Понятие о ландшафтной оболочке
В вертикальном разрезе живое вещество в географической оболочке распределено весьма неравномерно. У земной поверхности, на контакте атмо-, лито- и гидросферы, оно сконцентрировано максимально. Этот очень тонкий слой сгущения жизни называется различно: пленкой жизни, докучаевской пленкой, фитогеосферой, биогеосферой и т. д. Из них для географии наиболее подходящим можно признать название «ландшафтная оболочка». На суше она включает почву, подпочву, грунтовые и поверхностные воды, растительный покров, животный мир и нижнюю тропосферу, а на море ту толщу воды, в которой обитают зеленые растения, т. е. верхние 100—200 м. Мощность этого слоя на суше 30—50 м в полярных странах и в пустынях, 100—200 м в лесной зоне умеренного пояса и до 200 м в экваториальной гилее.
В горах предел распространения организмов, в общем, определяется снеговой границей и достигает в Тибете 6000 м; птицы могут подниматься и в область вечных снегов. Если учесть, что над равнинами птицы залетают на высоту в 4—5 км, на морских глубинах обитают только животные, в Арктике они живут и на полюсе, станет очевидным, что объем пространства, в котором распространены животные, значительно больше объема, занятого растениями. Последние приурочены только к поверхности суши или моря. Однако фитомасса значительно больше зоомассы.
Все продукты органического происхождения, и в первую очередь пищевые, люди получают из ландшафтной оболочки. Только в ней возможно постоянное пребывание и обычная деятельность людей. За ее пределами — под водой или в космосе — люди могут находиться только временно и то в искусственно созданных условиях, близких к ландшафтным (температура, давление, газовый режим, пища, вода, защита от космических лучей и прочее).
Начало системному изучению природы земной поверхности было положено В. В. Докучаевым. Учение В. В. Докучаева о взаимодействии природных компонентов (горных пород, почв, воздуха, влаги, тепла и др.) развивалось и в биологических, и в географических науках, а чаще всего — на их контакте.
Ученик В. В. Докучаева, основоположник учения о лесе Г. Ф. Морозов писал: «Под лесом мы должны разуметь не только одну совокупность древесных растений, объединенных взаимной связью, но и ту среду, ту арену, в которой разыгрываются те процессы, которые мы собираем в понятии лес». Другой ученик В. В. Докучаева Р. И. Аболин (1914) считал, что природные компоненты настолько тесно переплетаются и так влияют друг на друга, что образуют «одно сложное географическое явление, сложное комплексное образование в виде эпигенемы, выстилающее всю сушу от экватора до полюсов». Эпигенема Р. И. Аболина — это «географическая оболочка» последующих авторов.
В геоботанике возникло учение о биогеоценозе. Биогеоценоз — комплекс или система взаимодействующих и взаимно обусловленных живых организмов и биокосного вещества, связанных между собой обменом веществ и энергии. Первая часть термина — био — означает органическую часть системы, в которую входят совокупность растений —фитоценоз, совокупность животных — зооценоз, совокупность мира растений, животных и микроорганизмов — биоценоз, занимающий качественно однородную территорию или акваторию.
Вторая часть термина — гео — относится к неорганической природе. Сюда входят минералы коры выветривания, на которой развивается почва, подземная и почвенная влага, солнечный свет и тепло. Если биоценоз развивается в акватории, то он называется биоакваценозом. Участок суши или водоема с однородными условиями среды обитания называется биотопом.
Первостепенную роль в биогеоценозе, а следовательно, и во всей географической оболочке играют автотрофные организмы — высшие и низшие фотосинтезирующие зеленые растения. Они при помощи солнечной энергии из неорганического вещества создают первичную биологическую массу, дающую начало цепи питания всех живых существ, поддерживают баланс газов в атмосфере и участвуют во влагообороте.
Биогеоценоз — одна из наиболее сложных природных систем. Взаимодействие ее составных частей, особенно органического вещества с биокосной материей, создает новые качества природы поверхности Земли, те специфические свойства, которыми характеризуется географическая оболочка.
В географии представление о территориальных природных системах развилось в учение о географическом ландшафте. До начала XX в. этим термином обозначался внешний вид местности (озерный ландшафт Карелии, холмисто-моренный ландшафт Валдайской возвышенности и т. п.). Ландшафт как сочетание взаимосвязанных природных компонентов впервые стал трактовать Л. С. Берг в 1913 г.
В современной географии, понимающей географический ландшафт как природную систему, есть некоторые различия в его трактовке. Одни географы (А. А. Григорьев, С. В. Калесник, А. Г. Исаченко) называют ландшафтом «конкретную территорию, однородную по- своему происхождению, обладающую единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и закономерным набором морфологических частей — фаций и урочищ» (Исаченко, 1973). Другие географы (Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд) понимают ландшафт как вообще природно-территориальный комплекс, не привязанный к конкретной территории (болотный ландшафт, степной и т. д.). Третьи (Н. А. Гвоздецкий) понимают ландшафт как типологическую единицу (тундровый, таежный, степной, саванновый и т. п.).
Нетрудно видеть, что понятия биогеоценоз и ландшафт — близки по содержанию.
Ландшафт как система делится на системы более низких уровней — на урочища и фации. Совокупность ландшафтов образует, системы более высокого уровня — ландшафтные, или географические, зоны. В каждой зоне типичных ландшафтов не один, а несколько. Например, для лесной зоны типичны не только леса, но и болота, заливные и суходольные луга, обработанные территории.