Развитие географии в эпоху эллинизма (330-146 гг. до н.э.)
Эпоха эллинизма в истории Древней Греции охватывает период с 330 г. до н.э. по 146 г. до н.э. В 146 г. до н.э. произошло падение Карфагена. Это событие ознаменовало политическое, экономическое и культурное возвышение Древнего Рима. Существенными характеристиками эпохи эллинизма является распространение греков на восток в результате походов Александра Македонского, развитие торговых отношений с Индией, взаимопроникновение греческой и многих восточных культур, значительное расширение пространственного кругозора древних греков.
В IV в. до н.э. научным центром эллинистического мира оставались Афины, где работали многочисленные последователи Аристотеля. Однако с начала III века до н.э. ведущая роль в науке переходит к Александрии (Египет), где был основан знаменитый «Мусейон» с огромной библиотекой. Крупнейшими географами этой эпохи были Эратосфен, Страбон и Птолемей.
Шарообразность Земли в IV-II вв. до н.э. становится общепризнанным фактом. Пожалуй, только философ Эпикур был единственным крупным ученым того времени, отрицавшим эту идею.
В середине II в. до н.э. картограф Кратес из Маллы изготовил глобус с целью демонстрации скитаний гомеровских героев Одиссея и Менелая.
Пифагореец Гикет Сиракузский (371-286 гг. до н.э.) и ученик Платона Гераклит Понтийский (390-310 гг. до н.э.) высказали идею о вращении Земли вокруг своей оси. Древнегреческий астроном Аристарх Самосский (около 320-250 гг. до н.э.) выдвинул гелиоцентрическую систему мироздания. Однако эти правильные и прогрессивные взгляды в то время не получили широкого признания (11,21,110,126,377).
В эпоху эллинизма греческая наука и культура соединяются с наукой и культурой Востока, в том числе Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Индии и др. Географический кругозор ученых Древней Греции в те годы значительно расширился. Обильный фактический материал, собранный древними учеными и путешественниками, привел к пересмотру прежних географических представлений. Все это усилило дифференциацию науки и углубило специализацию научных исследований (11,21,126).
Во III-II вв. до н.э. появилась необходимость в синтезе результатов научного познания и обобщения фактического материала на более высоком теоретическом уровне. Этот синтез провел выдающийся греческий ученый Эратосфен (273-194 гг. до н.э), которого часто называют истинным «отцом географии» (110,126,279). По-видимому, сам термин «география» принадлежит Эратосфену.
Эратосфен в течение ряда лет был главой самой крупной в античную эпоху библиотеки в Александрии, имел в своем распоряжении богатый фактический материал и предпринял труд по его обобщению, написав знаменитые «Географические записки», а также несколько других сочинений, о которых нам мало известно.
Сохранились предания, что современники Эратосфена называли его «пятиборцем», имея ввиду, что ни в одной узкой области науки он не был первым, но завоевал первенство в их совокупности, проявив достаточные познания в каждой из наук (110).
Эратосфен сделал географию точной наукой. Он довольно точно определил длину окружности Земли по меридиану (путем сравнения величин угла падения лучей полуденного Солнца в Александрии и в Сиене). Эратосфен получил длину окружности земного шара равную 40 000 км. Согласно Эратосфену, протяженность ойкумены с запада на восток составляет несколько более1/3 окружности земного шара. В целом же убеждение в необитаемости полярных зон и тропиков сохранялось, хотя Эратосфен значительно раздвинул границы обитаемой ойкумены – до полярного круга на севере (в чем он опирался на данные Пифея) и примерно до 12 градусов северной широты на юге. Эратосфен предполагал, что вдоль экватора узкой полосой также протягивается обитаемая зона (110).
Эратосфен соединил в географии данные математики, физики, истории и естествознания. Долгое время картографические и географические представления Эратосфена были основой для последующих поколений ученых. Эратосфен составил карту с градусной сеткой (параллелями и меридианами) и от него пошли дальше как правильные картографические представления, так и многочисленные неточности и ошибки. Именно Эратосфен первым утверждал, что если плыть от Пиренейского полуострова на запад, то можно достичь Индии. Как известно, этой идеей руководствовался через 1 700 лет Колумб.
Его обширный труд «Географические записки», в отличие от прежних «периодов», содержал не только внешнее описание ойкумены, но включал в себя также вопросы математической и общей физической географии. По словам Страбона, Эратосфен внес в географию основы математики и физики. В сущности именно Эратосфен положил начало географии как самостоятельной науки (126).
В 1-й книге своего труда Эратосфен дал критический обзор истории географии, начиная от Гомера. Для Эратосфена было характерно стремление избавить географию от мифологических выдумок; поэтому он резко выступал с резкой критикой сочинений Гомера. Первыми географами он называет Анаксимандра и Гекатея. Далее он излагает теорию шарообразности Земли и рассматривает изменения ее поверхности, происходящие под влиянием деятельности рек, морских трансгрессий, землетрясений, извержения вулканов и т.д. Он также касается вопроса о происхождении морских течений, приливов и отливов.
Во 2-й и 3-й книгах Эратосфен пытался «исправить древнюю карту» Страбона и дать более точную и объективную картину лика ойкумены, основанную на точных определениях расстояний между различными пунктами. Он впервые достаточно точно определил истинные размеры ойкумены и грамотно использовал сетку меридианов и параллелей. Однако Эратосфену не удалось избежать многих грубых ошибок в определении взаимного расположения мест в разных частях известного ему мира.
Эратосфену принадлежит одна из первых попыток географического районирования. Так, он подразделил всю сушу на так называемые сфрагиды, но о принципах выделения этих регионов он практически ничего не сказал. Описание сфрагид начиналось с характеристики границ и данных об их протяженности. При этом Эратосфен старался приурочить эти границы к естественным рубежам – горным хребтам, морям, рекам. Значительное место в описаниях отводилось номенклатурно-топографическим сведениям и расстояниям. Данные о природе ограничивались чаще всего указаниями на некоторые, наиболее характерные ее черты.
«Географические записки» Эратосфена охватывают, таким образом, математическую географию, элементы общей физической географии и региональную географию (страноведение). Он впервые предпринял попытку объединить эти направления античной географии в рамках единой отрасли знания (110,126,220).