Виды географических карт (по масштабу)
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ
Тетрадь для самостоятельных работ
Челябинск 2015
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ
Тетрадь для самостоятельных работ
Челябинск 2015
УДК 551.4(076)
ББК 26.22.7
Т45
Естествознание. Землеведение: тетрадь для самостоятельных работ. Составитель Н.Н. Титаренко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 22 с.
Тетрадь для самостоятельных работ по землеведению, разделу естествознания, является составным компонентом рабочей программы дисциплины для студентов факультета подготовки учителей начальных классов. В тетради предложены задания репродуктивного, поискового, творческого и рефлексивного типов.
Цель выполнения заданий – освоение будущими учителями начальных классов материала по землеведению на компетентностном уровне.
Задания в тетради для самостоятельных работ сгруппированы таким образом, чтобы после их выполнения у студента получился систематизированный справочный материал по темам землеведения:«Земля во Вселенной», «План и карта», «Внутреннее строение Земли. Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Географическая оболочка», «География Челябинской области».
Данное учебное издание предназначено для студентов следующих напревелений и профилей: ПОНО:050110, ПОНО:44.03.01, ПОНО/Ин.яз.: 050100, ПОНО/Англ.яз.:44.03.05, ПОНО/ДО:05.0100, ПОНО/ДО:44.03.05, ПОНО/Инф.:44.03.05.62.
Рецензенты:
Григорьева Е.В., канд. пед. наук, доцент
Пикатова Н.Б., канд. пед. наук, доцент, директор МБОУ СОШ №115 г. Челябинска
Якубовская И.А., канд. биол. наук, доцент
ISBN Ó Титаренко Н.Н., 2015
Ó Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Как работать с тетрадью.. 4
Тема 1. Земля во Вселенной 5
Тема 2. План и карта. 7
Тема 3. Внутренне строение Земли. Литосфера. 9
Тема 4. Гидросфера. 12
Тема 5. Атмосфера. 14
Тема 6. Географическая оболочка. 16
Тема 7. География Челябинской области. 17
Тестовые задания по курсу землеведения. 19
Библиографический список. 22
КАК РАБОТАТЬ С ТЕТРАДЬЮ
Уважаемые студенты! Задания в тетради предполагают высокий уровень вашей самостоятельности и эрудиции при освоении содержания тем по землеведению. Задания предусматривают вашу работу с обязательной и дополнительной литературой, физическими картами. Кроме того, вам необходимо использовать результаты собственных наблюдений и исследований географических особенностей Челябинской области.
Задания в тетради сгруппированы по темам землеведения: «Земля во Вселенной», «План и карта», «Внутреннее строение Земли. Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Географическая оболочка», «География Челябинской области».
Выполнение заданий репродуктивного типа предполагают дописывание необходимой информации в таблицы, схемы, модели. Поисковые задания позволяют вам записать развернутый и исчерпывающий ответ. Для выполнения творческих заданий следует адаптировать изучаемый материал по землеведению таким образом, чтобы составить занимательные вопросы для младших школьников. Предложенные в тетради тестовые задания по землеведению позволят вам провести итоговый самоконтроль по пройденным темам и оценить собственные достижения.
Желаем успеха!
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Планеты Солнечной системы
1. Внутренние: __________
2. Внешние: __________
Размеры планеты Земля
Радиус экваториальный_________________________
Радиус полярный______________________________
Длина экватора________________________________
Длина меридиана______________________________
Площадь поверхности__________________________
Полярное сжатие______________________________
Характеристика планеты Земля
Угол наклона оси Земли к ее орбите ________________________.
Земля вращается вокруг своей оси с ____________ на _________________.
В качестве всемирного времени принято время _______________________ меридиана.
Астрономический год на Земле длится ______ сут. ______ч. _______мин. ____сек.
День весеннего равноденствия (когда день равен ночи) ________________.
День летнего солнцестояния (самый длинный день и короткая ночь) _____________________.
День осеннего равноденствия (когда день равен ночи) ________________.
День зимнего солнцестояния (самый короткий день и длинная ночь) _________________________.
Дайте краткую физико-географическую характеристику одной планеты, ориентируясь на следующие вопросы:
Способна ли планета удерживать вокруг себя атмосферу? Есть ли на этой планете смена времен года и если есть, то с чем связана – с ее расстоянием от Солнца или с наклоном оси? Каков состав атмосферы? Как влияет атмосфера на температурный режим планеты? Каковы суточные контрасты температур? Приведите имеющиеся в литературе данные относительно рельефа планеты и внутреннего ее строения (если выбрана планета земной группы). Чем отличается эта планета от планет земной группы (если выбрана одна из больших планет)? Оцените физико-географические условия для существования биосферы на данной планете.
____________________
______________________
Составьте и запишите вопросы поискового характера для младших школьников по теме «Земля во Вселенной».
Например: Как еще называют астероиды? (Малая планета.)
1.________________________
2.________________________
3.________________________
ТЕМА 2. ПЛАН И КАРТА
Карта – это _______________ ______________________
Плпн – это _________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Масштаб – это_________________
__________________________
______________________________
Виды масштабов
Масштаб | Форма записи |
численный | |
именованный | |
линейный |
Виды географических карт (по масштабу)
Географическая карта | Масштаб (пример) |
крупномасштабные | |
среднемасштабные | |
мелкомасштабные |