Учебо-методические средства

Основные:

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. - М.: Русское сло­во, 2008.

Дополнительная литература:

1. Алексеев АИ. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.

2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Населе­ние. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

5. Сайты , Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

- ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

- сетевые ресурсы (Гугл):

- карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

- Google планета Земля http://earth.google.com/

- блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

- ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

- сервис You Tube (видеоролики для уроков)

- среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

- газета «География» http://geo. 1 september.ru/

- конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/

- ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

- Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm

- Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

- клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

- журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

- жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

- великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

- Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Содержание урока (основные понятия) Компетенции учащихся (предметные) Виды контроля
Раздел 1. Общая физическая география России (29 часов)
Тема 1. Географическое положение
Что изучает география России. Источники географических знаний.     Знать: связь между географическим поло­жением и другими ком­понентами природы Беседа
Россия на карте мира. П.Р.№ 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.   Знать: в каких часо­вых поясах лежит Рос­сия. Уметь: опреде­лять местное, поясное, декретное, летнее вре­мя, их роль в хозяйстве и жизни людей Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Тема 2. Исследования территории России
Границы России Географическое положение. Виды и уровни географического положения.     Особенности географического положения России. Часовые пояса     История освоения и изучения территории России Знать: результаты географических откры­тий. Уметь: находить в разных источниках и анализировать инфор­мацию Индивидуальный, фронтальный опрос
Россия на карте часовых поясов. П.Р.№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. Эвристическая бе­седа по результа­там групповой ра­боты
Формирование территории России Эвристическая бе­седа по результа­там групповой ра­боты
Тема 3. Геологическое строение и рельеф
Геологическое летоисчисление и геологическая карта Особенности геологи­ческого строения. Ус­тойчивые и подвиж­ные участки земной коры. Основные эта­пы геологической ис­тории формирования земной коры на тер­ритории страны. Ос­новные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рель­ефа. Движение зем­ной коры. Области современного горооб­разования, землетря­сения и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономер­ности размещения месторождений по­лезных ископаемых. Минеральные ресур­сы страны и пробле­мы их рационального использования Знать: основные гео­логические эры,текто­нические структуры, сейсмически опасные территории, основные формы рельефа, их связь со строением земной коры; горы и равнины (см. номенк­латуру); закономерно­сти размещения по­лезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру); взаи­модействие внутрен­них и внешних сил в формировании рельефа. Уметь: показывать на карте эти объекты, приводить примеры; определять местопо­ложение этих объектов на карте, объяснять причины такого разме­щения Индивидуальный, фронтальный опрос
Тектоническое строение Беседа
Общие черты рельефа Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Литосфера и человек П.Р.№ 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Защита творческих проектов
Тема 4. Климат и погода
Климатообразующие факторы Факторы формиро­вания климата: гео­графическая широта, подстилающая по­верхность, циркуля­ция воздушных масс. Сезонность климата. Знать: неблагоприят­ные явления, влияние климата на жизнь и хозяйственную дея­тельность человека, характеристику типов климатов, факторы, определяющие климат России; закономерно- сти распределения те- пла и влаги, понятие «сезонность», понятие «комфортность» («дис- комфортность») клима- тических условий. Уметь: объяснить об- разование циклонов и антициклонов, анали- зировать карты, ис- пользовать знания для фенологических на- блюдений в природе, составлять прогноз погоды, приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, приводить примеры и объяснять причины явлений Индивидуальный, фронтальный опрос
Распределение тепла и влаги по территории страны Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). П.Р.№ 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Беседа
Климаты России Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Погода Погода и климат. Степень благоприятности природных условий.П.Р.№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Индивидуальный, фронтальный опрос
Атмосферные вихри Циклоны и антициклоны. Эвристическая бе­седа по результа­там групповой ра­боты
Атмосфера и человек Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явленияП.Р.№ 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Защита творческих проектов
Тема 6. Моря и внутренние воды
Моря России Особая роль воды в природе и хозяйстве. Природно-хозяйственное раз­личие морей России. Знать: особенности внутренних вод, поня­тия, касающиеся рабо­ты реки, номенклатуру, меры по сохранению природы, защиты лю­дей от стихийных природных явлений, особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование, распределение рек по бассейнам океанов, основные географические понятия, номенк­латуру. Уметь: на карте пока­зать южную границу многолетней мерзлоты и объекты, объяснять их размещение, назы­вать и показывать на карте географические объекты Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Характеристики реки Виды вод суши на территории страны. Главные речные сис­темы, водоразделы, бассейны. Распреде­ление рек по бассей­нам океанов. П.Р.№ 7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Индивидуальный, фронтальный опрос
Реки России Пита­ние, режим, расход, годовой сток рек, ле­довый режим. Роль рек в освоении тер­ритории и развитии экономики России. Групповая работа. Составление по карте маршрута пу­тешествия. Беседа по результатам анализа карт
Озера и болота Важнейшие озера, их происхождение. Бо­лота. Индивидуальный, фронтальный опрос
Природные льды Подземные во­ды. Ледники. Индивидуальный, фронтальный опрос
Великое оледенение Многолетняя мерзлота. Беседа
Гидросфера и человек Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Тестирование Защита творческих проектов
Тема 6. Почвы
Формирование и свойства почвы Почвы и почвенные ресурсы. Почвы -основной компонент природы. В.В. Доку­чаев - основополож­ник почвоведения Знать: понятие «поч­ва», факторы почвооб­разования, основные свойства почв. Уметь: объяснять су­щественные признаки почв Индивидуальный, фронтальный опрос
Зональные типы почв Размещение основ­ных типов почв. Поч­венные ресурсы, ме­ры по сохранению почв Знать:закономерности распространения, зна­чение и охрану почв, мелиорацию земель, приводить примеры. Уметь: анализировать карту почв Индивидуальный, фронтальный опрос
Тема 7. Природные зоны
Природные комплексы России Природные тер­риториальные комплексы. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в созда­нии учения о природ­ных зонах.   Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, понятие «высотная поясность», физико-географические рай­оны России, характе­ристику арктических пустынь, тундр, лесо­тундр, лесных зон: тай­ги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни; природные ресурсы и хозяйственное освое­ние зон, их экологические проблемы. Уметь: объяснять разнообразие природ­ных и антропогенных комплексов, что такое природно-хозяйственные зоны; роль Докучаева В.В и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах; набор высотных поясов в горах; со­ставлять краткую ха­рактеристику разных территорий на основе разнообразных источ­ников. Беседа
Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики Характеристика при­родных зон.П.Р.№ 8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Индивидуальный, фронтальный опрос
Леса умеренного пояса Характеристика при­родных зон. П.Р.№ 9. Работа с контурной картой по теме: Леса умеренного пояса Индивидуальный, фронтальный опрос
Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность Характеристика при­родных зон.П.Р.№ 10. Работа с контурной картой по теме:Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность Индивидуальный, фронтальный опрос
Ресурсы растительного и животного мира Биологи­ческие ресурсы, их рациональное ис­пользование. Меры по охране раститель­ного и животного ми­ра. Природ­ные ресурсы зон, их использование, эко­логические пробле­мы. Высотная пояс­ность. Эвристическая бе­седа по результа­там групповой ра­боты
Раздел 2.Крупные природные районы России (24 часа)
Тема 1. Островная Арктика
Природа арктических островов Состав Арктики. Осо­бенности природы Давать оценку геогра­фического положения, природных условий и ресурсов, уметь со­ставлять прогноз ис­пользования террито­рии в хозяйстве Групповая работа. Составление по карте маршрута пу­тешествия. Беседа по результатам анализа карт
Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина
Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение Европейская Россия - основа формиро­вания территории Российского государ­ства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную дея­тельность населения Давать оценку геогра­фическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятель­ности населения. Объяснять уникаль­ность района, достоин­ства и сложности гео­графического положе­ния района, роль Ев­ропейского Юга в гео­политических интере­сах России Индивидуальный, фронтальный опрос
Климат, внутренние воды и природные зоны Индивидуальный, фронтальный опрос
ПТК Восточно-Европейской равнины: тундровые и лесные районы Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
ПТК Восточно-Европейской равнины: лесостепные и степные районы, полупустынные и пустынные районы Тестирование
Тема 3. Кавказ
Кавказ. Рельеф и геологическое строение Состав района. Осо­бенности географи­ческого положения и его влияние на при­роду, хозяйственное развитие района и геополитические ин­тересы России. Историко-географические этапы развития района Знать: состав района, особенности географи­ческого положения, этапы формирования. Уметь: по карте опре­делять ГП района Выявлять и ана­лизировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе, пользоваться различными источни­ками информации Беседа
Климат, внутренние воды и высотная поясность Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причи­ны их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея­тельность населения Индивидуальный, фронтальный опрос
Тема 4. Урал
Урал. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Состав района. Ос­новные историко-географические эта­пы формирования района. Специфика природы Урала: рельеф, кли­мат, природные зоны и природные ресурсы Знать: специфику при­роды Урала. Уметь: называть и по­казывать формы рель­ефа, объяснять различия в природе Урала Индивидуальный, фронтальный опрос
Климат и внутренние воды Беседа
ПТК Урала Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Тема 6. Западно-Сибирская равнина
Западно-Сибирская равнина. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Состав района. Осо­бенности ГП Запад­ной Сибири. Этапы формирования рай­она. Специфика природы Западной Сибири: геологическое строе­ние, рельеф, климат, природные зоны, ре­сурсы Знать: состав района, факторы формирова­ния района, своеобра­зие природы Западной Сибири. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири, показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири Беседа
Климат и внутренние воды Климат, внутренние воды и Индивидуальный, фронтальный опрос
ПТК Западной Сибири Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Тема 6. Средняя Сибирь
Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение Состав района. Осо­бенности ГП Средней Сибири. Факторы формиро­вания района. Специфика природы Средней Сибири: рельеф, геологиче­ское строение,кли­мат, природные зо­ны, природные ре­сурсы Знать:состав района,особенности ЭГП, природы района. Уметь: оценивать осо­бенности ГП района, прогнозировать разви­тие хозяйства в буду­щем, оценивать обес­печенность природны­ми ресурсами и рабо­тать с контурной кар­той Беседа
Климат, внутренние воды и природные зоны Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Тема 7. Северо-Восток Сибири
Северо-Восток Сибири. Рельеф, геологическое строение и климат Состав района. Осо­бенности ГП Северо-Востока Сибири. Факторы формиро­вания района Специфика природы Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать осо­бенности ГП района. Прогнозировать раз­витие хозяйства в бу­дущем Индивидуальный, фронтальный опрос
Внутренние воды и ПТК Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность при­родными ресурсами и работать с контурной картой Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Тема 8. Горы Южной Сибири
Горы Южной Сибири. Геологическое строение и рельеф Состав района. Осо­бенности ГП пояса гор Южной Сибири. Факторы формиро­вания района. Специфика природы: рельеф, геологиче­ское строение, кли­мат, природные зо­ны, природные ре­сурсы. Особенности приро­ды в горах. Измене­ние природы по вы­соте Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать осо­бенности ГП района. Прогнозировать раз­витие района в буду­щем Беседа
Климат и внутренние воды Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать его обеспеченность при­родными ресурсами и работать с контурной картой Индивидуальный, фронтальный опрос
Высотная поясность Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Тема 9. Дальний Восток
Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф Состав района. Осо­бенности ГП Дальне­го Востока. Факторы формиро­вания района Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, при­родные ресурсы Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать осо­бенности ГП района. Прогнозировать раз­витие района в буду­щем Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность при-сюдными ресурсами Беседа Индивидуальный, фронтальный опрос
Климат, внутренние воды и природные зоны Индивидуальный, фронтальный опрос
ПТК полуостровной и островной части Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
ПТК Приморья и Приамурья Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Раздел 3. Природа и человек
Природные ресурсы и природные условия Природные условия и ресурсы. Природ­ный и экологический потенциал России Объяснять значение природы в жизни и дея­тельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географи­ческие прогнозы. Знать законы об охра­не природы. Анализировать эколо­гические карты России. Уметь выполнять пра­вила природоохранно­го поведения, участво­вать в мероприятиях по охране природы Беседа
Роль географии в современном мире Индивидуальный, фронтальный опрос
Итоговый полугодовой тест Тестирование
Раздел 4. Физическая география Хабаровского края
Хабаровский край : географическое положение Особенности географического положения Ростовской области Беседа Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Геологическое строение и рельеф Хабаровского края Основные геологиче­ские эры, структуры земной коры, сейс­мически опасные территории Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Полезные ископаемые Хабаровского края Наличие и особенности размещения полезных ископаемых Индивидуальный, фронтальный опрос
Особенности климата Хабаровского края Климатообразующие фак­торы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влия­ние климата на жизнь, быт, хозяйст­венную деятельность человека. Индивидуальный, фронтальный опрос
Гидрография Хабаровского края Внутренние воды: реки, озера, болота, подземные воды Индивидуальная работа по заполне­нию контурных карт
Почвы Хабаровского края Размещение основ­ных типов почв. Поч­венные ресурсы, ме­ры по сохранению почв Решение географи­ческих задач
Растительность Хабаровского края Биологи­ческие ресурсы, их рациональное ис­пользование. Объяснять значение природы в жизни и дея­тельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географи­ческие прогнозы. Знать законы об охра­не природы. Анализировать эколо­гические карты России иХабаровского края . Уметь выполнять пра­вила природоохранно­го поведения, участво­вать в мероприятиях по охране природы Беседа
Животный мир Хабаровского края Беседа
Охрана природы Хабаровского края Меры по охране раститель­ного и животного ми­ра. Природ­ные ресурсы, их использование, эко­логические пробле­мы. Индивидуальный, фронтальный опрос
Работа над творческими проектами По выбору учащихся Учебное исследо­вание по картам.
Работа над творческими проектами По выбору учащихся Эвристическая бе­седа по результа­там групповой ра­боты
Защита творческих проектов Защита творческих проектов
Резервный урок
Резервный урок

Наши рекомендации