РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
ГЕОГРАФИИ
Класс: 6-9 класс |
Учитель Белова Наталья Александровна |
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС второго поколения по географии для основной общеобразовательной школы, примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы Домогацких Е.М. «География» для 6 -9 классов.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:
Ø Способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
Ø Передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
Ø Формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимый каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Количество часов:всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;
оценочных практических работ - 9.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
№ п/п | Раздел учебного курса | Компетенции |
1. | ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ /21 час / | Предметная компетенция: знать/понимать: - особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции;
- значение географической науки в решении проблем человеческого общества;
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
уметь: - решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;
Личностная компетенция: - осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметная компетенция: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Коммуникативная компетенция: - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п.;
|
2. | МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. /44 часа / | Предметная компетенция: - на основе анализа и сопоставления тематических карт материков устанавливать взаимосвязи: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными» природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности.
- анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности.
- находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды
Личностная компетенция: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметная компетенция: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Коммуникативная компетенция: - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п.;
|
3. | ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА / 3 часа / | Предметная компетенция: знать/понимать: - что такое географическая среда;
- чем занимается геоэкология;
- учение о центрах происхождения культурных растений Н.И.Вавилова;
уметь: - отличать природные условия от природных ресурсов;
- приводить примеры влияния человека на природу и природных условий на человека и его жизнь.
Личностная компетенция: - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметная компетенция: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Коммуникативная компетенция: - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (15 часов)
Тема 1. Мировая суша(1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.