Семипалатинской области
Просвещение и культура
1. Результатом экспедиции Г. Ф. Миллера во второй половине XVIII в. явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза
2. Благодаря своим многочисленным трудам о Казахстане стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и пользовался уважением М. В. Ломоносова Рычков
3. Поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия Ойратской агрессии
4. Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта XVIII в. Татикара
5. Аблай, Богенбай и другие яркие личности XVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта Татикара
6. Политическую историю казахской государственности XVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жирау
7. Содержание многочисленного поэтического наследия выдающегося литератора XVIII в. Бухар-жирау, в основном историко-философские.
8. Один из лучших вариантов «Козы Корпеш – Баян Сулу» принадлежит акыну XVIII в. Жанаку
9. Акыну XVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов
«Козы Корпеш – Баян Сулу».
10. Петр I рассматривал Казахскую Степь в качестве «Ключа и ворот» в Центральную Азию
11. Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном, потребовало создания специальных Учебных заведений по подготовке толмачей(переводчиков).
12. 1789 г. открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края Переводчиков и чиновников из коренного населения.
13. В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на языке татарском и русском.
14. Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХв. русско-казахских школ и училищ - подготовить служащих для колониальной администрации.
15. В первой половине ХIХ в. в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в
Светском образовании на родном языке
16. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль.
17. В Повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.
18. В 1833 г. А.С. Пушкин был в Оренбурге, для сбора материалов о
Пугачевском восстании.
19. Сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. содержится в произведении А.С. Пушкина «История Пугачевского бунта»
20. В 1833 г. А.С. Пушкин в городе Уральске сделал записи казахской поэмы
«Козы-Корпеш - Баян Сулу».
21. Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С. Пушкина «Пугачевский бунт».
22. 1848-1849 гг. для изучения Аральского моря, была направлена экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова.
23. В 40-х гг. Х1Хв. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина.
24. Трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» принадлежит русскому ученому первой половины ХIХ в. Левшину
25. По силе таланта среди казахских поэтов первой половине ХIХ в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета.
26. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с Русским народом.
27. Махамбет Утемисов в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге - в качествевоспитателя ханского наследника
28. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания и помогают увидеть причины и цели движения 1836-1838 гг.
29.Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш – Баян Сулу» был записан Шоже Каржаубайулы
30. В ХIХ в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суинбай
31. Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повлияли Потребности освоения богатств края.
32. Востоковед, академик В.В. Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен».
33. Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине ХVIII в. написал русский ученый востоковед В.В. Вельяминов-Зернов.
34. Украинский кобзарь Т.Г. Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку
На полуострове Мангышлак.
35. Украинский кобзарь Т.Г. Шевченко в стихотворении «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца.
36. Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг.
37. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.
38. В 1847 г. 12-летний Шокан Уалиханов поступил учиться в Сибирский кадетский корпус.
39. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением Восточных средневековых хроник.
40. В 1853г. в офицерском звании корнета закончил Омский кадетский корпус 18-летний Шокан Уалиханов.
41. Записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов
Шокан Уалиханов.
42. Анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана содержится в фундаментальном труде Шокана Уалиханова
«О состоянии Алтышара…»
43. Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара…» является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашгарию.
44. В фундаментальном труде Шокана Уалиханова «О состоянии Алтышара…» содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана.
45. Последний труд Ш.Уалиханова опубликованный в 1865 г. посвящен Восстанию дунган в Цинской империи.
46. За огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии, заслужил мировое признание казахский ученый второй половины XIX века Шокан Уалиханов.
47. В 1883г. в Казахстане была открыта первая общественная библиотека в городе Семипалатинске.
48. Ограничения, наложенные правительством на получение образования в мектебах и медресе в Казахстане, было проявлением борьбы с распространением исламской религии
49. Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от
Уездного правления.
50. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске
Оренбургской губернии.
51. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях
52. В конце XIX века от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на просвещение
53. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» 1867 г. принятый
Оренбургским губернатором.
54. Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах.
55. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений
56. Правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесла изменения в деятельности религиозных школ.
57. В конце XIX в. в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности мектебов и медресе санкционировалось Генерал-губернатором.
58. В конце XIX в. правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «Пантюркизма и панисламизма».
59. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего на преподавание русского языка.
60. В конце XIX в. распоряжениями военных губернаторов закрывались мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка.
61. В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.
62. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.
63. В 1857 г. Ыбырай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с Золотой медалью.
64. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику царизма.
65. В 1879 году Ыбрай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области.
66. Ыбырай Алтынсарин в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование Сельскохозяйственной школы Тургая.
67. Основоположником женского образования в Казахстане является
Ыбырай Алтынсарин.
68. Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направлений деятельности
Ыбырая Алтынсарина.
69.Достижением Ыбрая Алтынсарина в развитии женского образования в Казахстане является открытие школы-интернат для казахских девочек в городе Иргизе
70. Вытеснению арабской графики из казахской письменности способствовало учебное пособие Ыбырая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия».
71.Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в Русско-казахских школах.
72.Годы жизни основателя письменной казахской литературы, поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг.
73.Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы.
74.Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая Кунанбаева является «Гаклие».
75.Казахской тематике посвятил все свои значительные произведения художник Н.Хлудов.
76.Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки второй половины ХIХ века Курмангазы Сагырбайулы.
77.Из произведений классика казахской инструментальной музыки Курмангазы Сагырбайулы сохранились 60 кюев.
78. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в кюе Курмангазы «Сары арка».
79. Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы.
80. Кюйши-композитор второй половины ХIХ века, основоположник лирического направления в домбровой музыке Даулеткерей Шыгайулы.
81. На формирование взглядов композитора Даулеткерея Шыгайулы повлияло восстание 1836-1838 гг.
82.На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сал Кожагулулы оказала встреча с Абаем.
83.Ссыльные декабристы и петрашевцы оказали влияние на формирование мировоззрения композитора, поэта-публициста Жаяу Муса.
84.Композитор, поэт-публицист второй половины ХIХ в., автор текстов и музыки 70 песен Жаяу Муса.
85.Жаяу Муса сочинил музыку на стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, окылык».
86.Автором песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер» является великий композитор Ахан серэ Корамсаулы.
87. Кюйши-композитор, кобызист второй половины ХIХ в., возродил традиции кобыза от музыки Коркута Ыкылас Дукенулы.
88.После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь в том числе в крепости По Иртышу и на Оренбургскую линию.
89.После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе и в города Северного Казахстана.
90.Участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол получил разрешение от коменданта Бухтормы лечить местных жителей.
91.В собрании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе, открытом в 1831 г., активное участие принимал Хан Жангир.
92.Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 г., в городе Оренбурге демонстрировал Историю края и быт населения.
93.Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск.
94.Ф.М. Достоевский находясь в ссылке встретился и высоко оценил научные поиски молодого ученого Шокана Уалиханова
95.В первой половине XIX века распространению идеи русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.
96.Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины XIX века приток участников освободительных движений.
97.Во второй половине XIX века большой вклад в организацию дела просвещения в Казахстане внесли политические ссыльные
98.Во второй половине XIX века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше.
99.В 40-х гг. XIX века написана и переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки поэма «Киргиз» («Казах»), польского революционера
Г. Зелинского.
100.Представитель польского освободительного движения, друг великого Абая, автор исследования: «Материалы по юридическим обычаям киргизов»
С.Гросс
101.Друг великого Абая, польский революционер С.Гросс, сведения для своего исследования: «Материалы по юридическим обычаям киргизов» собирал в
Семипалатинской области.
102.Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 г. решение правительства о распространении политической ссылки на