Коммуникативная функция
Посещение почитаемых мест предполагает не только общение с богами, но и общение людей друг с другом. Сакральная территория оказывается местом встречи живущих в одной местности, стране, регионе или относящихся к одной социальной группе.
Праздничные религиозные мероприятия часто становились местом проведения ярмарок, народных гуляний, диспутов, политических совещаний. Примером организации сакрального пространства как места коммуникации может служить традиция русской деревни. В каждом селе находилась своя церковь – и, соответственно названию этой церкви, в селе отмечался престольный праздник. Например, для Успенской церкви престольным праздником является день Успения Пресвятой Богородицы, для Покровской — день Покрова Пресвятой Богородицы, для Рождественской — Рождество Христово и т. д. На престольный праздник собирались прихожане со всей округи, причем было принято посещать не только церковь, но также дома родственников и знакомых. Иногда во время праздника проводились ярмарки, увеселительные мероприятия. Престольные праздники, на которые собиралась вся округа, поочередно отмечались но всех селах. Такая система обслуживала потребность жителей округи в общении.
Сакральные объекты могли стать местом политических манифестаций, сообщающим о событиях общественной жизни.
Священнодействием, одновременно имеющим и функции общения, являлись ритуальные спортивные состязания, бытовавшие повсеместно. Как правило, подобные состязания соотносились с какой-либо календарной датой. Магический посыл игры или поединка сводился к обеспечению благоденствия божества и народа: состязатель или команда своей силой, ловкостью и удачливостью, своим стремлением к победе обеспечивали благосостояние и благосклонность божества, а также счастье и благоденствие человеческого сообщества (клана, племени, народа). Помимо религиозного, присутствовал еще и социальный фактор: состязания выступали как одна из форм общественной жизни. Во время праздничных игр происходило общение большого количества людей как в плане досуга, так и в плане торговли, обмена информацией и т.д. Примерами таких состязаний являлись древнегреческие игры, масленичные состязания русских крестьян.
Протекторная функция
Люди объединяются вокруг общих святынь, ассоциируют себя с ними и считают, что святыни (вернее, стоящие за ними божества или мистические силы) покровительствуют, защищают их.
Представления о защитной мощи священного уходят корнями в язычество. «Защитными» свойствами могут обладать объекты, связанные с культом предков. В язычестве кроются и представления о том, что умершие предки оказывают покровительство своим потомкам. В русских летописях начала XII века встречаются такие утверждения.
Покровительство божества проявляется не только в дни войны, но и во всех жизненных делах. Поэтому во многих городах и местностях уделялось внимание «небесным покровителям ». Для г. Афин таким покровителем была богини Афина, для средневековой Франции — архангел Михаил, для г. Москвы, г. Лондона и рядя других городов — святой Георгий, для г. Вены — святой Штефан. Защитником и покровителем Шри-Ланки считалась религиозная реликвия — Зуб Будды[8].
Священный объект может быть защитником не только всей территории и населения, проживающего здесь,— он может восприниматься как индивидуальный защитник отдельного человека.
Лечебная функция
Широко распространено мнение, что священное место может благотворно влиять на здоровье приходящих сюда людей. Надежда на улучшение самочувствия — одна из движущих сил, которые приводят к священным местам паломников.
Целебные свойства могут приписываться самым разным типам объектов: храмам, религиозным реликвиям, иконам, предметам, связанным со священной историей, почитаемым могилам, вершинам гор, пещерам и гротам, камням, искусственным и естественным углублениям, холодным и горячим источникам, водоемам и т. п.
Около священных мест, обладающих целебными свойствами, совершаются как религиозные службы, так и обряды народной медицины, например, часто встречается обычай оставлять в месте, знаменитом своими целебными свойствами, предмет, принадлежавший больному. Часто таким предметом является лоскут одежды — вместе с ним в священном месте остается болезнь, а когда лоскут истлевает, то болезнь умирает вместе с ним.
Очень часто в качестве лечебного средства используется предмет, который вступил в соприкосновение с объектом поклонения, например, песок, находившийся окало почитаемого камня, или даже древесина, отщепленная от креста. Наверное, наиболее широко в этом отношении используется вода. В качестве лекарства может использоваться влага, скопившаяся в лунках почитаемого камня или же специально вылитая на камень. В христианстве вода освящается по такому же принципу — чтобы стать «святой», она вступает в соприкосновение с крестом или же приносится в церковь, где над ней произносится специальная молитва. Вообще, широко распространены представления о целебности воды источников и колодцев.
Несомненно, целительный эффект от посещения «святых» мест не в последнюю очередь обусловлен терапевтическими и психотерапевтическими факторами. «Лечение» начинается задолго до посещений места поклонения. Подготовка к паломничеству активизирует силы организма больного, заставляет отвлечься от болезни, заострить внимание на предстоящем действии, обеспечивающем выздоровление.