Современная нотация этой мелодии показана ниже
Латинские письменности Башкортостана.
Латинское письмо применялось в Башкортостане в 5 веке после миляда Гайсы и в 20 веке после миляда Гайсы. Наиболее известные документы, выполненные этим письмом такие: 1) Медаль Асен шада из города Уфы;
Византийские монеты, найденные в городе Уфе; 3) Башкирские эпитафии 20 века из кладбищ населенных пунктов Башкортостана и наскальные письмена этого же периода.
Особняком находится текст послания Тервел хана из Над-Сент-Миклошского клада.
№ п\п | Название документа | Знаки | Современные буквы и значения слов | |
Графема | Фонема | |||
291. | Медаль Асен шада выпущенная в ознаменование победы над Римской империей На войне 467-469 годов. Экспонат музея Башкирского государ-ственного универ- ситета. Билингва. Тексты написаны уйгурскими и латинскими письмен-ностями. Латиница читается Слева направо. | А | А | |
292. | У | У | ||
293. | Г | Г | ||
294. | Д | Д | ||
295. | Е | Е | ||
296. | И | И | ||
297. | К | К | ||
298. | Л | Л | ||
299. | М | М | ||
300. | Н | Н | ||
301. | П | В | ||
302. | Р | Р | ||
303. | С | С | ||
304. | Т | Т | ||
305. | h | h | ||
306. | Емпhратр | Император | ||
307. | Рмнлнус | Византийцев | ||
308. | Асне | Асень | ||
309. | Тамга | Тамга | ||
310. | Послание Эрвел Хана из Над Сент Миклош- Ского клада. Юнанское письмо в тексте читается справа налево (против часовой стрелки). | hкиат | Рассказ | |
311. | Тамга крест | «Божественный», само слово не написано, обозначено крестом. | ||
312. | hеизтh | Начертили мы | ||
313. | hропрат | Прощение | ||
314. | Родовая тамга болгарских ханов | Тамга рода Ашина (Одинаковая с тамгой Моде вана; Святослава; Джучидов). | ||
315. | З | Местоимение «Я». | ||
316. | Лгоат | Язык; рассказ | ||
317. | Инт | Довел; осуществил | ||
318. | Нтби | Мое желание | ||
319. | Ириор | Соскоблит он | ||
320. | Эрвд | Эрвел (хан) | ||
321. | Мкет | «Могтый\\ Податель». | ||
322. | Нафаоз | «Нафиоз\\ Влиятельный». | ||
323. | Алhиоб | Господу моему Богу. | ||
324. | Наскальная надпись Горы Мечеть у села Исянгилде Оренбургской области. | M | М | М |
325. | R | Р | Р | |
326. | I | И | И | |
327. | A | А | А | |
328. | M | М | М | |
329. | Эпитафия села Сагитово из Зианчурин-ского района. | 1940 Iъl | 1940 иыл | «1940 йыл\\1940 год». |
330. | 31/ix qijbdulla | 31.09 Гийбдулла | 31 сетября Гыйбадулла | |
331. | Jilqbajъv | Йилгбайыф | Йылкыбаев |
Ниже дана фотография латинописьменного послания правителя Ард ал Бруджан (Владений бурзянцев, по другому называют также и «Добруджа) хана Тервеля. Письмо читается справа налево, против часовой стрелки.
Хазаро-караитские письменности и числа Башкортостана.
Документы Башкортостана, которые выполнены используя хазаро-караитское письмо, найденные в Караидельском, Давлекановском, Учалинском, Баймакском, в Зилаирском районах и в городе Уфе камня на камне не оставляют от теории классической исторической школы об немой бесписьменной Салто-Маяцкой археологической культуре Башкортостана.
№ п\п | Название документа | Знаки | Современные буквы и числа | |
Графема | Фонема | |||
332. | Хазаро-караитописьменные документы найдены в Башкортостане в следующих населенных пунктах, а именно: село Юлдыбаева Зилаирского района, село Иткулово Первое Баймакского района, село Якупово Караидельского района, могильник «Кугарсен Куз» в Учалинском районе, на скалах озера Асыликуль у села Бурангулово Давлекановского района. За пределами Башкортостана этот вид башкирского письма найдены в селах Исянгильде и Ахмерово в Ток-Соранском междуречии Оренбургской области. Все они представляют собой эпитафии, географические указатели, посетительские граффити и наскальные письмена. Учительские знаки, выполненные в виде кумбазов, встречаются во всех, практически, населенных пунктах Башкортостана. Относящиеся к этому же типу письма цифры найдены пока только в Давлекановском и Караидельском районах. Примененные вместе с хазаро-караитскими надписями другие типы чисел (например «82») включил тоже в эту таблицу. Хазаро-караитские письма двух видов, а именно «круглое письмо» и «квадратное письмо». В текстах встречаются и более древние, арамейские написания буквы «и». Граффити по видам (те которые найдены и учтены) делятся на следующие виды: -эпитафии- 7 штук; -географические указатели – 1; -наскальные письмена – 2; -учительские нагрудные знаки (кумбазы) огромное количество. Письменные документы этим письмом имеются по всей территории Башкортостана и Оренбургской области. Следовательно, смело можно говорить о вхождении всей территории современного Башкортостана в состав государства Авари Ганвас. | Ш | Ш | |
333. | Р | Р | ||
334. | Ш | Ш | ||
335. | Р | Р | ||
336. | У | У | ||
337. | Г | Г | ||
338. | К | К | ||
339. | Т | Т | ||
340. | К | К | ||
341. | Р | Р | ||
342. | Ш | Ш | ||
343. | h | h | ||
344. | h | h | ||
345. | У | У (А) | ||
346. | Б | Б | ||
347. | К | К | ||
348. | Ж | Ж (Я) | ||
349. | Б | Б | ||
350. | К | Кэ | ||
351. | Т | Та | ||
352. | Б | Б | ||
353. | М | М | ||
354. | Т | Т | ||
355. | П | П | ||
356. | З | З | ||
357. | У | У | ||
358. | Б | Бэ | ||
359. | М | М | ||
360. | И | И | ||
361. | И | И | ||
362. | И | И | ||
363. | Л | Л | ||
364. | Л | Л | ||
365. | Ж | Ж | ||
366. | Ж | Ж | ||
367. | Л | Л | ||
368. | Ш | Ш | ||
369. | М | М | ||
370. | И | И | ||
371. | К | К | ||
372. | Л | Л | ||
373. | Ж | Ж | ||
374. | Тс | 400 (Тс) | ||
375. | hе | 5 (h) | ||
376. | К | 100 (К) | ||
377. | Ф | 80 (Ф) | ||
378. | 15 (hей) | |||
379. | ||||
380. | Г | Г | ||
381. | Н | Н | ||
382. | Тз | 60 (Тз) | ||
383. | Сд | 7 (Сд) | ||
384. | 180 (Кф) | |||
385. | 215 (Рhей) | |||
386. | 67 (Тзсд) | |||
387. | И | |||
388. | 405 (Тсhе) |
Хазаро-караитское письмо Башкортостана развилось на основе еврейского круглого и квадратного письменностей (по всей видимости, ранее 600 годов после миляда Гайсы). Общим предком хазаро-караитского и еврейского письма является арамейское письмо. Арамейское письмо является и предком всех видов арабского письма и многочисленных арамео-сирийских письменностей встречающихся в Башкортостане. Не свойственные тюркским народам эти письменности были письменностями, пришедшими вместе с манихеской, несторианской, иудейской и исламскими религиями.
№ п\п | Арамейское письмо | Еврейское письмо | Хазаро-караитское письмо | |||
Графема | Фонема | Графема | Фонема | Графема | Фонема | |
Алиф | - | А | ||||
Бет | б | Б | ||||
Гимел | Дж | Г | ||||
Далет | Д;з | Д | ||||
hе | hе | h | ||||
Вав | В | В;У;О | ||||
Зайин | З | З (Дзета) | ||||
Хетт | Х | h | ||||
Тет | Тз | Т | ||||
Йод | Й | Й; Дж | ||||
Каф | К | К | ||||
Ламед | Л | Л | ||||
Мем | М | М | ||||
Нун | Н | Н | ||||
Самех | - | С | ||||
Гайин | г | Е | ||||
Пе | Ф | П;Ф | ||||
Цаде | Сд | С | ||||
Коф | К | К | ||||
Реш | Р | Р | ||||
Шин | Сш | Ш | ||||
Тав | Тс | Т;С;Ч | ||||
- | - | И |
Ниже дана фотография граффити села Юлдыбай Зилаирского района. Там написано: – «Кршh\\Чтец Корана».