Этнография и психология

В книге (1) Страница 6 – 8. (Хорошо написано подчеркнуто).

2. Билет №2. Этнография как наука про этносы. Связь с другими науками. Основные принципы краеведения (в книге(1) 8 страница). Проблема этногенезов Белорусов. Балцкия, славянския племена на территории Беларуси?


В настоящее время в мире проживает более 3 000 различных народов (наций, народностей, племен), а вместе с так называемыми этнографическими группами и национальными меньшинствами общее число этносов может составить до 5 000. Именно эти народы-этносы с их культурами и расовой спецификой изучает такая комплексная наука, известная как "этнография"

Основным понятием (категорией) этнографии является понятие "ЭТНОС".

Этнос (народ) - это особый вид социальной общности, возникающей в результате естественно-исторического процесса. Характерная черта этносов - их устойчивость.

Каждый этнос обладает определенным внутренним единством и специфическими чертами, отличающими его от других подобных социальных общностей. Эти черты включают в себя: особенности языка, культуры (материальной и духовной), этнического самосознания (осознание своего отличия от других этносов), а также иногда особенности этнической психологии (национальный характер).

Любой из этих признаков этноса не обязательно должен быть строго специфичным только для данного этноса (например, на английском языке, помимо англичан, говорят шотландцы, американцы, канадцы, австралийцы и др.). Лишь сочетание этих признаков придает неповторимый колорит и своеобразие каждому конкретному этносу.

В науке различают два понятия "этнос" - в широком и узком значении слова. В первом случае иногда используется термин "этникос" - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, что зафиксировано в этнониме.

Во втором (узком) значении, термин "этнос" обозначает по сути этносоциальный организм (ЭСО), который наряду с собственно этническими признаками (языком, культурой, самосознанием) обладает также общностью территории, экономики и определенной государственной автономией. Эти признаки придают устойчивость и жизнестойкость этносу. Они могут быть реализованы в полной мере лишь на конкретной территории проживания этноса в рамках его политической самостоятельности или, по крайней мере, автономии.

Этносы в широком смысле слова нередко именуются "национальностями". Люди, входящие в этносы-этникосы, продолжают сохранять свою этническую специфику несмотря на место своего проживания и гражданства.

Этнография и антропология

Теснейшими узами связана этнография с этой наукой. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Лишь только изучением антропологических особенностей можно выделить те или иные гипотезы (например, таджики Памира в результате долгой территориальной изоляции обособились от остального населения, что наложило отпечаток и на их культуру). Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза.

Этнография и философия

В свое время философию считали главнейшей из наук не случайно — какая ещё соединила в себе столько учений и мнений? Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера от неё. Ведь разве не философия их разрабатывала первой, выдвинув теории о религии? А труды К. Маркса и Ф. Энгельса? Взаимодействие наук просто очевидно. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок.

Этнография и социология

Э. Дюркгейм считается основателем школы в этнографии (социологическая школа). Его учение об обществе, понятие социума применимы и в этнографии. Ведь что такое этнос, как не социум? Со своими культурными и историческими связями, общим мифом о происхождение и т. д.

Важно отметить, что методы этнографии по изучению народов, очень похожи на социологические — это и анкетирование, вопросник, наблюдение и т. д. Сегодня, обе науки тесно взаимодействуют друг с другом, используя совместные и отдельные работы. Современное изучение города (особенно мегаполиса) невозможно без социологии. Появилась новая дисциплина — этносоциология.

Этнография и психология

Ещё и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг.

Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются:

  • Если народы обладают индивидуальной психологией, то чем объяснить схожесть ритуалов с другими?
  • Понятие о мифе К. Г. Юнга. Но, если он вариантный и встречается у разных народов и племен, как это объяснить? Лишь одним образом мышления? Психология не находит ответы на эти вопросы.
  • Как объяснить те или иные характеристики поведения? Например, население США было грубым и невежественным, что изменилось? Психология? — нет, именно промышленный прогресс, а как следствие и наука повлияли на людей.

Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.


Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в УІІІ-ІХ вв. сложились этнично близкие между собой племенные союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. Он компактно располагался в Верхнем Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие представители некоторых других этнических образований, среди которых ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена.

Предки восточных славян, которые расселились в Припят-ском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена — дреговичи, кривичи, радимичи — предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей — предков современных русских.

формирования белорусского этноса, то следует сказать, что основные признаки формирования белорусскго этноса прошли сложные этапы в своем развитии.

Белорусский язык возник в результате смешения, северных-подвинско-днепровских и южных – поприпятьских элементов разговорной речи восточнославянского населения. Характерные Черты старобелорусского языка, или правильнее говорить старорусского, закрепляются и в письменных памятниках 15-16 веков.

Таким образом, в 15-16 веках в северной части поприпятьского (полесского) района, центральном регионе и южной зоне подвинско-днепровского региона оформилась система нового, восточнославянского языка, который получил название «белорусский»,это значит возникла одна из важнейших черт белорусского этноса.

Наши рекомендации