Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.
Резерв – 3 часа.
Планируемые результаты обучения географии в 8 классе:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1. Называть и (или) показывать:
§ предмет изучения географии России;
§ основные средства и методы получения географической информации:
§ субъекты Российской Федерации;
§ пограничные государств;
§ особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
§ границы часовых поясов:
§ основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
§ климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
§ распределение рек страны по бассейнам океанов;
§ основные области современного оледенения и крупные ледники:
§ зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
§ основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
§ важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
§ народы, наиболее распространенные языки, религии;
§ примеры рационального и нерационального размещения производства;
§ объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
§ районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
§ экологически неблагополучные районы России:
§ маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
§ географическое положение объектов;
§ разницу в поясном времени территорий;
§ погоду по синоптической карте;
§ параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
§ географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
§ образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
§ особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
§ роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
§ страны;
§ влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
§ образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
§ образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
§ влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
§ как составляют прогноз погоды;
§ распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
§ почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
§ причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
§ разнообразие природных комплексов на территории страны;
§ различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
§ изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
§ особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
§ роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
§ уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
§ причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
§ особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
§ объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
5. Оценивать и прогнозировать:
§ природно-ресурсный потенциал страны, региона;
§ экологическую ситуацию в стране, регионе
§ изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
§ изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
§ развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
§ - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
§ - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
§ - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
§ Метапредметные результаты курса «География России. Природа, население, хозяйство». основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
§ - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
§ - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
§ - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
§ - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
§ - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
§ - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
§ - умения управлять своей познавательной деятельностью;
§ - умение организовывать свою деятельность;
§ - определять её цели и задачи;
§ - выбирать средства и применять их на практике;
§ - оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
§ - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
§ -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
§ - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Учебно-методический комплект / Литература
Программа | § Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г. | |
Основная литература | Базовый учебник | § Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011. |
Методическое пособие для ученика | § Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2014. § География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014. | |
Инструмент по отслеживанию результатов работы | § Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2012. § Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2014. § Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. - Тесты 8-9 кл. - М: Дрофа, 2003. (2 шт.) § Крылова О. В. - Контрольные работы по геогр.: 8кл. -М.: Новый учебник, 2002. |