№ | Тема урока | Кол -во ча- сов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополни- тельный материал | Формы контроля | Практические работы | Дом.за-да-ние | Дата про- веде- ния |
| | | | | | | | | | |
Введение ( 2 часа) |
| Введение. Что такое география | | Урок изуче- ния нового материала | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического про-странства. | Знать: основные географические понятия и термины | | Вводная беседа | Экскурсия «Осенние изменения в природе» Пр.р. №1 «Организация и обучение приемам работы: наблюдение за погодой (календарь погоды)» | §1р/тс.6 | |
| Из истории географических открытий | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Представле-ние о мире в древности | Работа с картой, фронтальный опрос | | §2 р/т с.8 | |
Земля как планета (5 часов) |
| Планеты Солнечной системы | | Изучения нового материала | Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. | Знать:основные географические понятия и термины. Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлятьвзаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; | Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географиче- ских следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. | Вводная беседа | Пр.р. №2 «Составление и объяснение схемы: положение Земли в Солнечной системе» | §3 р/т с.10 | |
| Форма, размеры и движение Земли. | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Луна — спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | Пр. р. №3 «Составление и объ-яснение схемы: движение Земли вокруг Солнца» | §4 р/т с.13 | |
| Система географических координат | | Практикум | Широта, долгота. | Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос | Пр.р.№4 «Определение географических координат» | §5 р/т с.14 | |
| Времена года | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца | | §6 р/т с.17 | |
| Пояса ос-вещености | | Практикум | | | §7 р/т с.19 | |
Способы изображения земной поверхности (13 часов) |
| Масштаб карты | | Практикум | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб. | Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; | | Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос | Пр.р. №5 «Определение направлений и рассто-яний по карте.» | §8 р/т с.22 | |
| Способы определения рассто-яний на местности, их изображение на плане и карте Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Способы определения расстояний | | | | |
| Вычисление расстояний на плане с помощью масштаба | | Практикум | План местности. Градусная сеть на плане и карте. | | Решение географических задач | | | |
| Виды условных знаков | | Практикум | Условные знаки на плане и карте | | Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос | Пр.р.№6 «Топографический диктант» | §9 р/т с.24 | |
| Чтение условных знаков на плане местности и картах Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Чтение и использование карт. | | | | |
| Стороны горизонта | | Практикум | Основные и промежуточные стороны горизонта | | Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос | Пр.р. №7 « Определение направлений по компасу, азимуту.» | §10 р/т с.27 | |
| Определение направлений по плану местности Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Азимут. | | | | |
| Изображение рельефа на карте. | | Практикум | Способы картографического изображения. Классификация карт. | | Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос | Пр.р.№8 «Решение практических задач по плану: описание маршрута, составление простейшего плана местности» | §11 р/т с.29 | |
| Абсолютные и относительные высоты Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | | | | Работа с картами | | | |
| Основные виды и способы съемки местности (на примере своей местности) | | Практикум | Виды съемки местности. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | | | Съемка местности | Пр.р.№9 «Глазомерная съемка» | | |
| Камеральная обработка планов местности | | Практикум | | | | Построение плана | | | |
| Составление плана класса (школьного двора) | | Практикум | | | | Построение плана | Пр.р.№10 «Ориентирование на местности» | | |
| Значение и разнообразие планов и карт Хабаровска и Хабаровского края. Обобщение и контроль знаний по теме «Способы изображения земной поверхности»(с включением краеведческих вопросов) | | Обобщение | Значение планов и карт. | | | Тестирование | | | |
Литосфера (9 часов) |
| Строение земного шара. | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли | Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | Возникновение и геоло-гическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ис-копаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §12 р/т с.31 | |
| Виды горных пород. | | Практикум | Группы горных пород по происхождению | | §13 р/т с.33 | |
| Полезные ископаемые | | Урок актуа-лизации знаний и умений | | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §14 р/т с.35 | |
| Движения земной коры | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Разнообразие форм рельефа Движения земной коры | Пр.р.№11 «Составление таблицы «Взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов» | §15 р/т с.37 | |
| Выветривание горных пород | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Виды выветривания | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §16 р/т с.40 | |
| Рельеф суши и дна океана | | Практикум | Главные формы рельефа Рельеф дна океанов Человек и земная кора | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | Пр.р.№12 «Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа в зависимости от стро-ения земной коры» | §17 р/т с.43 | |
| Восточно-Европейская равнина. Характеристика равнины по плану | | Практикум | План описания равнин | | | | Пр.р.№13 « Нанесение объектов литосферы на контурную карту» | | |
| Рельеф Хабаровска и Хабаровского края, основные формы. Полезные ископаемые | | Практикум | Основные формы рельефа и полезные ископаемые Хабаровска и Хабаровского края. | | | | Пр.р.№14 «Определение минералов и горных пород Хабаровского края по их мор-фологическим признакам» | | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Литосфера» (с включением краеведческих вопросов) | | Обобщение | | | | Тестирование | | | |
Атмосфера (13 часов) |
| Строение атмосферы | | Урок актуа-лизации знаний | Атмосфера: значение, строение, изучение | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §18 р/т с.46 | |
| Температура воздуха | | Практикум | Зависимость температуры от широты, рельефа, воздушных масс | Пр.р.№15 «Построение графика хода tо» | §19 р/т с.47 | |
| Температура воздуха. Годовой ход tо на территории Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | График годового хода температур и его анализ. Чтение графиков. | Построение графиков | | | |
| Атмосферное давление | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Зависимость давления от высоты над уровнем моря | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | Пр.р.№16 "Решение задач на определение tо и давления» | §20 р/т с.50 | |
| Движение воздуха | | Практикум | Образование ветра и его зависимость от атмосферного давления | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | Пр.р.№17 «Построение розы ветров» | §21 р/т с.52 | |
| Типы ветров Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | | | | |
| Вода в атмосфере | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Влажность воздуха: абсолютная и относительная | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | Пр.р.№18 «Построение графика облачности» | §22 р/т с.55 | |
| Водяной пар и облака. Облака, наблюдаемые в Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Водяной пар и облака. Виды облаков, их характеристики | | | |
| Характеристика видов осадков по сезонам года в Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | | | | | |
| Погода | | Практикум | Типы погоды | Фронталь-ный опрос | | §23 р/т с.58 | |
| Наблюдение за погодой | | Практикум | Дневник наблюдений за погодой. Обработка данных | Пр.р.№19 «Обработка данных метеонаблюдений своей местности» | | |
| Климат | | Практикум | Распределения тепла и влаги на поверхности Земли | | §24 р/т с.61 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» (с включением краеведческих вопросов) | | Обобщение | | | | Тестирование | | | |
Гидросфера (8 часов) |
| Единство гидросферы | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. | Знать:основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспечен-ности водными ресурсами разных ре-гионов Зем-ли. Природные памят-ники гидросферы | Вводная беседа | | §25 р/т с.63 | |
| Мировой океан | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §26 р/т с.66 | |
| Воды суши: реки и озера | | Практикум | Типы озерных котловин, особенности стока. Крупнейшие реки и озера мира | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §27 р/т с.68 | |
| Реки Хабаровска и Хабаровского края: режим, характер течения, тип питания, значение | | Практикум | Описание крупных рек по плану | | Работа с картами МО и Дмитровского района | Записи в тетр | |
| Озера, искусственные водоемы Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Крупные озера МО и Дмитровского района. Канал им. Москвы. Водохранилища. | | Работа с картами МО и Дмитровского района | | |
| Описание водных объектов Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | | Сообщения по теме | Работа с картами МО и Дмитровского района | | |
| Воды суши: подземные воды и природные льды | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Льды покровные и горные | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | Пр.р.№20 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры» | §28 р/т с.71 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера» (с включением краеведческих вопросов) | | Обобщение | | | | Тестирование | | | |
Биосфера (5 часов) |
| Царства живой природы | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Биосфера: распро-странение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. | Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; геогра-фическую зональность и поясность | Наблюдения за раститель-ным и животным миром для определе-ния качества окружающей среды. Описание расти-тельного и животного мира на мест-ности и по карте. | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §29 р/т с.73 | |
| Биосфера и охрана природы | | Урок актуа-лизации знаний и умений | §30 р/т с.76 | |
| Флора и фауна Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Основные виды растений и животных МО и Дмитровского района | | Сообщения по теме. | | | |
| Природные комплексы Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | Природные и антропогенные комплексы. Особо охраняемые территории. | | | | | |
| Описание природного комплекса своей местности | | Экскурсия | Описание природного комплекса по плану | | | | Экскурсия «Взаимосвязи компонентов природы». | | |
Почва и геосфера (6 часов) |
| Почва | | Урок актуа-лизации знаний и умений | Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. | Наблюдение за изменени-ем почвенно-го покрова | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §31 р/т с.78 | |
| Почвы Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | | | Работа с картами МО и Дмитровского района | | |
| Хозяйственное использование почв Хабаровска и Хабаровского края | | Практикум | | | | | |
| Природный комплекс | | Урок актуа-лизации знаний и умений | | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | §32 р/т с.81 | |
| Природные зоны | | Практикум | | §33 р/т с.83 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Почва и геосфера» (с включением краеведческих вопросов) | | Обобщение | | | | Тестирование | | | |
Земля – планета людей (5 часов) |
| Географическое положение Хабаровска и Хабаровского края | | Урок изучения нового | План описания географического положения объекта. | | | | | Записи в тетр | |
| Типы населенных пунктов Хабаровска и Хабаровского края | | Урок изучения нового | Городские и сельские населенные пункты | | | Индивиду-альный, фронталь-ный опрос | | | |
| Население Хабаровска и Хабаровского края: численность, плотность, этнический состав | | Урок изучения нового | Основные характеристики населения: численность, плотность, поло-возрастной и этнический состав, размещение. | | | | Работа с картами МО и Дмитровского района | Записи в тетр | |
| Город Хабаровск, его современные функции | | Урок актуа-лизации знаний и умений | | | | | | | |
| Обобщение по теме «Население своей местности» | | Обобщение | | | | Тестирование | | | |
Обобщающее повторение (2 часа) |
| Обобщение знаний по темам курса, контроль | | Урок повторения и обобщения | | | | Тестирова-ние | | | |
| Обобщение знаний о природе и населению своей местности, контроль | | Урок повторения и обобщения | | | | Тестирова-ние | | | |
| Резервное время | | | | | | | | | |
| Всего | | | | | | | | | |