. Это различные схемы (строения платформы, складчатого участка земной коры), таблицы, профили, блок-схемы, которых много в действующих учебниках география, в методических пособиях. Простые на первый взгляд понятия “равнина”, холм “гора”, “низменность”, “плоскогорье” и др. успешно усваиваются школьниками, если при объяснении вводится педагогический рисунок-чертеж. Схематические профили дополняют карты и учебные картины, раскрывают связи между формами рельефа и геологическим строением, закономерностями размещения полезных ископаемых и т. п. Ценность схематических пособий еще и в том, что они часто выполняются самими школьниками. Этот прием получил в методике название синхронного моделирования.

Средства обучения применяют в сочетании друг с другом, как правило, они группируются вокруг учебника и карт. Применение их должно сопровождаться ярким образным рассказом учителя, описаниями и характеристиками из хрестоматий, научной и научно-популярной литературы.

Наши рекомендации