Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля — глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.

Резерв – 3 часа.

Планируемые результаты обучения географии в 8 классе:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Называть и (или) показывать:

§ предмет изучения географии России;

§ основные средства и методы получения геогра­фической информации:

§ субъекты Российской Федерации;

§ пограничные государств;

§ особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

§ границы часовых поясов:

§ основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

§ климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

§ распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

§ основные области современного оледенения и крупные ледники:

§ зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

§ основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

§ важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

§ народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

§ примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

§ объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

§ районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

§ экологически неблагополучные районы России:

§ маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

§ географическое положение объектов;

§ разницу в поясном времени территорий;

§ погоду по синоптической карте;

§ параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

§ географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

§ образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

§ особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

§ роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

§ страны;

§ влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

§ образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

§ образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

§ влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

§ как составляют прогноз погоды;

§ распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

§ почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

§ причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

§ разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

§ различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

§ изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

§ особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

§ роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

§ уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

§ причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

§ особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

§ объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

5. Оценивать и прогнозировать:

§ природно-ресурсный потенциал страны, региона;

§ экологическую ситуацию в стране, регионе

§ изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

§ изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

§ развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

§ - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

§ - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

§ - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

§ Метапредметные результаты курса «География России. Природа, население, хозяйство». основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

§ - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

§ - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

§ - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

§ - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

§ - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

§ - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

§ - умения управлять своей познавательной деятельностью;

§ - умение организовывать свою деятельность;

§ - определять её цели и задачи;

§ - выбирать средства и применять их на практике;

§ - оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

§ - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

§ -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

§ - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Учебно-методический комплект / Литература

Программа § Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.
Основная литература Базовый учебник § Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.
Методическое пособие для ученика § Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2014. § География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.
Инструмент по отслеживанию результатов работы § Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2012. § Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2014. § Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. - Тесты 8-9 кл. - М: Дрофа, 2003. (2 шт.) § Крылова О. В. - Контрольные работы по геогр.: 8кл. -М.: Новый учебник, 2002.

Наши рекомендации