В системе развивающего обучения изучения
дисциплины «Окружающий мир»
В дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки построения системы знаний;
4. уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся пособностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание. Образовательная цель: расширение понятийной базы (предметной и надпредметной).
3.Урок построения системы знаний. Цели:
1) систематизация и обобщение учебного материала;
2) формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.
4.Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
· предъявление контролируемого варианта;
· наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
· сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
· оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
В условиях введения ФГОС выделяют 6 типов уроков:
1. Урок «открытие» нового знания
2. Урок комплексного применения знаний и умений
3. Урок общеметодологической направленности
4. Урок актуализация знаний и умений
5. Урок контроля знаний и умений
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков
Структура урока «открытие» нового знания (как образец)
1. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Выявление причин затруднения
4. Построение проекта выхода из-за затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
10. Домашнее задание
В современной системе изучения дисциплины «Окружающий мир»
(по Козиной Е. Ф. и Степанян Е.Н.)
· Урок «формирование практических умений и навыков»
· Предметный урок (урок – опыты)
· Урок контроля знаний (в том числе тестовые задания)
· Урок – экскурсия (урок-прогулка по Виноградовой Н.Ф.)
· Урок – проектная деятельность
· Комбинированный урок
Структура предметного урока (урока - опытов)- (как образец)
1. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
4. Инструктаж: обсуждение учителем задания с классом, разъяснение этапов работы.
5. Совместная с учителем учебная деятельность (проведение опытов), (фронтально-индивидуальная деятельность, единое для всех или индивидуальная учебная деятельность), консультирование учителем
6. Обсуждение и оценка полученных результатов, формулировка вывода, отчет групп о результатах опытно - практической деятельности (фиксация знаний)
7. Введение полученных данных в систему имеющихся знаний о природе (выполнение творческой работы по результатам учебной деятельности)
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
9. Домашнее задание
Исходя из имеющегося опыта, можно предложить и такую структуру уроков-практикумов (предметных уроков (уроков - опытов):
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- ознакомление учеников с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- составление отчетов;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.