Оценка точности геодезических измерений

Измерения подразделяются на прямые и косвенные, однократные и многократные, равноточные и неравноточные.

При прямых измерениях значение искомой величины получается непосредственно по показаниям прибора (например, рулеткой измеряется длина отрезка).

При косвенных измерениях значение искомой величины находится вычислениями по известным формулам на основании данных прямых измерений (например, определение площади треугольника по измеренным основанию и высоте).

Однократные измерения дают одно значение измеряемой величины. При многократных – величина измеряется n > 1 раз. Такие измерения необходимы для контроля, позволяют получить более надежный результат.

Равноточные – измерения выполняются в одинаковых условиях: приборами одинаковой точности, исполнителями одинаковой квалификации, одними и теми же методами и равное число раз, при одинаковых условиях внешней среды.

Неравноточные – измерения, выполненные в неодинаковых условиях и поэтому имеющие разную точность.

Любое измерение сопровождается погрешностями измерения, которые разделяют на грубые, систематические и случайные.

Грубые погрешности (ошибки, промахи, просчеты) выявляют и устраняют контрольными измерениями.

Систематические погрешности искажают результат измерений всегда в какую-либо сторону. Например, мерная лента на величину Dl короче эталона, или известна ее длина при одной температуре, а измерения производятся при другой, и тогда появится систематическая погрешность за счет теплового линейного расширения материала ленты. Систематические погрешности стараются исключить введением поправок.

Случайные погрешности принципиально неустранимы, так как они изменяются случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины. Борьба за уменьшение их влияния сводится к совершенствованию приборов и методов измерений, в частности к увеличению числа повторных измерений, к выбору наиболее благоприятных условий работы

Установлены следующие статистические свойства случайных погрешностей.

1. Погрешности по модулю не превосходят некоторого предела

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru . (15.1)

2. Равные по модулю положительные и отрицательные погрешности одинаково возможны.

3. Малые погрешности встречаются чаще, чем большие.

4. Среднее арифметическое из погрешностей равноточных измерений стремится к нулю при неограниченном возрастании числа измерений

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru . (15.2)

На этих свойствах основана оценка погрешностей и установление наиболее достоверных результатов измерений. Надежную оценку точности измерений – среднюю квадратическую погрешность отдельного измерения – предложил Гаусс:

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru . (15.3)

В большинстве случаев критерий Гаусса обеспечивает более надежную оценку точности по сравнению со средним арифметическим из абсолютных значений погрешностей Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , что можно видеть из следующего примера.

Пример 1. Пусть имеется два ряда измерений при условии, что точность первого ряда заведомо ниже, так как он содержит более значительные по величине погрешности (–6 и +7).

I ряд: –1; +2; –6; +7; –1 Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

II ряд: –4; +2; –4; +3; –4 Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Тогда Оценка точности геодезических измерений - student2.ru и Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , то есть получается, что точность обоих рядов одинакова. Но при оценке точности критериев Гаусса получаем

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru ;

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Видно, что Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , и наличие в первом ряду больших погрешностей проявилось.

Доказано, что при достаточно большом числе измерений случайная погрешность может быть больше 2m в пяти случаях из ста и больше 3m в трех случаях из 1000. Обычно принимают для более ответственных измерений Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , отбраковывая те результаты измерений, где погрешность больше 2m.

Средняя q, средняя квадратическая m и предельная Оценка точности геодезических измерений - student2.ru погрешности называют абсолютными. Они имеют ту же размерность, что и измеряемая величина.

Часто на практике необходимо знать не абсолютную, а относительную погрешность. Например, если одна линия измерена с точностью Оценка точности геодезических измерений - student2.ru (т.е. на 2000 м погрешность составляет 1 м), а вторая с точностью Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , то, очевидно, что вторая линия измерена точнее. Относительную погрешность обычно представляют дробью, числитель которой равен 1, а знаменатель есть частное от деления измеренной величины на абсолютную погрешность. Так, относительная средняя квадратическая погрешность будет Оценка точности геодезических измерений - student2.ru . Необходимость оценивать точность измерений возникает в следующих случаях.

1. Истинное значение измеряемой величины X известно заранее, например сумма углов многоугольника. Тогда значение погрешности измерений Оценка точности геодезических измерений - student2.ru и Оценка точности геодезических измерений - student2.ru . В практике такой случай встречается редко.

2. Истинное значение измеряемой величины заранее неизвестно. Тогда, по результатам нескольких равноточных измерений, можно определить наиболее вероятное (вероятнейшее) значение измеряемой величины Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , которым оказывается арифметическое среднее. Зная Оценка точности геодезических измерений - student2.ru , можно вычислить вероятные погрешности (отклонения) Оценка точности геодезических измерений - student2.ru и по формуле Бесселя среднюю квадратическую погрешность отдельного измерения Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Но само вероятнейшее значение будет определено также с погрешностью, которую находят по формуле Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Пример 2. Даны результаты измерения линии (табл. 12). Оценить точность измерений, т.е. вычислить m, M и Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Т а б л и ц а 12

Исходные данные

Номер измерения l, м V, см v2, см2
68,31 –1
68,30 –2
68,34 +2
68,32
68,33 +1
  Оценка точности геодезических измерений - student2.ru Оценка точности геодезических измерений - student2.ru Оценка точности геодезических измерений - student2.ru

Решение

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru м.

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru см.

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru см.

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

3. Измеряемая величина определяется косвенным путем, то есть является функцией Оценка точности геодезических измерений - student2.ru других измеренных с какой-то точностью величин (так называемых измеряемых аргументов), средние квадратические погрешности которых mx; my; … mt.

В теории погрешностей измерений доказано, что средняя квадратическая погрешность величины Оценка точности геодезических измерений - student2.ru выражается следующей формулой

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru

Пример 3. В треугольнике на плане измерено основание Оценка точности геодезических измерений - student2.ru м с Оценка точности геодезических измерений - student2.ru см и высота Оценка точности геодезических измерений - student2.ru м с Оценка точности геодезических измерений - student2.ru см. Определить относительную среднюю квадратическую погрешность площади треугольника Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Площадь треугольника участка равна

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru м2.

Найдем частные производные от функции S по аргументам b и h.

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru ; Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Тогда

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru м2

и

Оценка точности геодезических измерений - student2.ru .

Сведения, приведенные в данном пособии, являются дополнением к основным темам, изучаемым на лекциях. Они позволяют студентам получить практические навыки в решении конкретных инженерных задач по планам и картам.

Наши рекомендации