Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы

На картах государств и их частей в масштабах 1:1 млн.- 1:10 млн.
Размеры ступеней шкалы
Размеры ступеней шкалы

На картах мира, материков

и океанов в масштабах 1:15 млн.

и мельче

Свыше 1 млн. жителей От 100 тыс. до 1 млн. От 10 тыс. до 100 тыс. До 10 тыс. жителей
500 тыс. 400 тыс. 50 тыс. 40 тыс.
900 тыс. 90 тыс.

Свыше 1 млн. жителей От 500 тыс. до 1 млн. От 100 тыс. до 500 тыс. От 50 тыс. до 100 тыс. От 10 тыс. до 50 тыс. До 10 тыс. жителей

Условный знак (пунсон) каждой группы объединяет города, различающиеся по числу жителей на 400—500 тыс. человек. На картах же материков в этом атласе, составленных в более мел­ком масштабе, для показа городов с населением свыше 100 тыс. жителей использовано лишь два вида пунсонов.

Здесь интервал между крайними показателями населения го­родов, изображенных одним условным знаком, возрос до 900 000 че­ловек. В легендах карт это направление генерализации выражается в сокращении (с уменьшением масштаба) числ,а ступеней шкал, представляющих в целом все многообразие картографируемых объ­ектов данного вида.

Обобщение качественной характеристики явления состоит: а) в уменьшении числа типов относящихся к нему (явлению) объектов; б) в уменьшении количества определяющих явление свойств.

Примерами уменьшения числа типов объектов может служить: замена особых условных знаков для дорог проселочных, грун­товых и шоссейных единым знаком автодорог вообще; условных знаков лесов хвойных, лиственных и смешанных — одним общим знаком леса.

Раздвигая границы группы однородных объектов, изобра­жаемых на карте одним условным знаком, картограф заменяет

соответствующие им частные понятия собирательными обозначе­ниями, выраженными более широкими понятиями: вместо «хвой­ный лес» просто «лес», вместо «ручьи», «речки», «реки» — реки и т. д., вместо «грунтовые дороги», «шоссе» — автомагистрали и т. д.

Обобщение качественной характеристики явления путем сокра­щения отражаемых на карте свойств объектов можно проиллюстри­ровать таким примером.

Каждый изолированный участок леса имеет целый ряд опреде­ляющих его особенностей: он занимает территорию определенной формы и размера, имеет согласно геоботанической классификации тот или иной тип, в его древостое преобладают деревья опреде­ленных пород. Лес характеризуется возрастом деревьев, их сос­тоянием, числовыми данными о высоте, толщине стволов, запасе древесины, густоте леса. Лес может иметь различное использова­ние, разную ведомственную принадлежность и т. д. В процессе картографической генерализации определяют, какие из перечислен­ных качеств леса следует учесть и отобразить на карте.

Обычно с уменьшением масштаба карты/сокращается и число показываемых особенностей или качеств объектов. Из перечис­ленных качеств леса на топографических картах отображают почти все, кроме характера использования леса и его ведомственной принадлежности. В противоположность этому на'обзорных (мелко­масштабных) общегеографических картах отображают лишь немно­гие черты, например только размер и форму занятой лесом тер­ритории.

Правильная, научно обоснованная генерализация карты повы­шает ее качество, делая наиболее пригодной для решения тех задач, какие были предусмотрены при ее создании. j Учитывать генерализованность картографического изображе­ния необходимо и для правильной оценки географической карты, И для непосредственного использования ее, т. е. для получения по карте верного представления об отображаемой территории.

.Ошибочна отрицательная оценка мелкомасштабной карты, если •та оценка основывается на том, что на карте не изображена Какая-либо известная читателю небольшая речка или знакомое Селение.При необходимости же более детального ознакомления С районом, изображенным на обзорной карте, следует обратиться К крупномасштабной карте этого района.

о

i-,

..) ■. I 41. НАДПИСИ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

Надписи представляют собой существенный элемент содержа­ния географических карт. Ими обозначают собственные наимено-••ния.Пояснительными надписями указывают род географических ектов («океан», «хребет», «перевал», «ГЭС» и т. д.). Над-Сями-характеристиками поясняют качественные особенности ъектови количественные показатели их свойств.

Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Многие надписи-характеристики представляют составную часть условных обозначений на топографических картах.

На мелкомасштабных картах надписи используются преиму­щественно для указания собственных географических названий и рода объектов. Надписей-характеристик на них обычно мало. Так, на обзорных картах пояснительные надписи в виде чисел представлены лишь отметками высот и глубин (§ 45). На мелко­масштабных тематических картах надписями (сокращенными) не­редко обозначают качественные особенности отдельных террито­рий по принятой классификации, в частности геологический воз­раст горных пород, тип климата, характер почв, характер рас­тительных формаций и т. д.

Числовыми надписями обозначают на картах абсолютные и относительные показатели. Следует, однако, заметить, что име­ется много тематических карт, на которых помещены надписи только родовых обозначений и собственных географических названий. Существуют также тематические карты совершенно без надписей, все содержание которых передается исключительно графическими условными знаками.

Надписи на картах могут различаться характером шрифта, набора, размером букв (кеглем), цветом, выделением заглавных букв.

Объекты, относящиеся к разным элементам содержания карты, подписывают разными шрифтами. Картографические шрифты раз­личаются рисунком букв и цифр, их относительной толщиной, раз­личным наклоном букв (рис. 175). Определенная форма шрифта названия нередко служит условным обозначением важных качест­венных особенностей объекта. Так, например, на топографичес­ких картах шрифтами выделяют типы населенных пунктов (§ 13). Цвет надписи также по возможности используют для указа­ния принадлежности объекта к определенному элементу содержания карты. Так, на общегеографических картах надписи гидрографи­ческих объектов печатают синим цветом; надписи, относящиеся к рельефу,— коричневым. Однако в Большом советском атласе мира на политической карте Тихого океана (т. 1, с. 81—82) подписи названий островов сделаны разными красками соответственно государственной принадлежности.

Надписи обогащают карту, но могут при большом количестве и ухудшить ее читабельность. Поэтому следует ограничиваться лишь необходимыми надписями и размещать их так, чтобы они не закрывали условные знаки и по возможности не пересекали бы контуров. Кроме того, надписи своим местоположением должны указывать читателю, как размещается объект.

Например, есть общее правило — названия населенных пунктов помещать вправо от условного знака (параллельно южной рамке карты или вдоль параллели). При этом выдерживают правило размещать надпись населенного пункта на территории той страны, в которой он находится. Надписи названий крупных водных бассей­нов, островов, государств или других объектов, занимающих

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОЛУЖИРНЫЙЧЕТКИЙ ПРЯМОЙ ISO КОМИ АССР

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КУРСИВ ОКЕАН Академический курсив м.Челюскин

АНЦИДЕНТ ГРОТЕСН Масштаб 1:250000000 ВСАМ Курсив 500 Петровское

Древний светлый курсив 4295 Н А В Н А 3 ЕГИПЕТСКИЙ НОВЫЙ МОСКВА

Оригинальный УКРАИНА ПРЯМОЙ ПОЛУЖИРНЫЙ С ПОДСЕЧКАМИ

Остовной курсив 637 ГОЛЬФСТРИМ ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛУЖИРНЫЙ МИНСК

Рис. 175. Некоторые картографические шрифты

Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru

Рис.176. Размещение надписей разных типов географических объектов

значительные площади, помещают внутри контуров, располагая в направлении их большей протяженности (рис. 176).

При изготовлении карт важна правильная передача географи­ческих названий, т. е. их транскрипция (от латинского transcriptio — переписывание). Выбор правильной транскрипции — важное и сложное дело, поэтому в картографических учреждениях существуют особые подразделения транскрипции со штатом ква­лифицированных специалистов.

Для установления географических названий объектов, располо­женных на территории СССР, используют официальные спра­вочники, содержащие списки географических объектов. Особую сложность представляет транскрипция иноязычных названий — народов СССР и иностранных. Наиболее употребительны три формы

7 ';lMк 'IhU I. К). Грюнберг 193

Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru передачи иноязычных названий: фонетическая, традици­онная и переводная.

Фонетическая форма имеет целью воспроизвести возможно точное местное произношение названия при передаче его буквами алфавита другого языка. Например, Болгария — фонетическая передача на русском языке болгарского названия България, Кёльн — название города в ФРГ Koln. На советских картах фонетическая форма является основной при передаче иноязычных названий.

Традиционная форма представляет собой передачу названия таким, каким оно по традиции вошло в литературный язык стра­ны, издающей карту. Например, фонетическая передача на русском языке названия столицы Франции — Пари, но в России издавна и по традиции пишут (и говорят) Париж.

Переводная форма заключается в переводе названия по смыс­лу, например озеро Большое Невольничье, Желтое море.

§ 42. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ

Все множество разнообразных географических карт делят на группы, т. е. классифицируют их по следующим основным призна­кам: по охвату изображенной территории, по масштабу, по со­держанию, по степени обобщенности показателей отображаемых явлений, по назначению, по способу пользования.

По величине (охвату) показанной на них территории. По этому признаку все географические карты делятся на следующие группы:

1. Карты всей земной поверхности, мировые карты или карты мира.

2. Карты половины земной поверхности, или карты полушарий. Часто эти карты изготовляют парными (восточное и западное, северное и южное полушария, полушарие океаническое и полушарие суши и т. д.).

3. Карты отдельных материков и их крупных частей. К этой же группе могут быть отнесены карты океанов и больших морей,

4. Карты групп государств.

5. Карты "государств и их частей, выделяемых по политико-административному делению (в СССР— карты союзных республик, автономных республик, краев и областей), экономическим или физико-географическим районам. К этой же группе можно отнести карты сравнительно небольших территорий, которые не связаны с политико-административным делением стран, например карты морских проливов, отдельных районов месторождений полезных ископаемых и др.

Имеется определенная зависимость между охватом показанной на карте территории и ее масштабом: чем больше размер тер­ритории, тем мельче масштаб карты. Но точные величины наиболь­шего и наименьшего масштабов, в которых составляются карты каждой из указанных выше четырех групп, трудно установить из-за условности их выделения.

Одноименные части земной поверхности сами по себе сильно различаются по величине; поэтому и карты, изображающие их, нередко нарушают привычную классификацию. Они могут попадать в соседние группы более высокого или низкого разряда. Напри­мер, Тихий океан может быть показан полностью только на кар­те, которая занимает промежуточное положение между мировой картой и картой полушария. Такие большие государства, как СССР, КНР или США, превосходят по площади целый материк —Австра-' лию, крупные союзные республики СССР (Украина и Казахстан) по территории больше многих европейских государств и т. д. По­этому можно указать только относительные различия в масштабах карт каждой группы. Карты мира имеют, как правило, меньший мас­штаб, чем карты полушарий, масштабы для карт полушарий бо­лее мелкие, чем для карт материков, а карты большинства госу­дарств и их частей имеют наиболее крупные масштабы из всех четырех групп.

В § 3 учебного пособия указывалось, что географические карты по их масштабу делят на крупномасштабные (1:200 000 и круп­нее), среднемасштабные (мельче 1:200 000 до 1:1000 000) и мел­комасштабные (мельче 1:1000 000). Из перечисленных выше групп карт, различающихся по охвату территории, три первые группы представлены мелкомасштабными картами и лишь в послед­ней группе (карты отдельных государств и их частей) наряду с мелкомасштабными встречаются и среднемасштабные карты.

Каждая группа включает большое число географических карт, различающихся по содержанию.

В зависимости от содержания все карты подразделяются на общегеографические и тематические. К обще­географическим картам относят карты с изображением внешнего облика территории: природных условий, населенных пунктов, тран­спортных путей, элементов политико-административного деления и некоторых других хозяйственных и культурных объектов. Природные условия местности отображаются на общегеографических картах показом рек и озер, береговой линии морей и океанов, рельефа и некоторых черт почвенного и растительного покрова. При этом ни един из перечисленных элементов не выделяется особо. Дополни­тельно на этих картах могут быть даны изображения хозяйст­венных и культурных объектов, например месторождений полезных -ископаемых. Предназначены общегеографические карты для общего 1 *~*н*комСтва с территорией и изучения по ним явлений, отображае­мых элементами их содержания. К общегеографическим относятся также топографические карты. Мелкомасштабные общегеографиче-ские карты называют также обзорными. ( Тематическими называют географические карты, на кото­рых один или несколько природных или социально-географических мементов показаны с большой подробностью и глубиной, так как ОНИ являются темой данной карты. На отдельных картах часто Показаны связи двух, трех и большего числа элементов. Темати­ческие карты раскрывают специфические свойства одного (или





Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru нескольких) элементов, входящих в содержание общегеографичес­ких карт. На многих из них изображают также элементы, которые на общегеографических картах никогда не показывают: полити­ко-административное деление, климатические данные, геологическое строение территории, животный мир, болота, распределение населе-гия по профессиональным, национальным и иным признакам и многое другое.

Внешне тематические карты отличаются от общегеографичес­ких тем, что в их названии указывается тема (Карта народов мира, Топливная промышленность СССР). В названии общегеогра­фических карт указывается только изображенная территория (Кав­каз, Московская область и т. д.).

Глубина раскрытия особенностей явлений, отображаемых на тематических картах, степень обобщенности характеризующих их количественных показателей бывает разной.

По степени обобщенности показателей тематические карты условно делят на аналитические и синтетические. К аналити­ческим относятся карты, на которых величина явления показана на основе конкретного, часто единичного измерения. Иногда их называют картами наблюдения. Примером могут служить карты отдельных метеорологических элементов, показывающие их величину в тот или иной момент времени. Те же метеорологи­ческие элементы могут быть отображенными на других аналити­ческих картах с некоторой степенью обобщенности результатов первичных измерений. Так, на картах можно показать среднесуточ­ные, среднемесячные температуры воздуха или амплитуды годовых колебаний температуры.

На основе нескольких аналитических карт строят карты син­тетические, на которых явление характеризуется как единое целое на основе соединения и обобщения ряда показателей. При­мером могут служить карты климатических областей.

По содержанию тематические карты делятся на физико-гео­графические и социально-экономические. Широ­та показа явлений на картах в обеих группах может быть весьма раз­личной. Существуют физико-географические карты, на которых дает­ся обобщенная характеристика главных черт географической среды. К ним относятся, например, карты природного районирования — географических поясов, природных зон.

На физических картах также представлен целый комплекс элемен­тов природы — рельеф, гидрография и отчасти растительный покров и грунты. На геохимических картах обычно показано распределение химических элементов в породах, почвах, водах или растениях.

Есть также многочисленная группа тематических карт, содержа­ние которых ограничено сведениями, относящимися к одной из внеш­них оболочек Земли — литосфере, атмосфере, гидросфере или био­сфере. Тема карт каждой из групп обычно связана с каким-то одним элементом природы: строением земной коры (геологические карты), рельефом, водами, климатом, почвами или животным миром. Но каждому элементу может быть посвящено большое число карт. На-

пример, среди геологических карт существуют тектонические, собственно геологические, в том числе четвертичных отложе­ний, полезных ископаемых и др.

Особенности рельефа отображают на гипсометриче­ских, геоморфологических и других картах. Особен­но много узкотематических климатических карт: температур возду­ха, осадков, давления воздуха, направления ветров и т. д. В свою очередь, каждый из этих элементов может быть показан с разной степенью обобщения (как об этом сказано выше) и может характе­ризоваться по-разному. Например, на карте показывают темпера­туры воздуха не только среднегодовые, но и сезонные, месячные, де­кадные, суточные или разовые.

Социально-экономические карты, отображая насе­ление и различные стороны его деятельности, имеют не меньшее разнообразие видов, чем физико-географические карты. Среди со­циально-экономических карт можно выделить следующие группы: 1) карты населения; 2) политические и полити­ко-административные; 3) экономические; 4) кар­ты культуры; 5) исторические.

Тематические карты, на которых отображены и охарактеризова­ны явления, относящиеся не к одному, а к нескольким природным или социально-географическим элементам, принято называть комп­лексными. Необходимость в создании комплексных карт возникает в тех случаях, когда требуется показать взаимосвязи, существую­щие между разнородными явлениями. Составными частями содер­жания комплексных карт могут быть: 1) одни природные явления (карта почвенно-растительного покрова, тектоническая); 2) группа социально-географических явлений; 3) явления, характеризующие природную среду и население с его деятельностью.

Примером комплексных карт последнего типа служат тематиче­ские карты, раскрывающие взаимосвязи размещения промышлен­ных и сельскохозяйственных объектов с природными ресурсами и сырьевыми базами (агропромышленные комплексы).

Содержание общегеографических и тематических карт — под­робность изображения и другие особенности — зависит от их назна­чения и от масштаба, определяемого назначением. Изве'стно, что карты одной и той же тематики могут быть по-разному использова­ны. Возьмем для примера обзорную общегеографическую карту Польши. Ею пользуются в средней школе при изучении географии этой страны, и в то же время она нужна, например, в Министерстве иностранных дел, Министерстве внешней торговли и в других учреж­дениях. Но работникам этих министерств и учреждений нужны спра­вочные карты с максимальной подробностью и большим количест­вом сведений о главных и второстепенных объектах на территории Того или иного государства. Для школьников выпускают учебные карты с обобщенным содержанием.

Помимо справочных и учебных карт, существуют агитационно-t пропагандистские, туристские, военные, технические, инженерные, Карты-документы и другие, которые имеют особое назначение.





Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Агитационно-пропагандистские карты пред­назначены для работы агитаторов и пропагандистов с населением и в производственных коллективах. По содержанию и оформлению они тяготеют к плакатам, оставаясь при этом картографическими произведениями. На них отображают, например, народнохозяйст­венные планы, исторические события (связанные, к примеру, с хо­дом Великой Отечественной войны) (рис. 177). Эти карты отличают­ся высокой степенью генерализации содержания и крупными, на­глядными условными знаками.

К техническим относят карты, по которым решают узкие практические задачи (типа прокладки маршрута по аэронавигаци­онным и морским навигационным картам; выбора маршрута по автодорожным картам). На инженерных картах показывают проек-

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ 1ВА

Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru ОСВОБОЖДЕНИЕ МИНСКА

Железные дороги, выведенные из строя партизанами в июне-июле 1944г. Населенные пуннты. освобожден­ные партизанами Населенные пункты, освобожден­ные советскими войсками сов­местно с партизанами Уничтожение окруженной груп­пировки противника

^ л. jb. Линия фронта н 29 Об 1944г.

Узда Борисов

ill Оборонительные рубежи противника

^ffiS Наступление советских войск

^^5 Нонтрудары и отступление противника

-IB-

Действия танковых войсн сторон

Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru

Действия конно-механизированной группы

3.071944 Дата освобождения Минска — — ~ Линия фронта к исходу 4.07 1944г

Действия авиации сторон

Рис. 177. Агитационно-пропагандистская карта

тируемые или построенные наземные и подземные сооружения —
теплотрассы, кабели, линии водопровода и иные. Карты-доку­
менты прилагаются обычно к международным договорам о поло­
жении государственной границы между соседними государствами.
Назначение карт оказывает решающее влияние на их содержа­
ние, определяя состав изображаемых объектов, направление,
полноту и подробность их характеристики. В некоторых случаях
карты предназначаются для решения каких-либо технических за­
дач, что придает их содержанию определенную специфичность.
Поэтому иногда при классификации карт по содержанию на­
ряду с тематическими выделяют особую группу технических, или
специальных карт. К ним относят морские навигационные, аэрона­
вигационные и некоторые другие карты такого рода.
, По способу использования географические карты делят на

стенные, настольные и текстовые. Настольные^ кар-
( ' ты издаются отдельными листами и как приложения (вклейки и

} вкладки) к учебникам, учебным пособиям и другим книгам.

' ' Среди настольных карт издаются складные карты государств и

i > отдельных территорий, очень разных по площади (например, «Ат-| лантический океан» и «Средиземное море») с текстами и без них. f Карты-транспаранты изготовляют на прозрачной основе и демонстрируют через проектор. Особые способы использования имеют карты, демонстрируемые в телевизионных передачах.

Текстовыми называются карты, напечатанные на страни-

! '• цах книг.

I f В зависимости от разной степени схематизации изображения на­
ряду с собственно географическими картами выделяют с х е м а т и -

I I, ч е с к и е карты (или картосхемы) и просто схемы. Схематические

*| карты имеют точную географическую основу, но отображают специ-

.] альное содержание с заметным упрощением. Поэтому по такой кар-

1, те невозможно определить положение объектов с точностью, соот-

' i ветствующей ее масштабу. Схемы картографического характера

Щ строят без соблюдения единого масштаба, подобно эскизу или аб-

1 ш РИСУ' а ИН0ГДа и без СТР0Г0Й ориентировки (например, схемы линий

Т. метрополитенов).

*§ Географические карты классифицируются и по другим призна-

, I кам, из которых наиболее существенны время и место издания,

'' ' количество красок, число листов (карты однолистные и многолист-
ные), язык, на котором издана карта.

Литература

СалищевК. А. Картография.— М.: Высшая школа, 1982.— Главы 3—5.

Вопросы и задания

1. Каковы основные формы проявления картографической генерализации?

2. Приведите обоснования утверждения, что научно обоснованная генерализа­ция существенно улучшает познавательное значение карты.

3. Каковы наиболее распространенные формы транскрипции иноязычных на-Нанийна советских географических картах?

4. Укажите принципы классификации карт.

J* Щ

Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Группировка населенных пунктов по численности жителей на картах в Географическом атласе для учителей средней школы - student2.ru Глава VI.

ОБЗОРНЫЕ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

§ 43. ОСОБЕННОСТИ ОБЗОРНЫХ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

Рассмотрим особенности обзорных мелкомасштабных общегео­графических карт. Эти карты отличает большая степень обобщен­ности изображения земной поверхности и размещенных на ней явле­ний по сравнению с топографическими картами. Мелкий масштаб рассматриваемой группы общегеографических карт вынуждает ог­раничить их содержание меньшим числом природных и социально-экономических элементов. Так, например, на них нет полного изоб­ражения растительного покрова, очень ограничена характеристика хозяйства. Поскольку на них не показаны также земной магнетизм, климатические особенности территории, ее геологическое строение и не показана фауна, термин «общегеографические» применительно к мелкомасштабным картам довольно условен.

Из элементов природного ландшафта в содержание обзорных общегеографических карт входит главным образом изображение водных объектов и рельефа, а из социально-экономических — на­селенных пунктов, путей сообщения и политико-административного деления территории. Кроме того, нередко показывают отдельные элементы растительного покрова (леса), грунтов, а также некоторые объекты культуры и хозяйства.

Эти карты могут несколько различаться в отношении набора по­казываемых элементов. Так, например, имеются карты рассматри­ваемого типа с показом распространения тундры и лесов (зеленой фоновой окраской), хотя обычно на этих картах растительных формаций не отображают.

Обзорные общегеографические карты прошли длительный путь развития. В Атласе истории географических открытий и исследова­ний (1959 г.) приведено много образцов общегеографических карт, созданных в разные исторические эпохи. Сравнение карт показыва­ет, что методы изображения со временем сильно менялись. Поэто­му внешний облик карт разных эпох весьма различен, хотя набор элементов содержания изменился мало. Во все эпохи на картах показывались воды, крупные формы поверхности суши, поселе­ния и дороги.

Такое содержание имели древнеримские карты Птолемея, карты Фра-Мауро эпохи Возрождения (1459 г.), созданная во времена Ивана Грозного карта Московского государства «Большой чертеж» и др. Таким образом, по набору элементов современные общегеографические карты отличаются от древних

только показом политико-административных границ и некоторых элементов растительного покрова.

Ясно выраженная стабильность содержания общегеографичес­ких карт свидетельствует о том, что этот тип карт удовлетворял и продолжает удовлетворять коренные нужды познания территории.

Обзорная общегеографическая карта содержит разносторонние сведения. Изучение такой карты дает представление о географичес­ком положении изображаемой /территории и пространственном раз­мещении слагающих ее частей; о соотношении площадей, занятых морем и сушей, и о степени расчлененности последней; о строении земной поверхности, т. е. о характерных крупных чертах рельефа; о видах и особенностях вод суши, а также о связях между водами и рельефом.__.

Географическое положение, густота речной сети и степень забо­лоченности территории косвенно позволяют по общегеографической карте судить о климатических особенностях местности.

Изучение социально-экономического содержания карт^-дает представление о степени освоенности территории человеком. /Таким образом, общегеографические карты представляют собой незаме­нимое справочное пособие при общем изучении территории. Они используются в качестве основы при создании тематических картГ)

Общегеографические карты в большом количестве содержатся в атласах. Издаются также стенные общегеографические карты. Особый интерес представляют издаваемые ГУГКом настольные справочные общегеографические карты отдельных стран, групп стран и иных территорий (так называемые «складные карты»).

Созданные к настоящему времени складные карты охватывают изображением почти всю территорию населенных материков и час­тей света. Есть карты этого типа и с изображением океанов и морей. i:Bce эти карты сопровождаются врезными картами с отображени­ем экономики, климата, с планами городов. Имеются на них и тек­стовые справочные сведения.

Справочные обзорные общегеографические карты за­метно отличаются от учебных по степени генерализации отобража­емых явлений и по оформлению. В содержании справочных и учеб­ных карт рассматриваемого типа наблюдаются существенные раз­личия. Так,) на учебных обзорных общегеографических картах обыч­но показывают места добычи полезных ископаемых, а на справочных Картах этот элемент содержания отсутствует. Кроме того, на учеб­ных картах не отображают элементы растительного покрова, пока­зывают ограниченное число видов путей сообщения и т. п.

Наши рекомендации