По выполнению курсовых и дипломных работ
Дипломные и курсовые работы являются логическим завершением самостоятельных исследований студентов. Они должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рукописям научных работ.
В процессе выполнения курсовых и дипломных работ студенты овладевают методологией, приемами подбора, систематизации и правильного использования литературного, картографического и статистического материала, умением правильно анализировать собранные материалы, делать по ним выводы и обобщения. У студентов постепенно формируется и развивается научное мышление, вырабатывается навык самостоятельного письменного изложения и оформления результатов научно-исследовательской работы по физической и экономической географии, картографии, различных разделов экологии и т.д.
Главная задача курсовых и последующей за ними дипломной работы заключается в том, чтобы развить у студентов способность к научному творчеству и умению кратко публично докладывать результаты своей работы. Уже первая курсовая работа должна содержать в себе элементы научного поиска, показать творческую инициативу и активность студента. Наличие в курсовой работе творческого элемента (сбор оригинальных фактических данных, самостоятельное объяснение каких-либо географических или экологических явлений, свойств изучаемых объектов, выявление негативных сторон и путей их преодоления) рассматривается как главное ее достоинство. Такая работа при защите оценивается наивысшим баллом.
Выполнение дипломных работ является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью:
· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач, а также задач культурного строительства и образования;
· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой и методологией исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в работе проблем и вопросов;
· выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства, прогресса науки и техники, культуры и образования.
Каждая курсовая работа является самостоятельным исследованием, в то же время она может быть составной частью будущей дипломной работы.
Дипломные работы отличаются от курсовых не только глубиной своего содержания и объемом, но и тем, что они представляют собой самостоятельные оригинальные научные исследования. Они призваны показать уровень общенаучной подготовки, глубокие знания, умение использовать полученные теоретические знания и практические навыки в научных исследованиях по избранной специальности.
В дипломной работе выделяют главы и параграфы, проводится анализ более 20 теоретических источников по теме исследования, в ней дается характеристика общих подходов и разработка конкретного пути разрешения проблемы, гипотеза носит объяснительный характер, добывание фактов для доказательства гипотезы происходит на теоретическом уровне, обобщения также носят более широкий и теоретический характер.
При выборе темы для своей курсовой или дипломной работы студент должен:
o учитывать свой интерес к той или иной научной проблеме;
o степень личного знакомства с намечаемым для исследования объектом;
o характер и объем практически доступных для использования литературных, статистических и других источников и материалов;
o возможность выезда для проведения полевых наблюдений и сбора первичного материала;
o при необходимости – возможности проведения лабораторных анализов.
Одним из важнейших этапов работы над дипломной или курсовой работой является изучение литературы, знакомство с картографическими, статистическими, фондовыми и другими материалами. Особое внимание при этом обращается на подбор и соответствующую обработку этого материала.
Много нужного и полезного может почерпнуть студент, ведущий научные исследования, регулярно следя за периодическими изданиями. Старейшие из них – «Известия Русского Географического общества». В зависимости от темы работы можно также использовать многие другие периодические издания – «Вестник МГУ. Серия 5. География», «География в школе», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География», «Известия РАН. Серия географическая», «География и природные ресурсы», «География», «Природа и человек (Свет)», «Природно-ресурсные ведомости», «Зеленый мир» и т.д.
Кроме этих регулярных периодических изданий, многого дает знакомство со сборниками «Вопросы географии», которые являются тематическими, также как и сборники серии «Итоги науки и техники», издаваемые Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ), в которых приводится полная библиографическая информация по важнейшим направлениям географической науки. Очень важным источником получения информации являются различные справочные издания, хотя в этом случае следует учитывать быстрое старение фактического материала.
Невозможно в наше время вести научные исследования, не прибегая к помощи реферативных журналов, в первую очередь «География», в двенадцати номерах этого ежемесячного журнала публикуются рефераты статей, монографий и других материалов, отечественных и зарубежных изданий по географии и смежным наукам. В зависимости от темы исследования используют и другие реферативные журналы – «Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов» и др. Кроме того, можно использовать также реферативные журналы, выпускаемые Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
Основным источником подбора литературы являются каталоги, имеющиеся в каждой библиотеке. Если же в них не оказалось необходимой научной литературы, обращаются к услугам межбиблиотечного абонемента (МБА), по специальному заказу необходимые книги можно затребовать из любой библиотеки России.
Каждую работу нужно конспектировать на отдельных листах. Составленные конспекты работ следует разложить по главам и параграфам. Далее необходимо привести рубрикацию плана работы в соответствии с полученным материалом. План – это схема расположения материала, перечень вопросов, затрагиваемых в книге в последовательном порядке.
Особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов, уточняется и принимается окончательный вариант плана работы. Обобщение собранного материала требует систематизации и классификации, выполнить эту работу помогает форма записи на одной стороне листа, которая позволяет свободно оперировать материалом (разрезать, подклеивать, перекладывать и т.п.).
Следует подчеркнуть необходимость критического отношения к источникам по следующим причинам. Во-первых, в содержании и выводах некоторых устаревших работ могут содержаться заведомо неверные позиции. Во-вторых, даже при чтении работ современных ученых приходится считаться с разным уровнем их выполнения, встречаться с устаревшими фактами, ошибочной их интерпретацией, со спорными положениями. В-третьих, возможны случаи приведения непроверенных фактов, просто опечатки. В связи с этим необходимо в ходе исследования выработать свою точку зрения по данному вопросу.
Для успешного овладения работы с литературой, студенту необходимо знать основные пути к литературным источникам, представления об отдельных литературных источниках, знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять нужную информацию и правильно ее обрабатывать.
Курсовая и дипломная работа должны содержать: титульный лист; аннотацию; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованной литературы и источников. Структуру курсовой работы могут дополнить приложения: примечания, рисунки, графики, диаграммы, таблицы, схемы и т.п. Это подчеркивает уровень проделанной работы.
В курсовой работе должна соблюдаться соразмерность его частей. Введение и заключение не могут превышать четвертой части объема всей работы.
ВВЕДЕНИЕ
Введение должно содержать: обоснование выбора темы; цель исследования; объект и предмет исследования; гипотезу и задачи исследования; этапы исследования; актуальность и научную новизну; ее теоретическую и практическую значимость. Здесь аргументируется необходимость изучения данной проблемы в теории и практике, определяется направление, в русле которого будет раскрыта тема автором работы, и значение этой работы на практике. На этой основе формулируется цель работы и задачи, посредством решения которых цель будет достигнута. Обязательным элементом является критический обзор специальной литературы по теме. Более глубокое и конкретное раскрытие различных точек зрения и мнений по тем или иным вопросам должно найти место непосредственно в тексте соответствующих глав или параграфов. Введение должно заканчиваться четко сформулированной целью работы.
Кроме того, во введении указываются источники собранных материалов (учреждения, организации, предприятия, полевые исследования и др.), на основании которых выполнена работа; отмечаются лица, консультировавшие автора и оказавшие помощь в работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В основной части работы должны быть отражены теоретические исследования, сделаны обобщения и дана оценка результатов исследований.
Методика, приводимая в работе, должна отражаться подробно, с обоснованием выбора.
При работе над основной частью следует иметь в виду, что ее содержание представляет собой последовательность решения задач, которые были определены во введении.
Основная часть в работе реферативного характера предполагает анализ состояния проблем в науке. Здесь сопоставляются различные позиции, взгляды на сущность изучаемого явления, определяется отношение к ним автора (принятие или непринятие) и делается акцент на тех идеях, которые составят основу дальнейших рассуждений.
Эта часть работы обычно подразделяется на несколько глав (разделов), подразделов (параграфов), пунктов. Их названия должны быть краткими, соответствовать цели и содержанию работы, они не должны повторять заглавие курсовой или дипломной работы.
В теоретическом разделе основной части работы экспериментального характера, во-первых, необходимо раскрыть сущность того явления, процесса, свойства, состояния, вида деятельности, который обозначен в теме курсовой работы. Важно показать состояние проблемы в теории, отметить основные тенденции (направления) в его изучении. Далее автору следует определить свое отношение к предмету исследования и обосновать свою позицию по отношению к нему на основе анализа существующих направлений. Этот раздел требует глубокого и внимательного изучения литературы, рекомендованной к теме работы.
Во-вторых, необходимо обобщить и описать результаты исследования, осуществленного студентом в период подготовки работы. Этот раздел работы включает собственно исследовательскую часть и анализ результатов исследования. Особой тщательности требует представление результатов исследований. Как правило, они сводятся в таблицы или представляются в виде графиков, диаграмм, рисунков, карт, схем и т.п.
Все приводимые в тексте конкретные факты, примеры, иллюстрации и др., призваны активно «работать» на изложение основного содержания, выдвигаемых положений и рассуждений автора. Поэтому отбор таких примеров следует заранее тщательно продумать, избегая при этом излишней перегруженности текста сугубо практическими или фактическими данными.
Главы и параграфы нужно завершать краткими выводами (обобщениями). Очень важно, чтобы выводы предыдущего раздела логически подводили к восприятию и осмыслению последующего материала. Таким образом будут обеспечены последовательность изложения и требуемое единство всей работы.
Грамотно осуществленное исследование и четко оформленные результаты – основа их глубокого и всестороннего анализа. Он начинается с констатации полученных данных, их интерпретации, сопоставления с теми данными, которые существуют в научной литературе. На основании проведенного анализа формулируются выводы о состоянии или уровне изучаемого явления. После этого делаются выводы прогнозирующего характера с указанием на то, какими способами можно формировать изучаемое свойство или корректировать его проявление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам проведенной работы, итоги по ее выполнению, предложения по их использованию. Здесь важно проследить логику решения задач, поставленных студентом: что удалось решить и что вызывало затруднения, проанализировать причины удач и неуспехов как объективные, так и субъективные.
Выводы должны быть написаны предельно лаконично и четко, и они содержат примерно 5-7 пунктов. Пояснения и рассуждения здесь неуместны, все это должно быть записано ранее в тексте. Здесь не следует приводить какие-то примеры, факты или же выдвигать какие-то новые положения. Выводы отвечают только одному положению: «В результате выполненной работы установлено (получено, подтверждено и т.д.) …».
Необходимо указать на своеобразие, оригинальность, новизну подхода к исследуемому явлению в сравнении с существующей практикой. Желательно выделить те аспекты, которые подлежат дальнейшему изучению, углублению и представляют теоретический и практический интерес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-методической работы и помещается после основного текста работы. Он позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов документов. Список характеризует степень изученности конкретной проблемы автором; представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей. Он помещается после основного текста перед приложением.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного прописными буквами; приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Приложения носят вспомогательно-иллюстративный характер, поэтому, при их наличии, они приводятся в конце работы. На приложения должны быть даны ссылки в соответствующих разделах или пунктах основного текста работы. Если приложения относятся ко всему тексту работы, то ссылки на них дают при первом упоминании. Приложения должны иметь сквозную нумерацию страниц, как продолжение страниц текста работы.