VI. Раскрытие учения Царства Небесного в притчах
- Краткий обзор притч, систематизированных в Мф. 13 гл.
- почему образы притч - это образы Царства Небесного?
- Ообенности (черты) Царства по учению Господа в притчах
Эсхатология - учение о кончине века.
- 24 -
I - №10
Галилейский период служения Господа Иисуса Христа.
Развитие противостояния по всему периоду (Мф., Мр., Лк,)
Сопоставлениес Ин.
[2, с. 50-55; 3,с. 158-159]. Домашнее задание:
- Кратко охарактеризовать, кто такие фарисеи, саддукеи, книжники? [1, с. 13-15].
- С какими словами обратился Иоанн Предтеча к пришедшим к нему фарисеям?
- Что он им предсказывал?
- Крестились ли фарисеи от Иоанна Крестителя? Ответ подтвердить
двумя ссылками на Евангелие (семинар 3)...
- Мф. 5.20. В чем заключалась праведность фарисеев?
- Мф. 13.18-23. Одинаково ли принимается людьми слово Божие?
- Из Мф. 4.23-25, 9.35; Мф. 1.32-39, 3.7-10; Лк. 4.40-44, 5.1, 6.12-19 вывести заключение об отношении к проповеди Иисуса Христа.
- Указать во всех Евангелиях те главы, в которых повествуется
о Галилейском периоде.
- Отметить в этих главах все указания на противостояние или вражду ко Господу.
- В чем конкретно обвиняли Господа? = В чем Господь обвинял противников?
Истолковать:
Мф. 12.8 - «Сын Человеческий есть господин и субботы» [9] Мк. 7.11 - «корван» [10, толкование на Мф. 15:5-6] Мф. 12. 31-32 - о хуле на Духа Святого [9].
План семинара: I. Влечение народных масс к Господу.
- Откуда приходили люди ко Господу? Ссылки на Евангелие.
- Реакция народа на учение о Царстве, первое упоминание об этом, другие примеры.
- Каково, по мнению людей, главное отличие учения Господа Иисуса Христа по сравнению с учением книжников? (Лк.4.32)
- Чем объясняется влечение народа ко Господу?
- Какими словами заканчивается Нагорная проповедь?
- Кратко об отношении учеников и апостолов ко Господу.
-25-
И. Последовательность евангельских событий, свидетельствующих о вражде ко Господу.
Отвержение Господа в Назарете (Лк.4.28-30) [2, с. 53] «дивился неверию их» (Мк. 6.6).
Противодействие резкое и агрессивное:
- исцеление капернаумского расслабленного
- совместная трапеза с мытарями и грешниками в доме ап. Матфея (Мр. 2.15)
- срывание колосьев учениками в субботу (Лк. 6.1-5)
- исцеление сухорукого в субботу (Лк. 6.6-11)
III. Заповедь Божия и предания старцев.
- Предания старцев; происхождение и исполнение
- ритуал омовения в «преданиях старцев» [3, стр. 158-159; 6, стр. 4-5]
- толкование ответа Господа (Мф. 15.11)
- обличение Господом «преданий старцев»
- нарушение самими фарисеями Закона, подмена его «преданием старцев»
- «слепые вожди слепых» (Мф. 15.14), «путеводитель слепых» -наименование еврейских учителей (Рим. 2.19)
- вопрос фарисеев и учеников Иоанна Предтечи о посте
- образ жениха, указанный Крестителем (Ин. 3.29; Мф. 9.15) [возможно, что ученики Иоанна постились в связи со смертью учителя (Иудифь 8.6)]
- изгнание бесов приписывается союзу с диаволом (Мф. 12.24)
- Чем грозило Иисусу Христу обвинение Его в чародействе?
- Мф. 12.25 -29 - ответ Господа.
IV. Смысл нарушения Господом субботнего покоя
- Все случаи нарушения субботнего покоя (Галилейский период)
- Значение субботнего покоя
- Толкования книжниками предписаний Закона об исцелении в субботу
- Мк. 3.2 («наблюдали за Ним, ..., чтобы обвинить Его»)
- к чему приравнивали фарисеи срывание колосьев, разрешенное Законом (Втор. 23.25)?
- два примера (Мф. 12.3-5) :
а) почему здесь «больше храма»? (Как переводится «Еммануил»?)
б) почему служение учеников больше того, которое совершали священники
в храме?
- толкование Мф. 12.8 («Сын Человеческий есть господин и субботы»)
-26-
- толкование книжников предписаний Закона об исцелении в субботу
- смысл нарушения субботнего покоя
- первое указание противников добиваться смерти Иисуса Христа (Мф. 12.14)
V. Нарастание вражды в Иерусалиме.
- реакция на первые знамения Христовы (Ин. 2.23-25)
- объяснение прихода Никодима ночью (Ин. 3.2)
- причина ухода Господа в Галилею (Ин.4.1-3)
- исцеление у Овчей купели (Ин. 5)
- нарушение субботы (Ин. 5.16)
- Ин. 5.17 (сопоставить с Быт. 2.3 и объяснить, о каких делах идет речь)
- покушение на убийство
- Ин. 5.19-47 (краткий план Беседы)
VI. Иисус Христос и самаряне, Иисус Христос и язычники.
- Отношение иудеев к самарянам и язычникам ~ Беседа с Самарянкой
- сопоставление Ин. 4.39-42 и Л к. 9. 51-53
- Причины вражды ко Господу в Назарете (Лк. 4.28-30)
- Чью веру превозносит Господь, совершая исцеление? (См. семинар 7)
- Предсказание Мф. 8.11-12 (с Востока и Запада)
- Языческие города Тир и Сидон ставятся в пример городам галилейским
- Исцеление Гадаринского бесноватого (Мк. 5.19-20), отправление его на пропо
ведь.
-27 -
I-№ 11.
Христос и ученики.
[2, с.38-61]
доп. [6, т.1, с.350-360, 476-482;
т.2,с.1-4,16-32,513-512,658-663]
толкования на соответствующие места в [10 и 12]
Домашнее задание:
1. Прочитать в Ин. 1.35-51 о первой встрече будущих апостолов
с Иисусом Христом. Отметить слова Господа, сказанные о каждом из будущих апостолов, и их реакцию на встречу со Спасителем.
2. Прочитать повествования синоптических Евангелий о призвании
галилейских рыбаков (Мф. 4. 18-22; Мк. 1. 16-20; Лк. 5. 1-11). Отметить
особенности, изложенные евангелистом Лукой. Обратить внимание
на контекст отрывка.
3. Прочитать о призвании Матфея (Левия) (Мф. 9. 9-13; Мк. 2. 13-17;
Лк. 5. 27-32). Отметить особенность жизненного пути этого ученика Христова.
4. Выяснить значение слова «апостол». Где и в каком контексте встречается это слово в Евангелии?
5. Внимательно прочитать 10-ю главу Евангелия от Матфея и парал. места. Какова была цель избрания апостолов? (Подтвердить цитатами из Евангелия).
6. Найти все варианты списка Двенадцати апостолов, приведенные в Св. Писании Нового Завета. Сравнив их между собой, отметить сходство и различия.
7. Выписать имена апостолов из Четвероевангелия. Принимая во внимание, что иудеи часто носили не одно имя, а два или три, отметить,
как именно Евангелист называет апостола:
Мф. | Мк. | Лк. | Ин. | |
1. | Симон (Петр) (10.2) | Симон (Петр) (3.16) | Симон (5.4) | Симон (Кифа, Петр) (1.42) |
2. | * * * | * * * | * * * | * * * |
Составить список Двенадцати апостолов с их вторыми и, если есть, третьими именами (без указания конкретного Евангелия).
-28-
Что известно о каждом из апостолов из Св. Писания и Св. Предания? Свидетелями или участниками каких чудес были апостолы? Какие наставления, притчи и их толкования были сказаны Господом ученикам?
Истолковать:
Мф. 8. 18-22; Лк. 9. 57-62 - о следовании за Христом [6, т.1, с.658-663] Мф. 9. 14-17 - вопрос о посте [6, т.1, с.476-480].
Мф. 10. 34-36 - «не мир пришел Я принести, но меч» (ср. с Лк. 12.51-53]. Мф. 10.16 «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» [3] Мф. 10. 39 - «сберегший душу свою потеряет ее» (ср. с Мф. 16.25 и пар.). Мф. 12. 46-50 - «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» [6, т.1, с.738-741]
План семинара.
I. Первая встреча с будущими учениками. Призвание рыбарей (Мф.,Мк., Лк.) ПризваниеМатфея.
- Первая встреча Господа с будущими учениками в изложении евангелиста Иоанна:
- что означают слова «на другой день» (Ин. 1.35)?
- Свидетельство Иоанна Предтечи о Господе. Как переводится слово «агнец»?
- Являются ли слова о мессианском достоинстве Господа в устах будущих апостолов (Ин. 1.41, 45, 49) тождественными исповеданию ап.Петра (Мф.16.16)?
- Ин. 1.46 «из Назарета может ли быть что доброе?» Откуда был сам Нафанаил? (Привести ссылку на Ин.)
- Наиболее подробное повествование о призвании Галилейских рыбаков в изложении ев. Луки:
- Лк. 5.1 для чего «народ теснился»?
- Послушание Симона (Лк. 5.5)
- чудесный улов рыбы
- толкование Лк. 5.8-10
- Мк. 1.19-20 («с работниками»).
- Призвание Матфея (Левия).