Карты погоды, их виды, первичный анализ
Карты погоды и их анализ
Выполнил курсант ______ курса _______ группа ______ факультет
Фамилия, имя и отчество ________
Цель работы: 1. Изучить порядок составления, виды карт погоды, символы и условные обозначения, используемые при составлении этих карт, первичный анализ карт погоды.
2. Научиться определять по картам погоды направление, и трансформацию воздушных масс; направление, скорость перемещения и эволюцию атмосферных фронтов и барических систем.
Проверил | преподаватель |
Дата | |
Оценка | |
г. Кировоград
201__ год
Карты погоды и их анализ
Изучение погодных процессов на большой территории наиболее эффективно проводить с помощью специальных карт, на которые условными сиволами нанесены результаты одновременных метеорологических или аэрологических (высотных) наблюдений. Такие карты получили название синоптических (от греческого слова “синоптикос” - одновременно обозревающий).
Синоптическая карта, на которую нанесены данные наблюдений у поверхности земли, называется приземной картой погоды, а карта с нанесенными данными аэрологических наблюдений – высотной или аэрологической.
Карты погоды, их виды, первичный анализ
Карта погоды - это метеорологическая карта, которая отражает фактическое состояние погоды у поверхности земли в какой-то конкретный момент времени на определенной площади (рис. 3). Карты погоды делятся на основные и кольцевые.
Основные карты составляются в 00, 06, 12 и 18 часов международного скоординированного времени (UTC) их масштаб в 1см - 150 (200 или 300) км. Эти карты охватывают огромные территории и позволяют анализировать атмосферные процессы на расстояниях протяженностью в несколько тысяч километров.
На метеорологических станциях по основным картам прогнозируются крупномасштабные процессы, такие как: образование и перемещение циклонов и антициклонов, перемещение атмосферных фронтов. По этим картам составляются прогнозы погоды на срок 2436 часов, а также прогнозы погоды по маршрутам большой протяженности.
Кольцевые карты (кольцовки) составляются через каждые 3 часа:
в 00, 03, 06, 09, 12, 15, 18 и 21 час UTC.
Это карты сравнительно небольших районов от нескольких сотен до тысячи километров. Масштаб кольцовок в 1см - 50 км или в 1см - 25 км. По этим картам уточняются прогнозы погоды на несколько часов, а также составляются предупреждения о возникновении опасных для авиации явлений погоды.
Сведения о погоде наносятся на основные и кольцевые карты в виде цифр и условных значков (символов) в строго определенном порядке вокруг кружка станции в соответствии с кодом KH-01.
Первичный анализ (обработка) приземных карт погоды заключается в следующем:
1. Проводятся изобары и выделяются барические системы - области низкого и высокого давления.
Изобара - это линия, соединяющая точки с одинаковым давлением. Изобары проводятся сплошными черными линиями на основных картах погоды через 5 гПа (кратные 5), на кольцовках - через 2,5 г Па.
Все изобары подписываются соответствующим числом гектопаскалей:
− разомкнутые изобары - с двух сторон;
− замкнутые изобары - в каком-либо одном месте.
В центрах областей низкого давления ставится буква “Н”(L) - циклон, а в центрах областей высокого давления - буква “В”(H) - антициклон.
Рис.1. Изобары и барические системы
2. Проводятся изаллобары и выделяются очаги роста и падения давления.
Изаллобара (изотенденция) - это линия, соединяющая точки с одинаковым изменением давления. Изаллобары проводятся прерывистыми черными линиями через 1 гПа. Изаллобара 0 гПа проводится только при слабых изменениях давления (менее 1 гПа/ 3 часа) на большой площади.
В центрах областей падения давления красным карандашом ставится буква “П”, а в центрах областей роста - синим карандашом буква “Р”. Рядом с буквами П и Р указывается значение максимального изменения давления в гектопаскалях с точностью до десятых долей (без знака).
Рис.2 Изаллобары и очаги падения и роста давления
3. Проводятся атмосферные фронты: на черно-белой карте - соответствующим орнаментом, на цветной карте - соответствующим цветом (табл. 1).
4. Выделяются особые явления погоды соответствующими символами и цветами (табл. 1)
Таблица 1. Условные обозначения атмосферных фронтов и явлений на
картах погоды
Атмосферный фронт или явление погоды | Условные обозначения | Цвет | Примечание | |
Теплый фронт | красный | на черно-белой карте | ||
Холодный фронт | синий | |||
Фронт окклюзии | коричневый | |||
Стационарный фронт | красный синий | |||
Вторичный теплый фронт | красный | |||
Вторичный холодный фронт | синий | |||
Зона обложных осадков | зеленый | Только в срок наблюдения | ||
Обложные осадки местами | – " – | – " – | ||
Слабый снег | – " – | – " – | ||
Ливневые осадки | – " – | В срок наблюдения и в течение последнего часа | ||
Гроза | красный синий | – " – Между сроками наблюдения | ||
Зарница | красный | В срок наблюдения | ||
Общая метель | зеленый | – " – | ||
Зона туманов | желтый | – " – | ||
Туман местами | желтый | – " – | ||
Дымка при видимости менее 2 км | желтый | – " – | ||
Мгла при видимости менее 2 км | желтый | – " – | ||
Пыльная или песчаная буря | желтый | В срок и между сроками наблюдения | ||
Смерч | красный | – " – | ||
Поземок | зеленый | В срок наблюдения | ||
Низовая метель | зеленый | – " – |
Примечание:
Цветом атмосферные фронты и явления погоды выделяются на картах с цветной печатью и при первичном анализе черно-белых карт.
2. Правила перемещения и эволюции воздушных масс,
атмосферных фронтов и барических систем
Прогноз будущего положения и состояния основных синоптических объектов (ВМ, АФ и БС), определяющих изменение всех метеорологических величин и развитие во времени всех явлений погоды, называется прогнозом синоптической ситуации.
Одним из самых важных элементов прогноза погоды является определение направления и скорости перемещения синоптических объектов, а также их эволюции.
2.1. Перемещение и трансформация воздушных масс
Направление перемещения воздушных масс (ВМ) совпадает с направлением ветра, который наблюдается в данном районе выше слоя трения, т.е. с направлением градиентного ветра.
Следовательно, воздушные массы перемещаются параллельно изобарам, оставляя изобару с меньшим давлением слева (рис. 4).
Рис. 4. Перемещение воздушных масс
При своем движении ВМ переходит с одной подстилающей поверхности на другую и изменяет свои свойства (например, над морем воздушная масса увлажняется, над пустыней - высушивается и запыляется). Свойства ВМ меняются также в течение года и суток. Изменение свойств воздушной массы называется ее трансформацией. Трансформация воздушной массы происходит непрерывно и повсеместно. Она будет тем сильнее, чем больше отличается температура воздушной массы от температуры, подстилающей поверхности.
Поэтому при анализе метеоусловий необходимо:
а) определить, откуда приходит воздушная масса;
б) оценить какие изменения произойдут в погоде воздушной массы за счет ее трансформации.