Сущность хорологической концепции
Глава 1. БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТРАНСТВО: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
1.1. ЗДЕСЬ И ТАМ: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ХОРОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛЬФРЕДА ГЕТТНЕРА[1]
Хорологическая концепция – одна из наиболее мощных географических концепций. На протяжении своей истории география не раз пыталась выдвигать обобщенные схемы своих исследований, но именно хорологическая концепция на рубеже XIX-XX вв. определила принципиальное изменение самого объекта географии как науки и, как следствие, трансформацию основных целей, задач и средств географического исследования. Этот переворот обеспечило прежде всего "трио" выдающихся немецких географов – Риттера, Рихтгофена и Геттнера, однако именно последнему было суждено его завершить. В данном случае мы отвлекаемся от всех последующих значительных модификаций хорологической концепции, в частности, принадлежащей Ричарду Хартшорну[2], и попытаемся проанализировать хорологическую концепцию в ее классическом виде — так, как она была оформлена Альфредом Геттнером.
Книга Альфреда Геттнера "География. Ее история, сущность и методы" была опубликована в Германии в 1927, а в СССР – в 1930 г., под редакцией и с предисловием Н. Н. Баранского[3]. В отечественной географической литературе хорологическая концепция, ее происхождение и развитие анализировались и критиковались, например, такими известными учеными-географами, как Н. Н. Баранский, В. А. Анучин, А. Г. Исаченко, Ю. Г. Саушкин, Б. М. Ишмуратов, Б. Н. Семевский, У. И. Мересте, Н. К. Мукитанов[4]. Большинство указанных исследователей касались содержательных аспектов концепции Геттнера, причем с достаточно ортодоксальных позиций, характерных для советской географии 1930-1980-х годов. Подробный и детальный методологический анализ этой концепции в отечественной традиции до сих пор не проводился – хотя она, по существу, легла в основание большинства современных научных школ и направлений в географии.
Движение науки можно представить как развитие концептуальной идеи. Задача методологического исследования – проследить логическое развитие идеи, положенной в основу какой-либо научной концепции. Мы попытаемся, достаточно подробно, в целях выявления основных движущих механизмов хорологической концепции, разобрать ее логический "ход" и перейти к анализу отдаленных следствий ее функционирования – в рамках уже современной географии.
Сущность хорологической концепции
Сущность хорологической концепции А. Геттнера – познание земной поверхности в ее пространственных различиях. "Цель хорологической концепции, -- пишет Геттнер, -- есть познание характера стран и местностей, исходящее из понимания сосуществования и взаимодействия различных царств природы и их различных форм, а также познание всей земной поверхности в ее естественном расчленении на части света, ландшафты и местности"[5]. Развитие хорологической концепции в географии ведет к принципиально новому определению предмета этой науки.
Развивая хорологический подход, А. Геттнер выявляет специфику географии как науки: "...география не должна быть наукой о распределении по местностям различных объектов, а наукой о заполнении пространств. Это – п р о с т р а н с т в е н н а я наука в том смысле, в каком история есть временная наука"[6]. Иначе говоря, дано уже родовое, пользуясь терминами биологии, определение географии, пока еще не точное. Далее хорологическая идея переводится в географический контекст. Это принципиально важный шаг, ибо до работ Геттнера земное пространство само по себе не рассматривалось большинством географов как объект и предмет исследования – оно было лишь фоном, на котором изучалось то или иное явление.
Происходит качественное превращение: "...основной идеей географии является концепция земной поверхности в ее пространственном различии, в ее членении на части света, страны, ландшафты и местности"[7]. От определения основной идеи географии – последний переход к определению предмета географии.
Предмет географии ограничивается, выясняется его специфика: "Рассуждения о земной поверхности в целом, без учета местных различий, не географичны; география является скорее только наукой о земной поверхности в ее местных различиях, о частях света, странах, ландшафтах и местностях"[8]. "Предмет географии, -- пишет Геттнер, -- земная поверхность во всем ее разнообразии вплоть до мельчайших подробностей, а следовательно строение отдельных индивидуальных пространств и местностей"[9]. В определении предмета географии происходит переход от идеи изучения пространственных различий к идее выделения, отграничения отдельных индивидуальных пространств, или районов.
Идея районирования – прямое следствие использования хорологического подхода в географии: "...каждое место на земле или местность имеет свою индивидуальность, которая проявляется во всех царствах природы и во всех циклах явлений; рядом же лежащие места на земле образуют комплексы, которые мы, смотря по их величине, называем странами, ландшафтами, частями света. Установление ландшафтов и разделение земной поверхности является выражением нашего научного познания земной поверхности и одновременно предпосылкой для страноведческого изложения... (...) Наука в целом должна попытаться путем строгого научного анализа понять различия и соотношения земных пространств в их причинной обусловленности и дать себе отчет в самих принципах деления земной поверхности"[10].
Результат развития хорологической идеи – методологический переворот в географии. Предмет географии был перевернут буквально: география стала из науки о размещении объектов "наукой о заполнении пространств". Методологический переворот связан с хорологизацией большинства географических знаний; хорологической идеей пронизано все построенное Геттнером здание географии.