Наука. Теория. Практика. Методология. История
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ф.СКОРИНЫ»
Г.Н. КАРОПА
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
Гомель, 2004
1.Цели, задачи и содержание курса.
Понятие «географические открытия»
Не зная прошлого, нельзя понять настоящее, а тем более предвидеть будущее. Кроме того, знание истории и методологии науки необходимо для ее дальнейшего развития. Не зная истории и методологии науки, невозможно также правильно определить ее перспективы. История есть одна из главных основ прогноза будущего.
Курс «История и методология географической науки» охватывает не только историю географической науки, но и ее методологию. Методология – это система принципиально важных положений науки, тесно связанных с философией, представляющих собой свод основных идей и положений, закономерно вытекающих из истории, накопленных теоретических исследований и из опыта практического применения данной науки (279). История и методология неразрывно связаны друг с другом. Данный курс включает историю, анализ современного состояния и прогноз развития методологии географии. Понятие «методология» не сводится к совокупности методов, используемых в той или иной науке.
Через весь курс проходит системный анализ целостности географической науки: сопоставление процессов ее интеграции и дифференциации, выявление связей географии с философией и другими науками, рассмотрение мнений и точек зрения выдающихся ученых и исследователей природы о целостности географической науки. Очень важны также вопросы о взаимодействии человека, общества и природы, соотношения и связей природного и человеческого элементов географии. Однако основной подход к раскрытию содержания данного курса заключается в том, чтобы через призму жизнеописаний выдающихся географов, путешественников и мыслителей дать характеристику развития географических идей и представлений с древнейших времен до настоящего времени.
В истории всякой науки развитие идей идет весьма неравномерно. Есть как «поворотные точки», которые требуют более детального изучения, чем длительные периоды рутинного собирания фактов и медленного движения вперед (159,279). В развитии географии такие «поворотные точки» всегда были связаны с деятельностью выдающихся личностей. В истории географической науки несомненное движение вперед достигалось лишь в тех случаях, когда одна из рабочих гипотез сменялась другой новой теорией (110).
В настоящее время «белых пятен» на карте мира практически не осталось. Однако это вовсе не означает невозможности совершения географических открытий и в современную эпоху. Современные географические открытия совершаются большей частью не за счет научного освоения ранее неизвестных территорий, а за счет установления новых географических закономерностей, открытия новых законов. Если в прошлом понятие «географическое открытие» означало первое посещение того или иного географического объекта представителями народов, имеющих письменность, охарактеризовавших этот объект или нанесших его на карту, то теперь под географическим открытием следует понимать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области научной географии, установление новых географических закономерностей (279).
Географические открытия всегда социально детерминированы и отражают требования реальной практики. Например, в эпоху Великих географических открытий XV – XVII вв. география была «царицей» наук, имела огромное значение для общества. Затем она отступила на задний план, не раз, однако, снова появляясь на переднем плане науки. В наши дни вновь наступает время, когда потребности общественной практики создают условия для стремительного развития географии: возникает необходимость глубокого познания Мирового океана, биосферы, территориально-производственных комплексов и систем расселения, сферы обслуживания, туризма, науки и культуры в целом. Важнейшими категориями данного курса являются: «наука», «теория», «практика», «методология», «история».
Наука. Теория. Практика. Методология. История
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности. В структуру всякой науки входят научные теории и научные факты.
Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерием истинности и объективной основой развития всякой научной теории является практика.
Практика – это материальная, целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование объективной действительности; всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Практика, как по своему содержанию, так и по способу осуществления, носит общественный характер. Структура практики (равно как и любого вида человеческой деятельности) включает потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства и результат. Практика – основа и движущая сила процесса научного познания. Она дает науке фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению, определяет строй, объективное содержание и направление мышления человека. Диалектическое единство теории и практики – важнейший принцип современной теории научного познания.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Общая методология научного исследования – диалектический материализм, выступающий орудием не только теоретического познания, но и целесообразного преобразования реальной действительности.
История – это, во-первых, процесс развития науки и общества; во-вторых, комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Для установления закономерностей исторического развития каких-либо предметов и явлений ученые исследуют факты, события и процессы на базе разнообразных исторических источников. Превращение знаний в принципы и факты исторической науки есть длительный, поэтапный и непрерывно развивающийся общественный процесс (291,316).