Расчет приборной и истинной воздушной скорости счетом в уме
Для расчетов в уме необходимо запомнить значение методических поправок на изменение плотности воздуха для различных высот, которые даются в процентах от скорости полета:
Нпр. м , 1000 2000 3000 4000 5000 6000
Vм %, 5 10 15 20 25 30
Из приведенных выше данных видно, что до высоты 6000 м на каждые 200 м методическая поправка на изменение плотности воздуха составляет 1% от скорости полета.
При определении истинной воздушной скорости методическая поправка прибавляется к приборной скорости, а при определении приборной скорости - вычитается из истинной воздушной скорости.
Примечание:
Предлагаемая методика определения скоростей счетом в уме, целесообразна при положительных значениях температуры воздуха у земли (t0).
Пример.Н760 пр = 1200 м; Vпр = 195 км/ч; Vи = + 5 км/ч. t0 = + 100. Определить истинную воздушную скорость счетом в уме.
Решение. 1. Вводим в приборную скорость инструментальную поправку:
Vпр.испр = Vпр + (± Vи) =195 + (+5) = 200 км/ч.
2.Находим методическую поправку на изменение плотности воздуха для данной высоты полета. Она равна 6%, что составляет 12 км/ч.
3. Определяем истинную воздушную скорость: Vи = Vпр.испр + (± Vм) =200 + 12 = 212 км/ч.
5. Высота полета, классификация высот. Способы измерения высоты.
Высота полёта — расстояние по вертикали от уровня, принятого за начало отсчета, до воздушного судна.
В зависимости от уровня начала отсчёта различают следующие высоты:
1. Абсолютную – высоту, измеряемую от уровня моря.
2. Истинную – высоту от уровня точки (рельефа местности), находящейся непосредственно под воздушным судном.
3. Относительную (барометрическую) - высоту от уровня изобарической поверхности, принятой за начало отсчета высоты.
Относительные высоты полета, в свою очередь, подразделяются на:
- условную 760, измеряемую от изобарической поверхности 760 мм.рт.ст
- приведенную к уровню моря, измеряемую от изобарической поверхности, приведенной к среднему уровню моря,
- относительную аэродрома, измеряемую от изобарической поверхности
на уровне порога ВПП аэродрома.
Схема классификации высот полета.
Н абсолютная от «уровня моря».
Н истинная от пролетаемого рельефа местности.
Н относительные от изобарической поверхности, принятой
за начало отсчета высоты.
Н условная 760 ---- от условной изобарической поверхности QNE.
Н приведенная ---- от изобарической поверхности приведенной
к уровню моря (QNH).
Н относительная аэродрома ---- от изобарической поверхности
на уровне порога ВПП аэродрома (QFE) .
Траектория полета
Н 760 Н прив Н отн.аэр.
Р аэр. (QFE)
Уровень моря (Р прив) (QNH)
Условная изобарическая поверхность 760 мм рт ст. (QNE)
Рис. 3 Классификация барометрических высот полета
Основным прибором измерения высоты в полете является барометрический высотомер ( ВД – 10 или его аналоги).
Для измерения высоты полета необходимо установить на шкале давлений барометрического высотомера давление, соответствующее атмосферному давлению на выбранной изобарической поверхности.
Рис 4. Уровни отсчета высоты полета