Среднегодовые значения испарения, облачности и осадков на разных широтах

Широта, град Испа-рение, см в год Облачность, % Осадки, см в год Широта, град Испа-рение, см в год Облачность, % Осадки, см в год
90-80 5 17,3 40-30 50,1
80-70 19,4 30-20 51,3
70-60 34,0 20-10 76,3
60-50 51,0 10-0 167,7
50-40 56,1        
Среднегодовые значения упругости водяного пара и относительной влажности на разных широтах Направление ветра на разных широтах
Широта, град Относит. влажность, % Упругость водяного пара, гПа Широта, град Направление ветра
90-80 88-90 2,7 -4,0 Затишье
70-60 10,7-16,0 90-75 СВ
30-40 26,7 75-60 ВСВ
10-0 33,3 60-30 ЗЮЗ
      30-10 СВ
      10-0 ВСВ
      Затишье

На миллиметровой бумаге на оси абсцисс откладывается широта, а по осям ординат ‑ значение метеорологических элементов. В точке 0 оси абсцисс проводится ось ординат и на ней в масштабе откладываются значения среднегодовых температур (выше оси абсцисс ‑ положительные значения, ниже - отрицательные). В 1см левее оси ординат параллельно ей проводится линия, на кото рой вверх в масштабе откладываются значения давления; затем в 1 см левее проводится линия, на которой наносятся значения абсолютной влажности и т.д. (рис.6).

Среднегодовые значения испарения, облачности и осадков на разных широтах - student2.ru

Рис.6. Шкала для построения совмещенных графиков метеорологических элементов

Среднегодовые значения испарения, облачности и осадков на разных широтах - student2.ru

Рис.7. Примерная схема взаимосвязи между основными

метеорологическими элементами.

Оси, на которых нанесены значения метеоэлементов, надписываются, для наглядности эти оси рекомендуется вычерчивать теми же условными знаками, что и графики. Для построения графиков вначале определяются точки, где пересекаются перпендикуляры, восстановленные от осей абсцисс и ординат с соответствующими значениями широты и метеоэлемента, затем эти точки соединяются плавной линией, соответствующего тому или иному метеоэлементу условного обозначения.

Примечание. Взаимосвязи между основными метеорологическими элементами показываются для каждой из четырех зон в виде логически построенной схемы (рис.3). Например, анализ взаимосвязей в экваториальных широтах целесообразно начать с температуры воздуха. Высокая температура воздуха приводит к развитию мощных восходящих токов, что ведет к образованию у поверхности земли круглогодичной области пониженного давления. Высокая температура обусловливает и высокое испарение, а, следовательно, и высокую абсолютную влажность и т.д.

Рассмотренные взаимосвязи представляются в виде блок-схемы, где показываются виды связей: прямая, обратная.

Циркуляция атмосферы. Погода

Среднегодовые значения испарения, облачности и осадков на разных широтах - student2.ru

Среднегодовые значения испарения, облачности и осадков на разных широтах - student2.ru

Рисунок 8.Повторяемость циклонов в январе (вверху) и июле (внизу)

1. Дать анализ карт повторяемости циклонов в январе и июле (рис. 8):

А. Выявить общие закономерности в повторяемости циклонов в Северном полушарии зимой и летом.

Б. Выявить области с максимальной и минимальной повторяемостью циклонов.

В. Выявить, в какое время года наблюдается большая повторяемость циклонов и почему.

Г. Проследить изменения в повторяемости циклонов по сезонам года над европейской частью России.

2. Установить основные закономерности в распределении давления в январе и июле и определить направление воздушных потоков.

На контурную карту нанести изобары январской половины года через каждые 10 мб, нанести направление ветров.

На контурных картах выделить области повышенного и пониженного давления: Азиатский, Южно-Индийский, Северо-Американский, Северо-Атлантический, Южно-Атлантический, Северо-Тихоокеанский, Алеутский, Австралийский, Исландский, Южно-Африканский, Антарктический пояс низкого давления.

Объяснить, как изменяется давление в течение года в экваториальных, тропических, умеренных, полярных широтах северного и южного полушарий. Какие из областей низкого и высокого давления годовые, какие сезонные, обратимые? Почему? Как образуются пассаты и муссоны?

Раздел: Гидросфера

1. На контурную карту мира нанести важнейшие течения Мирового океана. Красными стрелками с четными цифрами обозначаются теплые течения, синими с нечетными цифрами - холодные.

Поверхностные течения Атлантического океана: Северное Пассатное, Антильское, Карибское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Португальское, Канарское, Ирмингера, Восточно-Гренландское, Норвежское, Лабрадорское, Южное Пассатное, Бразильское, Фолклендское, Бенгальское, Гвинейское, Межпассатное противотечение.

Течения Индийского океана: Южное Пассатное, Сомалийское, Межпассатное противотечение, Муссонное, Западноавстралийское, Мозамбикское, Игольное.

Течения Тихого океана: Северное Пассатное, Куросиво, Северотихоокеакское, Калифорнийское, Аляскинское, Камчатское, Курильское, Межпассатное противотечение, Южное Пассатное, Восточноавстралийское, Перуанское, Эль-Ниньо, Минданао, Оясио, Течение Западных Ветров, Течение мыса Горн.

Существует ли связь между морскими течениями и направлением ветров? Охарактеризовать причины возникновения морских течений. Перечисленные основные океанические течения объединить по генетическим признакам в группы.

Дать анализ карты морских течений. Показать особенности циркуляции течений в тропической зоне Мирового океана, в умеренных и приполярных широтах Северного и Южного полушарий. Выяснить причины, влияющие на повторяемость и скорость течений.

2. Дать анализ схем взаимодействия элементов природы в Мировом океане (рис. 9), а также в субполярных и тропических его поясах (рис. 10, 11). Представить в виде логических блок-схем взаимодействие элементов природы в умеренных, субтропических и экваториальных поясах.

3. Построить график высоты снеговой линии на разных широтах по данным табл. 11. Объяснить причину различного высотного положения снеговой линии по широтам в северном и южном полушариях.

Таблица 11. Высота снеговой линии на разных широтах

Широта, град. Высота снеговой линии, м
Северное полушарие Южное полушарие
90 – 80
80 – 70
70 – 60
60 – 50
50 – 40
40 – 30
30 – 20
20 – 10
10 – 0

В каких районах Земли (указать конкретные географические объекты) на данных широтах можно наблюдать хионосферу. Как на примере снеговой линии проявляются свойства дискретности и континуальности географической оболочки?

Примечание. На оси ординат откладывают высоту снеговой линии, на оси абсцисс – географическую широту. Масштабы: горизонтальный – в 1 см 5 град; вертикальный – в 1 см 300 м.

4. По данным табл. 12 – 13 охарактеризовать основные закономерности распространения разных видов льда на Земле в целом, по отдельным широтам, а также по полушариям – северному и южному. Объяснить соотношение наземного и подземного оледенения в высоких широтах северного и южного полушарий.

Таблица 12. Распространение льдов на Земле

Виды льда Площадь, млн. км2 Доля площади
Ледники и ледниковые покровы 11% суши
Подземные льды 22% суши
Морские льды 7% океана
Снежный покров 14% планеты
Айсберги (шельфовые льды) 19% океана
Атмосферные льды 100% планеты

Таблица 13. Распространение льдов по широтам

Геогр. широта, град. 90-80 с.ш. 80-70 с.ш. 70-60 с.ш. 60-50 с.ш. 50-40- с.ш. 40-25 с.ш. 25 с.ш.‑30 ю.ш. 30-35 ю.ш. 35-50 ю.ш. 50-60 ю.ш. 60-90 ю.ш.
Ледники, % от площади суши 68,5 35,8 4,5 0,3 0,07 0,47 0,0 0,08 0,84 10,9 99,93
Подземный лед, % от площади суши 31,5 64,2 80,3 45,3 5,7 1,7 0,0 0,01 0,1 0,8 0,07
Морской лед, % от площади океана 93-97 66-87 23-65 8-35 4-13 0-11 25-84
Ледники, подз. и морской лед, % от общей площади 93-98 79-91 68-79 29-41 5-9,3 0,91 0,01 0,04 0,2-18 55-91

Рис. 9
Рис. 10, 11.
Раздел: БИОСФЕРА

1. На основании данных табл.14 выяснить (вычислив %): а) где больше биомасса – в океане или на суше, и во сколько раз? б) каково сочетание биомассы растений и биомассы животных на суше и в океане? Полученные выводы объяснить.

Таблица 14. Распределение биомассы Земли между сушей и океаном

(по А.М. Рябчикову, 1988)

Компонент биомассы Общая масса в млрд.т сухого вещества
земля суша % океан %
Фитомасса 1770,2   0,17  
Зоомасса 19,8 16,5   3,3  
Биомасса 1786,5   3,5  

2. От чего зависит продуктивность фитомассы на Земле? В каких районах отмечается наибольший и наименьший прирост фитомассы? Чем вызваны изменения прироста фитомассы в одном и том же тепловом поясе?

Для ответа надо использовать данные табл.15. Для удобства анализа таблицы целесообразно преобразовать ее в матрицу связи радиационного баланса (строки) и увлажнения (колонки)?

Таблица 15. Продуктивность фитомассы в различных ландшафтных

зонах Земли (по Н.П. Матвееву и др., 1981)

Ландшафтные зоны Радиационный баланс, ккал на см.2 в год Увлажнение, % Продуктивность фитомассы, ц/га.
Тундровая
Таежная 140-100
Широколиственная 150-100
Лесостепная 99-60
Степная 50-30
Субтропических лесов 99-60
Пустынная 50-70 25-13
Саванновая 50-30
Гилея 150-100

Раздел: Географическая оболочка

1. Познакомиться с периодическим законом географической зональности, сформулированным А.А. Григорьевым и М.И. Будыко (1956).Ответить на следующие вопросы:

А. Какие факторы учитывает закон географической зональности?

Б. Каков физический смысл радиационного индекса сухости?

В. Радиационный баланс или радиационный индекс сухости определяет тип географической зоны и ее конкретный облик? Привести примеры.

Г. При каких соотношениях радиационного баланса и радиационного индекса сухости создаются оптимальные условия для развития растительности?.

Д. Какие географические зоны возникают при следующих показателях:

Радиационный баланс, кДж/см2 в год Радиационный индекс сухости Географическая зона
0.7 – 0,8  
2,0 – 3,0  
0,8 – 1,0  
5,0 ‑ 10,0  

2. Дать анализ карты географических поясов и зон суши Земли географического атласа для учителей средней школы по следующему плану: а) сколько и какие природные пояса показаны на этой карте? б) какие географические пояса имеют наиболее сложную и простую структуру? в) все ли географические пояса и зоны имеют субширотное простирание? Привести примеры выявленных отклонений; г) какие зоны и в каких поясах характерны для внутриконтинентальных областей, западных и восточных побережий материков? Привести конкретные примеры; д) какие географические пояса и зоны наиболее характерны для суши северного и южного полушарий?

На выбор преподавателя составить краткую характеристику одного из природных поясов суши Земли, в которой отразить следующие характеристики: радиационный баланс; степень увлажнения; степень и характер выраженности сезонных различий по термическим условиям и условиям увлажнения; степень развития поверхностных вод; доминирующий почвенный и растительный покров; степень выраженности провинциальности (разнообразия ландшафтов по секторам).

3. Построить комплексный гипсометрическо-батиметрический профиль по 30-му меридиану восточной долготы (либо по какому-то другому, указанному преподавателем) от северного полюса до экватора. На профиле нанести среднегодовое давление, средние температуры января и июля, основные типы почв и растительного покрова.

Дать анализ профиля, проследив взаимосвязи между рельефом, климатом, почвами и растительностью по линии профиля. Провести физико-географическое районирование по линии профиля и выделить следующие ступени районирования: а) физико-географические страны, учитывая прежде всего литогенную основу; б) отрезки природных зон, учитывая соотношение тепла и влаги, а также растительность; в) физико-географические провинции, учитывая рельеф и биоклиматические особенности.

На первом этапе работ строят гипсометрическо-батиметрическую линию профиля. На оси абсцисс откладывают расстояния, на оси ординат высоту и глубину (высота – выше нуля графика, глубина – ниже нуля графика). За нуль графика принимается уровень океана. Рекомендуемый горизонтальный масштаб 1:20 000 000, вертикальный масштаб – 1: 100 000. Над линией профиля надписывают океаны, моря, заливы, проливы, острова, низменности, возвышенности, плато, горы. Среднегодовое давление, средние температуры января, и июля изображают в виде кривых на графике, расположенных над линией профиля. Горизонтальный масштаб графика для построения кривых должен соответствовать горизонтальному масштабу профиля.

Кривые строят на одном графике и показывают разными цветами. Ниже нуля графика откладывают отрицательные температуры воздуха и давление не менее 760 мм.

Данные для построения кривых изменения температур берут с климатических карт. На картах определяют широты, на которых пересекаются изотермы с 30-м меридианом восточной долготы. Эти широты отмечают на оси абсцисс. Точно так же определяют значения давления (значения можно также взять из табл.10 настоящего пособия). Зная давление и температуру воздуха на разных широтах избранного меридиана, легко построить все три кривые.

Для нанесения годовых сумм осадков под линией профиля чертят горизонтальную ленту шириной около 1 см. Начиная с Северного полюса, на карте годовых сумм осадков измеряют по избранному меридиану расстояния между соседними изогиетами. Эти расстояния откладывают в масштабе профиля по горизонтальной ленте. Затем отрезки ленты закрашивают цветами в соответствии сгодовыми суммами осадков.

В виде лент, расположенных под лентой годовых сумм осадков, наносят и основные типы почв, четвертичных отложений и растительного покрова. Цветовая раскраска на этих лентах должна соответствовать легенде соответствующих тематических карт. Типы почв и четвертичных отложений можно показать также узкой внемасштабной полоской на гипсометрическо-батиметрическом профиле, а типы растительного покрова – в виде условных знаков над линией с изображением типов почв.

Анализ профиля можно провести по следующему плану: 1. Географическое положение (широты, долготы, государства и их части); 2. Орогидрография, абсолютные высоты, глубина расчленения территории; 5. Типы морфоскульптур, четвертичные отложения, их зональное распространение; 6. Климатическиепояса и области, пресеченные профилем; 7. Почвенный и растительный покров и главные их закономерности в связи с распространением тепла и влаги; 8. Природныетерриториальные комплексы (ПТК) по линии профиля. Взаимосвязь литогенных, гидро-климатических и биогенных компонентов каждого типа ПТК.

Литература

1. Давыдова М.И., Раковская Э.М., Кошелева В.А. Практикум по физической географии. М.: Просвещение, 1993. – 160 с.

2. Дедков А.П., Кожеватов Е.Д. Лабораторные занятия по общей геоморфологии / Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. – 32 с.

3. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М.: Просвещение, 1990. – 334 с.

4. Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению / М.: Просвещение, 1977. – 250 с.

5. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению: Пособие для студ.-географов пед. ин-тов. – Смоленск, 2000. – 224 с.

Наши рекомендации