Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии

Содержание

Введение...................................................................................................................

Глава 1 Система геолого-геоморфологических знаний в школьных курсах географии...................................................................................................................

1.1 Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии...............

1.2 Состав системы знаний......................................................................................

Глава 2 Особенности формирования геолого-геоморфологических знаний в курсе "География Земли"......................................................................................

2.1 Формирование геолого-геоморфологических знаний в 5-6 классах..............

2.2 Формирование геолого-геоморфологических знаний в 7-м классе................

2.3 Использование краеведческого материала в формировании геолого-геоморфологических знаний..................................................................................

Заключение............................................................................................................

Список литературы..............................................................................................

Введение

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что географическая образованность населения - одна из основных задач школьного образования. При этом ключевой проблемой в области обучения школьной географии является проблема формирования системы физико-географических знаний, существенную роль в которой играют геолого-геоморфологические знания.

Геолого-геоморфологические знания позволяют человеку получить объективные представления о строении окружающего мира, локальных, региональных и глобальных геологических процессах; создают основу для раскрытия экономики использования минеральных и энергетических ресурсов планеты, развития отраслевой и территориальной структуры хозяйств различных стран мира. Велико их значение и в раскрытии комплексной проблемы охраны природы и хозяйственного освоения территории; в формировании представлений и понятий о природно-территориальном комплексе; в интеллектуальном развитии человека, в формировании нравственно-этических основ современного человека.

Географическая подготовка учащихся, являющаяся по своей сути интеграционной, в соответствии с обязательным минимумом содержания образования предполагает: формирование у школьников геолого-геоморфологических знаний; развитие и формирование потребности их применения в повседневной жизни; овладение необходимыми в жизни геолого-геоморфологическими умениями (анализ и прогноз геологических и эколого-геологических явлений); формирование эколого-геологического мышления учащихся.

Но, несмотря на понимание значимости и необходимости овладения данной группой знаний, анализ полученных результатов учащихся в рамках итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний абитуриентов на факультет географии позволяет говорить об их низком уровне сформированности. Искать причины и решать проблемы нужно в первую очередь, в рамках содержания школьных курсов географии и особенностях методики формирования геолого-геоморфологических знаний при изучении физической географии.

Анализ общеобразовательных программ по географии для 6-10-х классов средней школы показывает, что в их содержание заложены такие знания, как знания о поверхности Земли, ее географической оболочке, внешних сферах Земли (атмосфере, гидросфере, биосфере, литосфере и техносфере). Но необоснованно малая доля в общем объеме географического материала уделена темам, охватывающим знания о литогенной основе географической оболочки. Это и является одной из основных проблем в формировании системы геолого-геоморфологических знаний - отсутствие должного научного уровня.

Вопросами изучения геолого-геоморфологических знаний занимались В.П. Голов, И.В. Душина, С.А. Жемулин, В.И. Зубов, Л.И. Котельников, Н.Е. Малькова, Н.А. Марченко, О.Н. Мозжухина, Е.М. Нестеров, В.А. Низовцев, Ю.Л. Сластенов, В.П. Соломин, Д.П. Финаров.

Объект исследования: школьное географическое образование.

Предмет исследования: формирование геолого-геоморфологических знаний в школьных курсах географии.

Цель работы: систематизация приемов формирования геолого-геоморфологических знаний в школьных курсах географии.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

1. Раскрыть роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии и рассмотреть их состав и структуру.

2. Охарактеризовать приемы формирования геолого-геоморфологических знаний в школьных курсах географии 5-7 классов.

3. Рассмотреть возможности использования краеведческого материала в школьных курсах географии.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Глава 1 Система геолого-геоморфологических знаний в школьных курсах географии

Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии

Знания - это основной компонент содержания. Это основы географической науки. Предметные научные знания как отражение внешнего мира, идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности делят на две группы - теоретические и эмпирические знания.

В содержании географического образования наблюдается тенденция к возрастанию доли обобщенных теоретических знаний относительно эмпирических. Увеличивается также роль методологических знаний. Как следствие в учебниках географии увеличивается роль объяснительных и инструктивных текстов за счет информационно-объяснительных. При сокращении доли эмпирических знаний особенно важно изложить их емко и образно, чтобы способствовать формирова­нию у учащихся географических представлений, образов изучаемых объектов и явлений. Соответственно, возрастают требования к качеству информационно-описательных текстов в учебни­ках и к рассказу учителя на уроках [22].

Теоретические знания в содержании программы представлены теориями, гипотезами, понятиями, принципами, связями - зако­нами и закономерностями. Наиболее важную часть теоретических знаний составляют понятия. Без них нельзя раскрыть связи, закономерности, нельзя сформировать научное мировоззрение. Усвоение основ наук означает, прежде всего, овладение понятиям и этой науки. Умение логически мыслить в любой области науки достигается отчетливым пониманием немногих по числу, но глубо­ких по содержанию фундаментальных понятий. Понятие - это форма логического мышления, отражающая существенные свой­ства, связи и отношения объектов и явлений. Они имеют строгое логическое определение и выделены в программе как единицы, за­данные для усвоения. Овладеть понятием - значит не только ус­воить его содержание, но и уметь использовать понятие в ходе учебного познания [6].

Эмпирические знания в содержании школьной географии - это многочисленные факты, представления. Они служат базой для формирования теоретических знаний. Однако эти знания важны и сами по себе, так как факты в географии играют большую роль, ведь география наука не только теоретическая, но и прикладная (практическая) [6].

Все виды знаний в курсах географии синтезированы в комплексы в форме характеристик отдельных компонентов природы, природно-территориальных комплексов, отраслей народного хозяйства, районов и стран.

Каждая система знаний состоит из научных фактов, представлений, понятий, включает связи (причинно-следственные, пространственные, временные), закономерности, а также сведения об особенностях природы своей местности.

Рассматриваемая система знаний играет, наряду с климатологическими, важнейшую роль во всей школьной географии. Объясняется это тем, что предметом физической географии является географическая оболочка, ее компоненты и природно-территориальные комплексы. Один из основных компонентов географической оболочки — литосфера (ее вещественный состав и рельеф). Это та основа, на которой начинает формироваться любой природный комплекс [22].

Известно, что в формировании географической оболочки все ее компоненты играют далеко не равнозначную роль. Географическая наука делит их на определяющие и определяемые. Земная кора (рельеф как форма ее поверхности) и атмосфера являются ведущими компонентами, так как обладают своими источниками энергии и в связи с этим формируются относительно самостоятельно.

Геолого-геоморфологические знания имеют и прикладное значение. Для решения практических задач рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое надо воздействовать в первую очередь, чтобы вызвать перестройку во всем природном комплексе. Литосфера и ее рельеф — это свойство, на котором развертывается хозяйственная деятельность человека. Геолого-геоморфологические знания широко используются при строительстве инженерных сооружений, рельеф оказывает прямое или косвенное влияние на расселение людей, на сельскохозяйственное производство.

Овладевая геолого-геоморфологическими знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая дает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же — главный поставщик пресной воды. Земные недра и в будущем будут давать человеку огромное количество разнообразного сырья. Недаром перед науками о Земле поставлена задача расширения масштабов изучения земной коры и верхней мантии Земли в целях исследования процессов формирования и закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых.

Значение геолого-геоморфологических знаний в школьной географии определяется еще и тем, что они необходимы для понимания дифференциации природы земной поверхности. Известно, что определяющую роль в развитии географической оболочки и отдельных природных комплексов, ее составляющих, играют климатические и геоморфологические процессы. Поэтому к вопросу о делении географической оболочки на отдельные комплексы существует два подхода - землеведческий и страноведческий. В основу первого положено зональное распределение солнечной энергии и сложная система воздушной циркуляции, перераспределяющая не только солнечную энергию, но и влагу на поверхности Земли. Это обусловливает деление географической оболочки на крупные зональные комплексы — географические пояса и природные зоны. Однако рассмотрение роли климатических процессов для понимания дифференциации географической оболочки недостаточно. Развитие этих процессов в значительной степени зависит от крупных элементов рельефа Земли, оказывающих значительное влияние на местные деформации циркуляции атмосферы. Поэтому в основу страноведческою подхода к делению географической оболочки на комплексы положены различия в строении земной коры.

Помимо знаний, в процессе изучения рассматриваемой системы школьники овладевают некоторыми практическими умениями: определять горные породы, читать общегеографические, тектонические и геологические карты, проводить их наложение и сопоставление, составлять по картам описание и характеристики рельефа территории, устанавливать зависимость между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми по вышеназванным картам. Рассматриваемая система знаний играет важнейшую роль во всей школьной географии. Объясняется это тем, что предметом физической географии является географическая оболочка, и компоненты природно-территориального комплекса. Один из основных компонентов географической оболочки – литосфера (ее вещественный состав и рельеф). Это та основа, на которой начинает формироваться любой природный комплекс.

Известно, что в формировании географической оболочки все ее компоненты играют далеко не равнозначную роль. Географическая наука делит их на опережающие и определяемые. Земная кора (рельеф как форма ее поверхности) и атмосфера являются ведущими компонентами, так как обладают своими источниками энергии и в связи с этим формируются относительно самостоятельно [3].

Геолого-геоморфологические знания имеют и прикладное значение. Для решения практических задач рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое нужно воздействовать в первую очередь, чтобы вызвать перестройку во всем природном комплексе. Литосфера и ее рельеф – это свойство, на котором развивается хозяйственная деятельность человека.

Геолого-геоморфологические знания широко используются при строительстве инженерных сооружений, рельеф оказывает прямое или косвенное влияние на расселение людей, на их сельскохозяйственное производство.

Овладевая геолого-геоморфологическими знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же – главный поставщик пресной воды.

Значение геолого-геоморфологических знаний в школьной географии определяется еще и тем, что они необходимы для понимания дифференциации природы земной поверхности [22].

Известно, что определяющую роль в развитии географической оболочки и отдельных природных комплексов, ее составляющих, играют климатические и геолого-геоморфологические процессы. В основу первого положена зональная распределение солнечной энергии и сложная система воздушной циркуляции, перераспределяющая не только солнечную энергии, но и влагу на поверхности земли. Это обуславливает деление географической оболочки на крупные зональные комплексы – географические пояса и природные зоны. Однако распределение роли климатических процессов для понимания дифференциации географической оболочки недостаточно. Развитие этих процессов в значительной степени зависит от крупных элементов рельефа земли, оказывающих значительное влияние на местные деформации циркуляции атмосферы. Поэтому к делению географической оболочки на комплексы положены различия в строении земной коры .

Состав системы знаний

Содержание этой системы знаний довольно сложно. Изучением литосферы занимаются многие науки: геофизика, геология, палеонтология, геоморфология и др. Сведения из этих наук входят в содержание школьной географии. Наибольшее значение для понимания процессов, которые происходят в географической оболочке, имеют геоморфологические знания. Геоморфология рассматривает рельеф как результат перемещения и трансформации вещества земной коры эндогенными и экзогенными рельефообразующими процессами. Геоморфология исторически возникла на базе двух наук — геологии и географии. Связь геоморфологических и геологических знаний тесна и многообразна. Крупные формы земной поверхности связаны с историей формирования литосферы, с характером горных пород и геологических процессов. В школьной географии связь геологических и геоморфологических знаний еще более тесная, чем в науке, так как все науки о Земле в школе представляет одна география.

Всю систему рассматриваемых знаний в соответствии с их содержанием в науке и школьной географии можно разделить на несколько групп, установить связи между этими группами, что может помочь учителю в выборе средств и методов их формирования у школьников.

Первую группу составляют сведения из геофизики и геологии о внутреннем строении Земли и вещественном составе земной коры [22].

Объем знаний о вещественном составе литосферы невелик в действующей программе для массовой школы. Однако большинство школьников проявляет интерес к изучению горных пород и составляющих их минералов. При составлении авторских программ, при углубленном изучении географии эти знания целесообразно расширить за счет сведений о делении горных пород не только на три группы в зависимости от происхождения, но и на подгруппы. Ознакомление школьников с внедрившимися и излившимися магматическими породами, с обломочными химическими и органогенными осадочными породами необходимо потому, что первые составляют большую часть литосферы, а вторые покрывают большую часть поверхности Земли и содержат большую часть добываемых полезных ископаемых. Эти знания, таким образом, имеют большое практическое значение, они необходимы и при изучении рельефа для понимания его особенностей, изменений во времени.

Вторую группу знаний составляют сведения о тектоническом развитии Земли, о типах земной коры, тектонических структурах и закономерностях их развития.

Эта группа знаний необходима в школьной географии для понимания вопросов развития рельефа планеты, закономерностей размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Главное назначение этих знаний - раскрытие идеи развития литосферы и в целом всей планеты.

Третью группу образуют знания методологического характера, сведения о методах познания строения литосферы, форм рельефа и их образования. Они знакомят школьников с методом наблюдений, геофизическим, палеогеографическим, картографическим и другими методами познания. Сюда же можно отнести знания о способах деятельности и сами действия (умения) по определению образцов горных пород по внешним признакам, анализ карт различного содержания.

К четвертой группе относят знания о формах земной поверхности (о рельефе), которые различают по форме, высоте, размерам, по генетическому признаку, по времени образования.

В целях систематизации знаний учащихся о рельефе целесообразно знакомить их с одной из классификаций форм земной поверхности, в основу которой положен учет величины и происхождения форм. Выделяют планетарные по размерам формы рельефа, крупные и средние, что позволяет подчеркнуть как величину форм, так и особенности их строения и развития; при этом раскрывается закономерная связь рельефа Земли и ее недр.

Знания о рельефообразующих процессах составляют пятую группу. Взаимодействие внутренних и внешних процессов рельефообразования обусловливает непрерывное развитие рельефа и многообразие его форм.

В школьной географии с рельефообразующими процессами учащиеся начинают знакомиться при изучении курса “Окружающий мир”, где получают элементарные сведения о разрушении горных пород под влиянием внешних процессов. При изучении география эти знания расширяются и углубляются. Однако рельефообразующие процессы как целостная система знаний в школьной географии представлены недостаточно полно, тогда как в науке взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов — центральная проблема геоморфологии. Поэтому при создании новых программ целесообразно включить в них самостоятельную тему «Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних рельефообразующих процессов», которая обобщает всю систему геолого-геоморфологических знаний.

Знания о геологическом летосчислении составляют группу, которая включает сведения о возрасте земной коры, о системе обозначения дат истории Земли, об эпохах горообразования. Эти знания необходимы для понимания идеи развития рельефа во времени и пространстве, цикличности развития тектонических структур. Учащиеся должны понимать, что одновременно с развитием складчатых областей на границах литосферных плит происходит развитие платформ, возникают активизированные зоны, интенсивно идет образование полезных ископаемых. Последнюю группу составляют знания о полезных ископаемых, их происхождении, закономерностях размещения месторождений в земной коре. Эти знания важны также для составления физико- и экономико-географических характеристик территорий [5].

Весь этот объем геолого-геоморфологических знаний в содержании школьной географии образует систему, структуру которой по ступеням обучения (согласно действующей программе). Анализ системы позволяет проследить соподчинение отдельных элементов, выбрать определенную, иногда отличающуюся от программной логику изложения материала, определить методы и средства обучения [22].

Основу системы знаний составляют теоретические знания, которые включают понятия, связи, закономерности, идеи. К ведущим основополагающим понятиям относятся: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, тектонические структуры (складчатые пояса, платформы), горные породы, типы земной коры (материковая, океаническая), внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Важное место в рассматриваемой системе знаний занимают представления. Они сопутствуют понятиям, предшествуют каждому из них, являются как бы ступенькой от ощущения к мысли. Понятия, возникающие в сознании учащихся, облекаются в образный наряд представлений и с их помощью входят в мир чувственно-практической деятельности школьников. Представления о формах рельефа, горных породах своей местности, о процессах, изменяющих горные породы и формы рельефа, школьники получают на экскурсиях, посредством наблюдений, выполнения практических работ, в ходе которых составляются коллекции горных пород, описания рельефа своей местности. Значительная часть геолого-геоморфологических знаний формируется на основе картографических представлений. Существенную часть рассматриваемой системы знаний составляют причинно-следственные связи, основные их них следующие: а) связь горных пород с процессами их образования (магматизмом, метаморфизмом, осадконакоплением); б) связь крупных форм рельефа со строением земной коры, с движением литосферных плит; в) связь рельефа с характером залегания горных пород и рельефообразующими процессами; г) связь месторождений полезных ископаемых с историей развития земной коры, с составом пород, с современными формами рельефа [22].

Раскрытие этих связей ведет к усвоению учащимися закономерностей: а) формирование рельефа есть результат взаимодействия внутренних и внешних процессов; б) соответствие крупных форм рельефа основным типам земной коры, а также основным тектоническим структурам (платформам и складчатым поясам).

Процессы и явления, происходящие в литосфере и на ее поверхности, подтверждают основные общие географические закономерности: а) цикличность (в образовании складчатых структур), б) ритмичность (в процессе выветривания, например), в) круговорот веществ в земной коре. Все эти теоретические знания раскрываются в опоре на факты, к которым относят номенклатуру (названия объектов), их географическое положение, цифровые показатели (высота, протяженность и другие показатели) и др

Таким образом, знания о рельефе в школьной географии представляют собой дидактически отработанную систему представлений и понятий, законов и закономерностей, составляющих основное содержание науки геоморфологии. В процессе усвоения этих знаний учащиеся должны овладеть и практическими умениями изучения рельефа в классе и на местности. Основное содержание знаний о рельефе школьной географии заключено в общих и единых понятиях.

Анализ учебных программ позволяет выделить основные геолого-геоморфологические понятия, умения и навыки, составляющие часть географического образования школьников: формы рельефа: холм, одиночная гора, горный хребет, горная долина, горная страна, плоская равнина, холмистая равнина и прочие; вертикальное расчленение поверхности земного шара: относительная и абсолютная высота, горы (высокие, средние, низкие) и так далее; внешние процессы как фактор рельефообразования: внешние силы земли, источник происхождения внешних сил, выветривание, работа ветра, текучих вод и так далее; горные породы как фактор рельефообразования: свойства горных пород, характер их разрушения внешними силами; время как фактор рельефообразования; геологические структуры как фактор рельефообразования; происхождение и типы форм рельефа: горы – локкалиты, горы – вулканические конусы, горы складчатые, сбросовые, складчато-сбросовые, эрозионные, «останцовые», равнины первичные пластовые (структурные), вторичные демонстрационные (пенеплены), наносные аккумулятивные (аллювиальные), лавовые покровы, образования мелких форм рельефа – дюн, барханов, оврагов, бугров, пучения и так далее; развитие рельефа: значение фактора времени в развитии рельефа, направленное развитие рельефа в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов рельефообразования; изображение рельефа на карте: условные знаки, горизонтали, шкала высот и глубин, послойная краска карты, отмывка и гипсометрический способ; закономерное размещение крупных (морфоструктурных) и мелких (морфоскульптурных) форм рельефа.

В процессе над освоением перечисленных понятий учащиеся овладевают практическими умениями изучения рельефа в классе и на местности. Они учатся читать рельеф по учебным топографическим и гипсометрическим картам, анализировать его с применением специальных (геологических, климатических, тектонических) карт, строить гипсометрические профили. В ходе экскурсий учащиеся изучают формы рельефа и слагающие их горные породы, определяют количественные признаки элементов рельефа (высота, крутизна склонов), знакомятся с результатами деятельности внешних процессов, изменяющих рельеф, строят профили рельефа местности.

Наши рекомендации