Классической Греции (500- 330 гг. до н.э.)
Для эпохи Классической Греции (500-330 гг. до н.э.) характерно определенное противостояние между материалистическим и идеалистическим направлениями в философии. Такие выдающиеся мыслители древности, как Парменид (около 540-470 гг. до н.э.), Зенон (около 490-430 гг. до н.э.), Пифагор Самосский (VI в. до н.э.), Сократ (470/469- 399 гг. до н.э.) и Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) представляли собой философию идеализма. Диоген Синопский (около 400 –325 гг. до н.э.), Анаксагор (около 610-547 гг. до н.э.), Эмпедокл и Левкипп из Милета были яркими сторонниками материализма. Позиция Аристотеля чрезвычайно сложна и она в целом может быть определена как особая форма дуализма (11,17,18,255,291,316).
В науке Классической Греции существовало два различных способа объяснения причинно-следственных связей в природе и обществе. Первый способ связан с именем Платона, второй – с именем Аристотеля. Платон полагал, что мир был создан совершенным (идеальным), но впоследствии начал все больше изменяться в худшую сторону (255). Аристотель, в свою очередь, считал, что напротив, мир движется к совершенству, к некоторому идеальному состоянию (17,18,316).
Аристотель был создателем телеологической концепции, в соответствии с которой Творец спроектировал Вселенную примерно тем же способом, что и плотник, набрасывая план будущего строения. Однако задолго до Платона и Аристотеля появилась концепция Пифагора, пытавшегося объяснить упорядоченность Вселенной с помощью математических закономерностей. Еще в VI в. до н.э. Пифагор постулировал эту упорядоченность как математическую схему.
Пифагор Самосский (VI в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, математик, религиозный и политический деятель; основатель пифагореизма. Пифагореизм – религиозно-философское учение в Древней Греции VI-IV вв. до н.э., исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения – источник гармонии Космоса, структура которого мыслилась как физико-геометрическое и акустическое единство. Каждая из небесных сфер, согласно Пифагору и его последователям, характеризуется некоторой комбинацией правильных геометрических тел и звучанием определенных музыкальных интервалов (гармония сфер).
Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии, физики, акустики. Например, согласно сторонникам этого учения, Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Ими также были разработаны математические законы кругового движения небесных тел (Пифагор, Парменид и др.). Они учили также о переселении душ и разработали сложную систему культовых запретов («пифагорейский образ жизни»).
Основополагающие понятия и главные элементы (стихии), использовавшиеся пифагорейцами в созданной ими теории, выглядят весьма необычно по сравнению с теми, которыми пользуются современные естествоиспытатели, так как эти первые лежат вне опыта и являются ненаблюдаемыми. Они представляют собой математические выражения, которые, за исключением тех, что употребляются в астрономии, не являются частью нашего подвижного, изменчивого мира.
Пифагорейцы интересовались преимущественно природными явлениями и процессами. Они рассуждали о том, каким именно образом была создана Вселенная, и, когда возникали споры о поведении и взаимодействии тех или иных объектов в ней, они всегда проверяли правильность теории путем непосредственного наблюдения. Они также применяли, например, специфический ряд фундаментальных посылок, предназначенных исключительно для целей теории, чтобы объяснить реалии природы.
Пифагорейцы в сущности ничем не отличались от других исследователей природы, пока признавали, что только те предметы реальны, которые могут быть опознаны путем восприятия их мира. Однако их методы научного объяснения и их основополагающие понятия открывали путь в сверхчувственные сферы, к которым их способ мышления оказывался ближе, чем к физике природы. Например, они даже не делали намека на то, каким образом можно вывести движение и изменение, оперируя лишь такими противоположными друг другу понятиями, как предел и беспредельность или четность и нечетность. Не объясняя в своих теориях движения и изменения, они не в состоянии были показать, каким образом возникает тот или иной природный процесс и, в частности, как перемещаются небесные тела относительно друг друга.
Пифагору приписывается также доказательство теоремы о том, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов («теорема Пифагора».
Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.) древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократовского метода. В последние годы жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и казнен (принял яд цикуты). Он излагал свое учение устно и не оставил каких-либо письменных трудов. Главную цель философии Сократ видел в самопознании как пути к постижению истинного блага. Согласно Сократу, добродетель есть знание, или мудрость. Для всех последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Вместе с тем он отрицал возможность объективного познания природы.
Наиболее крупным представителем идеализма эпохи Классической Греции является, несомненно, Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.). Согласно его воззрениям, первичным является мир идей, а окружающие нас объекты природы – лишь слабые тени идей, существующих объективно и независимо от человеческого сознания.
Платон – выдающийся древнегреческий философ-идеалист, один из наиболее известных учеников Сократа. В 383 г. он основал в Афинах свою собственную школу (Академия Платоновская). Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Согласно философии Платона, все идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнезис, то есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до воссоединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: 1) правители-мудрецы, 2) воины и чиновники, 3) крестьяне и ремесленники.
Сочинения Платона представляют собой высокохудожественные диалоги, наиболее известными среди которых являются: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид», «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Платон, будучи основоположником дедуктивного метода, превосходно владел мастерством дедуктивных умозаключений, исходя из которых, он утверждал, что все наблюдаемые на Земле вещи и явления суть лишь бледные копии идей, или совершенных (абсолютных) префекатов, поскольку они представляют собой ущербный продукт преобразования последних или находятся в процессе такого преобразования. Некогда, рассуждал он, Аттика (территория в пределах Древней Греции, главным городом которой были Афины) обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. В былые времена горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них людей и зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды, не давая им бесполезно стекать по склонам в реки. «Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле… То, что сохранилось, если это сравнить с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши» (255). Объясняя с позиций общей теории частную ситуацию в Аттике, Платон использует это как пример упадка, или перерождения, вещей и явлений по сравнению с их исходным совершенным состоянием. Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, то он мог бы прийти к выводу о том, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились, и что эрозия почвы и разрушение природных ландшафтов сопровождают историю человеческой цивилизации, повторно обнаруживая себя во многих местах Земли. Но мысль о человеке как факторе преобразования природы и земной поверхности и тысячи лет спустя после Платона еще оставалась не сформулированной. Платон упустил возможность изменить всю историю развития представлений о взаимоотношениях человека и природы, не увидел в человеке ее разрушителя (110, с. 49).
Имя Платона связано с преданием об Атлантиде. Греческий мир, сообщал он, чуть было не оказался завоеванным в IX тыс. до н.э. людьми, обладавшими высокой цивилизацией и жившими где-то на западе. Но греческое войско вышло победителем в жестокой битве. Более того, сразу же после поражения завоевателей их отечество было разрушено катастрофическим землетрясением и погрузилось в морскую пучину. Можно даже проплыть над затопленным городом Атлантидой, утверждал Платон, если только быть очень внимательным и не сесть на мель. С тех пор исследователи и популяризаторы ищут Атлантиду. Некоторые из них вообразили даже существование сухопутного моста между Африкой и Америкой, на котором якобы и находилась легендарная Атлантида. Только в 1966 г. стала оформляться другая гипотеза, основанная на том, что в Средиземном море между островом Крит и материковой частью Греции был обнаружен погрузившийся город, который вполне мог бы быть той самой Атлантидой, о которой писал Платон.
Материалистическое направление в эпоху Классической Греции развивали Анаксагор из Клазомен (около 610- 547 гг. до н.э.), Диоген Синопский (около 400- 325 гг. до н.э.), Эмпедокл из Агригента (490-430 гг. до н.э.) и основатели атомистического учения Левкипп из Милета (около V в. до н.э.) и Демокрит из Абдер (около 460-370 гг. до н.э.).
Согласно Демокриту, в мире существуют только атомы и пустота. Атомы – это неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые сущности. Они различаются формой, положением в пустоте, величиной, двигаясь в самых разных направлениях. Из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все возможные миры. Атомы невидимы для человека, но из них происходят некоторые постоянные истечения. Истечения из атомов, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
В своей этике Демокрит развивал учение об атараксии, т.е. душевном спокойствии, безмятежности, представляющей высшую ценность для всякого человека.
Анаксагор и Демокрит учили о бесконечности миров и бесконечности Космоса. Согласно Анаксагору, все небесные тела произошли от первичной массы под действием центробежной силы и раскалились вследствие ее сильного вращения. Солнце также является раскаленным куском материи «величиной с Пелопоннес». Анаксагор, однако, не был последовательным материалистом, он признавал некий верховный разум, а к атомизму Демокрита относился в целом отрицательно. Основой всего сущего на Земле он считал множество первичных материальных элементов.
Диоген, следуя Анаксимену, принимал в качестве единого первоначала воздух – источник всякого движения и мысли. Все вещи и предметы, по Диогену, образовались путем сгущения или разряжения воздуха, или, иначе, охлаждения и нагревания (холодное - основа телесности вещей, теплое – основа движения).
Эмпедоклу принадлежит учение о четырех первичных элементах, к которым он относил огонь, воздух, воду и землю. Это учение получило довольно широкое распространение. Те же четыре элемента мы находим у Платона и Аристотеля.
С развитием рабовладельческого общества в идеологии господствующего класса все резче стали выступать идеалистические черты. Господство идеализма, получившего наиболее полное свое выражение во взглядах Платона, отразилось в представлениях древних греков о Земле и всех природных явлениях и процессах.
Пространственный кругозор древних греков в V в. до н.э. несколько раздвинулся благодаря связям со Скифией, Ближним Востоком, Египтом. Каждый крупный ученый стремился побывать в странах древней культуры и получить знания из первых рук. Много путешествовали, например, Геродот, Демокрит, Платон и др. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке(21). Существенной особенностью этого направления была его тесная связь с историей.
К рассматриваемому периоду относится жизнь и деятельность выдающегося древнегреческого путешественника и мореплавателя Пифея (IV в. до н.э.), который между 350 и 320 гг. до н.э. совершил плавание вдоль западных берегов Европы и сообщил о природе и занятиях населения Британских островов. Возможно, Пифей достиг также берегов Скандинавского полуострова.
Виднейшим представителем классической Греции был «отец истории» Геродот из Галикарнаса (485-425 гг. до н.э.) (81). Геродоту принадлежит идея о том, что история должна трактоваться географически, а география – исторически. Геродот оставил нам несколько превосходных примеров исследования в исторической географии, занимающейся ныне воссозданием прошлой географической реальности и прослеживанием географических изменений во времени. Геродот известен также и как «отец этнографии». Его называют так потому, что он ярко и убедительно описал традиции незнакомых древним грекам народов (81).
В своей «Истории в девяти книгах» (81), дошедшей до нас, он дал подробное описание мира, известного грекам во второй половине V века до н.э. В четвертой книге этого труда имеются первые достоверные сведения о Скифии, в частности перечислены все реки от Истра (Дуная) до Танаиса (Дона). Геродот полагал, что все эти реки вытекают из озер. В своих работах Геродот сообщает, что «земля у скифов ровная, изобилует травой и хорошо орошена» (81). Суровость климата Скифии Геродот явно преувеличивал, утверждая, что к северу от Скифии постоянно идет снег и поэтому эти страны совершенно необитаемы. Геродот впервые довольно точно определил положение Каспийского моря, которое он описал как замкнутый водоем, то есть именно как озеро.
О западной, северной и восточной окраинах Европы, в том числе об Оловянных островах и загадочной реке Эридан, с берегов которой поступал янтарь, Геродот не мог сообщить ничего достоверного. Восточным пределом известного ему мира была река Инд, за которой простирается огромная пустыня, свойства которой никому не известны. Область Нила была ему известна примерно до тропика. В его «Истории» впервые упоминается столица и главный город Эфиопии – Мероэ. Геродот говорит, что он пытался в Египте разузнать об истоках Нила, но ничего вразумительного ему сообщить не смогли. Сам же он предполагал, что Нил течет симметрично Истру, т.е. сначала с Запада на Восток, а затем поворачивает на Север.
Описывая Египет, Геродот высказал свое несогласие с традиционно проводимой границей между Азией (восточное побережье Средиземного моря) и Ливией (южное побережье) по реке Нил, как это было у Гекатея. Долина Нила, убеждал он, сложена илом, принесенным рекой из Эфиопии. Этот ил имеет темный цвет и легко подвергается обработке плугом. Все это делает его совсем непохожим на светлые глины Сирии или красные пески Ливии. Далее он говорит, что Египет населен египтянами, которые не становятся азиатами или ливийцами оттого, что живут на разных берегах Нила. Ливия, утверждал Геродот, располагается к западу от Египта.
Геродот много путешествовал и был хорошо осведомлен о многих природных процессах, происходящих на Земле. Чтобы поддержать гипотезу о том, что нильский ил, отлагаясь в Средиземном море, создал дельту этой реки, он использовал метод исторической географии. Реконструировав древнюю береговую линию, он показал, что многие города, бывшие ранее портовыми, теперь располагаются далеко от побережья. Процесс образования дельты, говорил Геродот, можно наблюдать во многих местах, например, в пойме реки Меандр у Милета. Он также указывал, что ветры всегда дуют из холодных мест в более теплые. Таким образом, еще в V в. до н.э. Геродот был в состоянии объяснить процесс образования дельты и установить связь между температурой воздуха и направлением ветра.
Что касается страноведческого описания у Геродота, то в нем большое место занимают чисто топографические данные: перечисление рек, гор, городов, а также различных достопримечательностей – храмов, дворцов, памятников и т.д.
Особое внимание Геродот уделял нравам и обычаям разных народов и племен. За что его часто называют «отцом этнографии». Из природных особенностей тех или иных стран описаны лишь те, которые более всего бросались в глаза: характерные черты рельефа и климата, диковинные растения и животные и т.д. Но в ряде случаев очень удачно подмечены специфические черты природы: например, Египта, Скифии, Ливии и др. Так, Геродот отметил, что в Ливии нет ни дождей, ни снега и в эту жаркую страну улетают, спасаясь от Скифской стужи, журавли. В другом месте дается довольно меткое сравнение почв: «Почва в Египте черноземная, рыхлая, т.к. она состоит из ила и наносов, отбрасываемых рекою из Эфиопии. Ливия же, напротив, имеет почву красноватую, песчаную, а Аравия и Сирия – глинистую и каменистую» (81).
Геродоту принадлежит одна из первых (а возможно и первая!!!) попытка географического районирования. Так, территорию Ливии он подразделил на четыре широтные полосы: к морю примыкает населенная зона, южнее располагается «зона диких зверей», далее следует «песчаная полоса – страшно безводная, голая пустыня», которую снова сменяет населенная зона.
Геродот весьма критически подходил к старым литературным источникам и стремился излагать только достоверные факты, хотя ему и не удалось полностью избежать некоторых традиционных заблуждений. Он, например, рассказывает об одноглазых людях, а также об огромных грифах, стерегущих золото.
К числу видных древнегреческих ученых, внесших значительный вклад в развитие географических идей и представлений в эпоху Классической Греции, относятся: Ксенофонт из Афин (конец V – начало IV в. до н.э.), описавший поход греческих наемников Кира Младшего в 401-400 гг. до н.э., и Ктесий Книдский (конец V – начало IV в. до н.э.), давшего в своих работах разнообразные сведения об Индии.
В античных источниках имеется много свидетельств о древнегреческих картах. О картах говорят, например, Аристогор, Аристофан, Аристотель и др. Однако ни одной древнегреческой карты не сохранилось. Надо полагать, что в V веке до н.э. они еще мало отличались от изображений Земли, принадлежавших ионическим авторам. Ведь в то время еще не существовало понятий о картографических проекциях и градусной сетке, а правильное представление о форме Земли, возникшее в результате случайных догадок, разделялось далеко не всеми учеными.
Идея шарообразности Земли в философии Классической Греции.Подавляющее большинство людей, живших в те далекие времена, не сомневались в том, что Земля плоская. Лишь несколько философов, исходя из чисто теоретических посылок, полагали, что Земля имеет форму шара. Все греческие мыслители были согласны в том, что симметричная форма – один из атрибутов совершенства, а наиболее полной симметрией обладает сфера. Следовательно, доказывали они, созданная совершенной по форме Земля в своем качестве дома людей должна быть сферичной.
Пифагор, живший в VI в. до н.э., возможно, был первым из философов, придерживавшихся такой точки зрения. Во всяком случае, им были разработаны математические законы кругового движения небесных сфер. Ученик и последователь Пифагора Парменид применил их к наблюдениям, сделанным с поверхности шарообразной Земли, теоретически обосновав ее шарообразную форму. Согласно учению пифагорейцев о «гармонии сфер», шарообразная Земля непрерывно движется подобно Солнцу и другим планетам по кругу около «центрального огня».
Платон, живший столетием позднее Парменида, по-видимому, был первым из философов, выдвинувшим гипотезу о расположенной в центре Вселенной шарообразной Земле с вращающимися вокруг нее небесными телами. Правда, не представляется возможным установить, был ли Платон автором этой гипотезы или же он заимствовал ее у Сократа, на которого ссылается.
Современник Платона Евдокс Книдский (400-347 гг. до н.э.) создал теорию климатических зон, исходя из представления о возрастающем наклоне (klima) солнечных лучей относительно сферической поверхности Земли. Эти выводы были продуктом дедуктивных заключений из теории, согласно которой все доступные наблюдению вещи и явления созданы как образцы совершенной формы, а самой совершенной формой обладает сфера.
В целом же идея шарообразности Земли ни в коей мере не вытекала из опыта. Земля, как утверждали греческие философы, должна иметь шарообразную форму, поскольку шар – самая «совершенная» фигура.
Рассматривая историю развития идей о форме Земли, известный современный ученый А.Г. Исаченко пишет: «Может показаться парадоксальным, что прогрессивную идею о шарообразности Земли отстаивали идеалисты, тогда как материалисты придерживались отсталого взгляда. Но следует иметь в виду, что первоначальная идея шарообразной Земли имела чисто отвлеченный, умозрительный характер; более того, она являлась лишь случайным «продуктом» многих философских предпосылок. Ни элиаты, ни пифагорейцы не считали нужным искать каких-либо эмпирических доказательств правильности своих взглядов и вряд ли они подозревали, что в будущем представление о шарообразности Земли будет отстаиваться материалистами и оспариваться реакционерами и мракобесами» (126, с.32).
Теория шарообразности Земли приобретает научный характер только во второй половине IV века до н.э., после того как Аристотель привел ее первые доказательства (17,18).
Материалисты Демокрит и Анаксагор в своих представлениях о Земле в целом следовали ионийцам. Демокрит склонялся к точке зрения Анаксимандра о том, что Земля похожа на барабан (или на шаровой пояс) с двумя вогнутыми основаниями, которые в прошлом были заполнены водой; вода постепенно высыхает и в конце концов полностью исчезнет. По Диогену, Земля первоначально представляла собой мягкую жидкую массу, но затем под влиянием солнечных лучей она постепенно высохла; от прежнего ее состояния остались лишь только современные моря.
Учение о зонах в философии и науке Классической Греции.К рассматриваемому периоду относится и возникновение учения о зонах, или поясах Земли, согласно которому, поверхность Земли делится на пять зон: тропическую, две полярные и две умеренные, причем только две последние, по мнению ее авторов, пригодны для жизни человека. Одним из авторов этого учения был Эвдокс Книдский (около 406 – около 355 гг. до н.э.), исходивший из представления о возрастающем наклоне солнечных лучей относительно сферической поверхности Земли. Он также дал первую теорию пропорций, представил движение планет как комбинацию равномерно вращающихся вокруг Земли 27 концентрических сфер. К сожалению, работы Эвдокса до нас не дошли (11, 110).
Вопрос о размерах и очертаниях ойкумены в философии и науке Классической Греции.В этот период широко дискуссировались вопросы о соотношении суши и океана, о размерах и очертаниях ойкумены. Так, Демокрит и Эвдокс полагали, что ойкумена имеет вид овального острова, вытянутого с запада на восток и омываемого единым океаном. Геродот, опираясь на достоверные факты, утверждал, что Средиземное море, Атлантический океан и Индийский океан (Эритрейское море) составляет единый водный бассейн. При этом Геродот высмеивал тех, кто изображал Землю круглым диском, «как бы циркулем сделанным» (81).
Платон полагал, что обитаемые земли занимают лишь небольшую часть поверхности Земли.
Идея изменчивости Земли.Центральная идея древнегреческой географии – идея изменчивости Земли. Изменчивость поверхности Земли считалась в рассматриваемую эпоху общеизвестным фактом. Показательны в этом отношении соображения Геродота о происхождении долины Нила. Геродот утверждал, что в прошлые времена на месте современной дельты существовал большой морской залив «наподобие Аравийского залива» (Красного моря), но со временем он был заполнен наносами реки.
Наука классической Греции нашла свое высшее воплощение в трудах Аристотеля из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу – Ликей – в Афинах (17,18). В то время как Платон интуитивно создавал теоретический конструкт и размышлял, следуя от общего к частному, Аристотель в процессе теоретизирования шел от частного к общему. Два этих подхода соответственно называются дедукцией и индукцией (291).
Аристотель настойчиво указывал на важность непосредственного наблюдения явлений природы и общества. Вместо построения логических дедуктивных построений, выводимых из теории, он призывал своих учеников – «иди и смотри».
Аристотель обнаружил, что наблюдения, ставшие нашим достоянием при помощи чувств, сами по себе не способны что-либо объяснить. Наши чувства, говорил он, могут сказать нам, что огонь горячий, но не могут сказать, почему он горячий.
Аристотель вывел четыре основных принципа научного познания, которые даются в форме ответов на вопрос: «Что это за предмет и почему он существует?».
Первый принцип состоит в описании сущности рассматриваемого предмета, что позволяет выявить его главные особенности. Второй – в определении характера, вида вещества, из которого он состоит. Третий рекомендует установить, что вызывает процесс, в результате которого предмет становится тем, что он есть. Четвертый, дополняющий третий, должен раскрыть цель осуществления предмета. Указанная модель научного объяснения представляет собой первую в мире парадигму, которой следовало руководствоваться всем ученым.
В противоположность Платону Аристотель полагал, что вещи и явления находятся в процессе постоянного физического изменения, ведущего к их совершенному состоянию.
Аристотель указывал, что каждый материальный объект на Земле или вне ее создается в результате некоего процесса изменения. В самом начале было пустое пространство. Необходимо подчеркнуть, что философы того времени постулировали существование двух видов пространства – небесного и земного, или пространства земной поверхности. Существовало также несколько умозрительных заключений о внутриземном пространстве, но знаний в этой области было слишком мало.
Аристотель предложил теорию естественных (натуральных) мест. Во Вселенной, по Аристотелю, у каждого тела есть свое естественное есто. При удалении тела с его натурального места оно неизбежно будет стремиться к возвращению. Земное пространство – это естественное место для земли и воды, и если поднять их над этой поверхностью, то они сами и вещества, слагающие их, будут падать на нее. У воздуха и огня естественные места находятся в небесном пространстве. Именно поэтому они всегда стремятся вверх. Естественное место эфира – небесные тела, расположенные далеко от Земли.
Аристотель был согласен с той частью учения Пифагора и Платона, в которой говорилось о том, что все тела подчиняются закону чисел, и основные законы Вселенной – это законы геометрии и алгебры (математики). Вместе с тем Аристотель выражал недовольство, замечая, что «теперь все люди думают, что наука – это математика и что для того, чтобы понять абсолютно все, необходимо только изучить математику» (17,18). Аристотель утверждал, что математику можно использовать для объяснения процесса изменения, который делает вещи такими, какие они есть, но с ее помощью нельзя ответить на четвертый вопрос – о целях или идеальных состояниях. Аристотель был первым теологом в том отношении, что был убежденным сторонником положения о том, что все в мире изменяется в соответствии с заранее предписанной схемой или планом. В противоположность Платону, Аристотель говорил, что все вещи не удаляются от идеального своего состояния, наоборот, они развиваются в направлении идеала.
Философские воззрения Аристотеля во многом противоречивы, дуалистичны. Субстанция (материя) у Аристотеля сама по себе неподвижна; ее делает активной лишь «форма», то есть некое духовное начало. С другой стороны, Аристотель отвергает теорию «объективных идей» Платона, взгляды элеатов о неподвижности бытия и мистическое учение пифагорейцев о числах. Он утверждал, что сущность вещей заключается в них самих, что источником восприятия являются ощущения и чувственный опыт.
Подход Аристотеля к познанию природы также отличался определенной двойственностью. Он полагал, что истину можно познать простым рассуждением, но в одной из своих работ («О возникновении животных», 343-342 гг. до н.э.) советует доверять больше чувствам, нежели рассуждению. Рассуждениям же следует доверять только в том случае, если они окажутся в согласии с наблюдаемыми явлениями. В своих сочинениях он нередко ссылается на практический опыт и экспериментальные данные. Несмотря на то, что Аристотелю принадлежит немало точных наблюдений, в своих объяснениях явлений природы он остается натурфилософом.
Согласно Аристотелю, существует четыре свойства (качества) материи: горючее, сухое, холодное и влажное. Комбинируясь, они образуют четыре же естественных «тела»: огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное), воду (холодное и влажное) и землю (холодное и сухое), из которых состоит все существующее на Земле. Источником же всякого движения является пятый элемент – эфир, слагающий небо. Все пять элементов располагаются концентрическими сферами: сначала внешняя небесная сфера, затем сфера огня (внешняя атмосфера), воздуха (нижняя атмосфера), воды и земли (в центре). Между внутренними сферами нет резких границ, ибо земные элементы проникают друг в друга.
Аристотель придерживался идеи шарообразности Земли. В доказательство этой идеи Аристотель указывал на круглую форму земной тени при лунных затмениях и на изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Причину шарообразной формы Земли Аристотель видел в естественном движении частиц материи к центру Вселенной и, следовательно, допускал, что наша планета возникла из скопления отдельных материальных частиц. Опираясь на данные положения, Аристотель делал вывод о том, что Земля неподвижно находится в центре Вселенной. Благодаря авторитету Аристотеля, геоцентрическая система мироздания господствовала в течение двух тысячелетий. Из античных ученых геоцентрической системе следовали Эратосфен, Гиппарх, Птолемей и многие другие.
Аристотель уделял большое внимание собственно географическим исследованиям. В известной степени Аристотель - родоначальник гидрологии, океанологии, метеорологии. Он, по существу, положил начало динамической геоморфологии, предложив исторический метод изучения взаимодействия суши и моря.
В многочисленных трудах Аристотеля энциклопедически изложена вся наука Древней Греции классического периода. Практически все, что было известно о географических явлениях, обобщено в его «Метеорологике» (17, 8). Изложение материала в этой книге ведется по сферам, но без строгой логической последовательности. Нижнюю атмосферу Аристотель рассматривает как сферу не только воздуха, но и воды. В нижней атмосфере влага, испаряющаяся с земной поверхности, поднимается, снова охлаждается, конденсируется и выпадает в виде дождя. Так осуществляется круговорот воды в природе, причем, как утверждает Аристотель, испарение происходит летом, а выпадение дождей – зимой. Попытки же объяснить происхождение росы, инея и града носят чисто умозрительный характер.
Аристотель по праву считается также «отцом зоологии». Он усердно занимался изучением органического мира, точнее, животных, которым он посвятил несколько своих книг. Он дал первую классификацию животных, описав около 500 видов («История животных»), разработал основы сравнительной анатомии («О частях животных») и эмбриологии («О возникновении животных»). Ему принадлежит также идея постепенного перехода тел неодушевленных к растениям, а от растений – к животным («лестница существ»). В более поздние времена эта идея будет тщательно разрабатываться выдающимся французским биологом Ламарком и другими известными учеными (166).
В целом же живые организмы оставались для Аристотеля объектом чисто умозрительных заключений. Однако в его трудах обобщен и систематизирован огромный эмпирический материал, и он по праву считается основателем зоологии.
Таким образом, Аристотель положил начало разработке многих естественных наук. «Метеорологика» – это начала общей физической географии (общего землеведения), которые впервые были выделены и обобщены им из нерасчлененной древнегреческой системы научных знаний о природе Земли (17,18).
Великий синтетик - философ и естествоиспытатель – волей судьбы оказался в центре такого «перекрестка дорог», от которого начались многочисленные отрасли естествознания и натурфилософский синтез начал сменяться подлинно научным анализом, углублением специализации отдельных естественных наук.
Наконец, Аристотель интересовался возможностями математического анализа и выражения реальной действительности, причинности явлений, самого процесса развития природы математическими средствами (11,17,18,110,126,279,377).
С Аристотелем завершается период классицизма и начинается эллинизм – широкое распространение идей Древней Греции по всем уголкам недолговечного огромного государства, созданного учеником Аристотеля Александром Македонским (356-323 гг. до н.э.) на завоеванных его армией разноязычных землях (11,21,26,110,126,279,377).