Определение места судна способом исправленное «крюйс-расстояние»
Этот способ позволяет найти счислимо-обсервованное место судна, свободное от погрешностей в учете дрейфа и течения и определить величину и направление сноса (рис. 15.9).
Рис. 15.9. Способ «исправленное крюйс-расстояние»
Пусть за 2¸4 часа до прихода на траверз точечного ориентира (ор. А) в момент было определено место судна одним из точных способов.
Если ИК и V судна не меняются, то:
1) g за 10¸15 мин. до подхода к траверзу ориентира начать измерение расстояний до него и продолжать замеры до тех пор, пока расстояния не начнут заметно увеличиваться;
2) g из полученной серии расстояний выбрать наименьшее DРкр и исправить его поправкой DDP – получим кратчайшее расстояние до ориентира Dкр;
3) g на МНК из места ориентира (ор. А) проводим дугу окружности радиусом R = Dкр, а из точки (последняя обсервация) проводим к ней касательную, которая и будет линией пути судна (ПУ);
4) g измеряем направление ПУ и рассчитываем:
а) при наличии только ветра – угол дрейфа a = ПУ – ИК (ГКК + DГК);
б) при наличии только течения – угол сноса b = ПУ – ИК (ГКК + DГК);
в) при наличии дрейфа и течения – угол сноса с =a + b = ПУ – ИК (ГКК + DГК).
5) g когда направление на ориентир (ор. А) изменится на 30°¸40°, еще раз измеряем расстояние до него (DР2), замечаем , рассчитываем D2 = DP2 + DDP;
6) g радиусом R = D2 из т. А делаем засечку на линии пути: полученная точка – счислимо-обсервоанное место судна;
7) g на линии ИК (ПУ) находим счислимое место судна, измеряем направление и величину невязки:
§ направление невязки определит направление течения (КТ) – если действовало одно течение; либо направление суммарного сноса ветром и течением;
§ величина невязки в милях позволит рассчитать скорость течения uТ в узлах: , – время от последней обсервации до момента счислимо-обсервованного места ( ).
Определение места при следовании судна по створу
При следовании судна по створу, при условии, что рулевой строго выдерживает заданное направление («лежит на створе»), определение места судна упрощается, так как оно находится уже на одной линии положения – линии створа (рис. 15.10).
Поэтому, достаточно еще одну ЛП (П или D) и место судна будет определено по двум линиям положения.
В таких случаях (плавание по створу) время на получение обсервованного места судна значительно сокращается.
Если для таких районов на МНК нанесена сетка изолиний от ориентиров (А, В, Б) – азимутальная (пеленгов) или стадиометрическая (расстояний), то обсервованное место судна получается практически мгновенно.
На рис. 15.10 судно следует курсом 43,0°, удерживая это направление по створу «Северный».
Рис. 15.10. Определение места при следовании судна по створу
В т. , измерив только расстояние до ориентира А, получаем обсервованное место судна по двум линиям положения (линия створа и расстояния до ор. А).
В т. , измерив только пеленг до ориентира В (траверза ориентира), получаем обсервованное место судна по двум линиям положения (линия створа и пеленг на ор. В).
В т. , измерив пеленг до ориентира Б и расстояние до ориентира А, получаем обсервованное место судна уже по трем линиям положения (линия створа, пеленг на ор. Б и расстояние до ор. А).