Ориентиров, рассчитанному по вертикальному углу
Аналогичная, как в п. А ситуация, но нет возможности взять визуальный пеленг ни на один из двух навигационных ориентиров.
В такой ситуации место судна можно определить, если с помощью навигационного секстана измерить горизонтальный угол между этими ориентирами и вертикальный угол одного из ориентиров (с последующим расчетом расстояния до него), для чего (рис. 15.7):
Рис. 15.7. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию
До одного из ориентиров
1) g измерить вертикальный угол b одного из ориентиров (ор. А): b = ОС1 + (i + S);
2) g измерить (одновременно или почти одновременно с Ðb) горизонтальный угол между этими двумя ориентирами: a = ОС2 + (i + S);
3) g заметить , найти на карте на это время счислимое место судна (т. С);
4) g рассчитать по вертикальному углу b расстояние до ориентира (А);
5) g на листе кальки построить Ða;
6) g на МНК из места ориентира А провести дугу окружности радиусом R = DУ (7,2 мили);
7) g наложить кальку на МНК и добиться, чтобы стороны угла a проходили через места ориентиров, а вершина его располагалась на проведенной дуге;
8) g в вершине угла a сделать укол циркулем – это и будет обсервованное место судна, полученное данным способом;
9) g на время замера навигационных параметров (углов a и b) найти счислимое место судна, оценить полученную невязку, рассчитать радиальную СКП (МО) обсервованного места, оформить обсервацию на МНК и в судовом журнале
, мили (15.10)
10.30 ОЛ = 18,6 | Ор. А – 65°34,2¢ – Ор. В, i + S = –1,2¢, Ор. А ОС = 0°15,7¢ h = 56 м е = 6 м С = 22° – 2,0 мили М0 = 0,3 мили. |
Определение места судна по разновременным расстояниям
До двух и более ориентиров
Этот способ применяется в тех случаях, когда после измерения первого расстояния (DP1) до ориентира А этот (и единственный) ориентир исчез с экрана РЛС, то с появлением на экране РЛС нового ориентира В нужно (рис. 15.8):
Рис. 15.8. Определение места судна по разновременным расстояниям
До двух ориентиров
1) g измерить расстояние DP2 до нового ориентира (ор. В);
2) g рассчитать исправленные значения расстояний до ориентиров:
; (15.11)
3) g рассчитать плавание судна (SЛ) за время между замерами;
4) g от места первого ориентира (ор. А) отложить линию ИК(ПУ), а на ней – величину SЛ – т. А¢ ;
5) g из полученной точки (т. А¢) провести дугу окружности радиусом R1 = D1;
6) g из места второго ориентира (ор. В) провести дугу окружности радиусом R2 = D2.
Точка пересечения этих дуг и даст нам обсервованное (счислимо-обсервованное – если Dt значительно) место судна, полученное данным способом;
7) g на время замера DР2 нанести на МНК счислимое место судна, оценить невязку, рассчитать радиальную СКП (МО, МСО) места, оформить его на МНК и в судовом журнале
10.15 10.40 | ОЛ = 35,8 Ор. А DP = 5,2 милиDDP = 0 ОЛ = 40,5 Ор. В DР = 4,8 мили DDP = 0 С = 11° – 2,4 мили. |
Аналогично поступают и при наличии разновременно измеренных расстояний до нескольких ориентиров (более двух).
Все они приводятся к одному (как правило – последнему) времени.