Физико-географические особенности аэродрома вылета, назначения и маршрута
Задание на курсовую работу
По дисциплине Авиационная метеорология
Курсанту уч. гр. П-13-2 Устарову Мирзе Ризвановичу
Тема: Оценка влияния метеорологических факторов на полет воздушного судна
Аэродром вылета Прага
Аэродром назначения Хельсинки
Запасной аэродром Рига
Тип ВС ATR-72
Эшелон полета FL200 (20000 футов)
Время вылета 16.00Z
Срок приземной синоптической карты: за 15:00 UTC 22.08.1986
Срок и перечень высотных карт погоды: Приземная карта, АТ-850, АТ-700, АТ-500, АТ-400, АТ-300, АТ-200, карта максимальных ветров, карта тропопаузы за 15:00 UTC 22.08.1986
Дата выдачи заданияСрок выполнения -
Руководитель работы: ст. преподаватель кафедры УВД и Н Лобачева О.В.
Работа защищена с оценкой ____________Дата__________
Содержание
Задание по курсовой работе................................................................... 3
Перечень принятых сокращений.......................................................... 4
Введение............................................................................................................. 5
1. Физико-географические особенности аэродрома вылета, назначения и маршрута............................................................................ 9
1.1 Аэродром вылета: Прага.............................................................................. 9
1.2 Аэродром назначения: Хельсинки........................................................... 11
1.3 Запасной аэродром: Рига.......................................................................... 12
1.4 Разрез рельефа местности по маршруту полета..................................... 14
2. Характеристика синоптической и метеорологической обстановки..................................................................................................... 16
2.1 Синоптическая обстановка по приземной карте.................................. 16
2.2 Метеорологическая обстановка по приземной карте…………….…19
2.3 Анализ метеорологической и синоптической обстановки по картам абсолютной барической топографии……………………………………21
2.4 Синоптическая обстановка по маршруту полета................................. 25
2.5 Определение угла наклона тропопаузы.................................................. 26
3. Построение вертикального разреза атмосферы по маршруту полета и принятие решения на вылет………………………………………………….27
3.1 Построение вертикального разреза……………………………………27
3.2. Принятие решения на вылет ........................................................……….29
Заключение.................................................................................................... 31
Список использованной литературы.............................................. 32
Приложение.................................................................................................... 33
Перечень принятых сокращений
АТ - абсолютная топография
АМСГ - авиационная метеорологическая станция гражданская
АМЦ - авиационный метеорологический центр
АКП - авиационная прогностическая карта погоды
БП - безопасность полетов
ВПП - взлетно-посадочная полоса
ВС - воздушное судно
ВНГО - высота нижней границы облаков
ВПР - высота принятия решения
СА - Стандартная атмосфера
ИКАО (ICAO) - Международная организация гражданской авиации
КВС - командир воздушного судна
КТА - контрольная точка аэродрома
УВД - управление воздушным движением
BECMG - becoming - постепенно, устойчивые изменения
CAT - турбулентность при ясном небе (ТЯН)
METAR - Meteorological aviation report - регулярная сводка фактической погоды на аэродроме
NOSIG - no significant change - нет существенных изменений
QNH - атмосферное давление на аэродроме, приведенное к среднему уровню моря по условиям Стандартной атмосферы
QFE - атмосферное давление на аэродроме - на уровне порога ВПП рабочего курса посадки
QFF - атмосферное давление на метеорологической станции, приведенное к среднему уровню моря по условиям реальной атмосферы
SPECI - Special selected meteorological report - специальная выборочная сводка фактической погоды на аэродроме
TAF - Terminal Aerodrome Forecast - прогноз погоды на аэродроме
UTC –Universal Time Coordinated - скоординированное время по (Гринвичу)
Введение
Целью данной курсовой работы как формы обучения является обобщение, закрепление и творческое использование знаний, умений и навыков, полученных курсантами в процессе изучения дисциплины. При выполнении курсовой работы курсанты формулируют цель, которая заключается в оценке влияния метеорологических факторов на полет определенного ВС. Курсовая работа по авиационной метеорологии имеет большое практическое значение, способствуя формированию метеорологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности. Метеорологическая готовность-это готовность правильно и своевременно использовать метеорологическую информацию и комплексно, грамотно анализировать и оценивать метеорологическую обстановку в ситуациях профессиональной деятельности в целях обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов ВС.
Эксплуатация летательных аппаратов сопровождается сложным взаимодействием с физическим состоянием атмосферы, которое оказывает влияние на аэродинамические силы (подъемную силу и лобовое сопротивление), силу тяги двигателей, расход N топлива, скорость и предельно допустимую высоту — потолок полета, на работу и достоверность показания аэронавигационных приборов.
Основное назначение метеообеспечения — обеспечение безопасности полетов в метеорологическом отношении.
Чтобы принять решение о вылете ВС, необходимо оценить метеорологические условия, возможность выполнения полета и требований по обеспечению его безопасности в метеорологическом отношении. Для правильной оценки следует проанализировать данные о погоде, определить характер и направление развития атмосферных процессов, обусловливающих изменение метеорологических условий в период полета.
Таким образом, требуется не только разобраться в том, какие условия погоды наблюдаются в районе или на маршруте планируемого полета, но и определить, с чем связаны эти условия и как они могут в дальнейшем изменяться. Это можно сделать, произведя аэросиноптический анализ метеорологической обстановки. Экипажи ВС, руководящий летный и диспетчерский состав получает консультацию метеорологов, изучает аэросиноптические материалы и метеорологическую документацию.
Анализ авиационных происшествий и предпосылок к ним показывает, что нередко метеорологические условия бывают либо прямой, либо косвенной их причиной. По данным, публикуемым Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее тяжелые авиационные происшествия (катастрофы) из-за погоды составляют 6—21% случаев от их общего числа. Но это лишь те случаи, когда метеорологические условия являются непосредственной их причиной. Если же учесть те случаи, когда погода хотя и не была непосредственной причиной авиационного происшествия, но способствовала ему, то окажется, что примерно каждое третье происшествие прямо или косвенно связано с метеорологическими условиями.
Метеорологическое обеспечение экипажей воздушных судов осуществляется согласно плану (расписанию) или дополнительным заявкам, заблаговременно подаваемым в АМЦ (АМСГ) диспетчером аэродромного диспетчерского пункта (АДП) в письменном виде. Непосредственно от командиров (пилотов) воздушных судов заявки на метеообеспечение не принимаются.
Для метеорологического обеспечения организуется обмен метеоинформацией между аэропортами вылета и первой посадки, а также запасными аэродромами. Перечень аэропортов, в которые сообщается метеоинформация, и время передач определяются исходя из расписания движения воздушных судов и заявок, которые поступают от метеоподразделений других аэропортов.
При консультации экипажу дается характеристика барических систем, воздушных масс, фронтальных разделов, определяющих погоду в районе аэродрома, по трассе до первого (при возможности до последнего) пункта посадки (в районе полетов) и на запасных аэродромах. Особое внимание обращается на синоптические процессы, при которых возможно существенное ухудшение метеоусловий: понижение облаков, ухудшение видимости, возникновения грозы, обледенения и т. п. Сообщается также о положении тропопаузы, изменении температуры воздуха у земли и на высотах, изменении атмосферного давления по трассе и его минимальном значении, приведенном к уровню моря. При полетах в горной местности для определения нижнего безопасного эшелона полета указывается высота изобарической поверхности в районе минимального превышения по трассе. Вручение документации с прогнозами, срок действия которых меньше расчетного времени полета (с учетом запасного времени — 30 мин), запрещается.
В аэропортах, обслуживаемых АМСГ IV разряда, ознакомление экипажей воздушных судов (пилотов) с фактической погодой и прогнозами погоды по трассе, в районе полетов и аэропортах посадки производится техником-наблюдателем на основании телеграмм, поступающих от АМСГ и гидрометеостанций, и данных, которые сообщают прилетевшие экипажи.
В тех случаях, когда после предполетной метеорологической подготовки экипажа на АМСГ поступает штормовое предупреждение, оповещение об опасных для авиации явлениях погоды или корректив к прогнозу об ухудшении метеоусловий в аэропорту посадки (на запасном аэродроме), синоптик немедленно сообщает об этом диспетчеру АДП.
Непосредственно перед вылетом (независимо от продолжительности полета) экипаж или представитель авиакомпании получает устную консультацию и метеорологическую документацию, включающую: авиационную прогностическую карту особых явлений погоды; карты барической топографии поверхностей 300, 200, 100 мбар или таблицу с прогнозом ветра и температуры по требуемым высотам; бланк с прогнозами погоды по аэродрому посадки и запасным аэродромам.
Для примера приведу пример катастрофы самолета ATR-72, из-за обледенения. Самолёт выполнил взлёт с аэродрома Рощино с магнитным курсом 214 градусов. Фактическая погода на аэродроме в ближайший срок метеонаблюдения 05:30 московского времени: ветер 240 градусов 6, порывы 9 м/с, видимость 10 км, облачность значительная (6-9 баллов) 400 м кучево-дождевая, температура воздуха −1 °C, точка росы −1 °C, давление на уровне моря 1002 гПа, прогноз на ближайшие 2 часа был: временами ветер 260 — 15 м/с вид. 1500 м ливневой снег, метель обл. значительная 150 м. Дополнительная информация: давление на уровне аэродрома 742 мм рт. ст. / 989 гПа, ВПП 21, коэффициент сцепления 0.6.Вскоре после взлёта воздушное судно исчезло с экранов радаров, экипаж перестал отвечать на запросы диспетчеров. Горящие обломки самолёта были обнаружены экипажем самолёта, вылетевшего сразу после взлета рейса UT-120, вблизи деревни Горьковка; место катастрофы расположено на расстоянии около 4 км от торца взлётно-посадочной полосы. В ходе расследования выяснилось: что причиной катастрофы самолета явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также не распознание экипажем выхода самолета на режим сваливания.
Физико-географические особенности аэродрома вылета, назначения и маршрута
Маршрут проходит с общим направлением на Северо-Восток и расстоянием 1301 километр.(1373 с уходом на запасной аэродром)
Рисунок 1. Маршрут полета