Возникновение пространственного анализа и теоретической географии. Социальные и интеллектуальные предпосылки
Школа пространственного анализа — научная школа в экономической географии, возникшая в 1950-х
Возникновение
Работы географов, экономистов и социологов, к которым прямо или косвенно восходит школа пространственного анализа, существовали и раньше. В основном они касались теории штандорта (размещения предприятий), теории центральных мест (идеальной сети поселений) и типологии транспортных сетей с поиском их оптимальной конфигурации. Наиболее близки к школе пространственного анализа идеи Августа Лёша.
Главной предпосылкой возникновения школы пространственного анализа были «количественная революция» середины 1950-х в науке вообще и в географии в частности, связанная с развитием вычислительной техники. Философско-идеологической доктриной «количественной революции» был неопозитивизм, культ объективной, верифицируемой «абсолютной науки», раскрывающей законы развития природы и общества. Также исследователи располагали богатым фактическим материалом, поскольку расцвет школы пространственного анализа пришелся на период бурного экономического развития Западного мира 1950-60-х годов.
Первым географом, выступившем с позиций количественной революции как источника методологии географии, был Фред Шеффер. В 1953 г. им была написана статья, в которой он подвергрт критике традиционную описательную географию. Шеффер, однако, не дожил до опубликования статьи, и первым активистом нового направления в географии стал Уильям Гаррисон, занимавшийся исследованиями в области географии транспорта. Однако доминировать в экономической географии новая концепция стала после выхода в 1956 и 1960 гг. первых работ Уолтера Айзарда, представлявших новую методологию географического исследования, основанную на математическом моделировании размещения населения, промышленности, формирования сбытовых зон и транспортных сетей. Целью географии Айзард провозгласил анализ территориального распространения социально-экономических явлений для выявления законов их развития.
Расцвет
С начала 1960-х годов школа пространственного анализа становится преобладающим направлением в экономической географии, многие исследователи начинают изучать различные социально-экономические явления на предмет их соответствия моделям и штандортам. Особенно популярным был анализ транспортных сетей и систем расселения. Результаты исследований оказываются неубедительными и с конца десятилетия научное направление начинает угасать. В то же время появляются работы теоретико-методологического плана, обобщающие накопленный опыт и пытающиеся создать на его основе новую научную парадигму. В целом, все авторы сходились на том, что все географические явления, как природные, так и социально-экономические, имеют свои законы развития, которые могут быть выражены через математические (конкретно — геометрические) зависимости. Основными теоретиками школы пространственного анализа были Вильям Бунге, Питер Хаггет и Дэвид Харви.
Упадок
С начала 1970-х годов исследования пространственных закономерностей численными методами постепенно сходят на нет. Уже в 1967 в книге «Модели в географии», представлявшей собой «кодекс» наработок предшествующих лет, признается, что формальные методы анализа данных не дают необходимого результата и что социально-экономические процессы во многом обусловлены субъективными и историческими причинами. Классики школы пространственного анализа постепенно покидают ее: Айзард уходит в конфликтологию, Бунге и Харви — в т.н радикальную географию (анализ социального неравенства), а в конце 1980-х фактически покидают географическую науку, Питер Хаггет сосредотачивается на исследования в области медицинской экологии, последние работы Эдварда Ульмана посвящены анализу качества городской среды и т. д.
Школа пространственного анализа продолжает существовать под названием «региональная наука» (термин придумал Айзард), распространившись далеко за пределы США и Великобритании. В то же время как единое целое (особенно, в плане объединения физической и экономической географии, чем занимались Хаггет и Чорли) эта научная школа фактически не существует, распавшись на более узкие отраслевые направления. Помимо школы пространственного анализа на «региональную науку» большое влияние оказали теории регионального роста, которые представители региональной науки также считают частью пространственного анализа.
По мнению В.С.Преображенского весь XX век был временем поиска общетеоретических положений, суть которых сводилась к пониманию соотношения системного (ландшафты, районы, комплексы) и пространственного (хорология, пространственная организация, географическое положение, позиционность) подходов. «Поиск синтеза системных и пространственных концептуальных моделей, рождающих научную географическую картину мира, которая не может быть создана ни одной другой системой наук» (1997, с.264).
Примерную схему теоретических знаний дает В.П.Максаковский, выделяя следующие иерархические таксоны соподчинения: учение, теория, концепция, гипотеза, понятие, термин (1998). Однако, их соотношение в географии до сих пор разработано недостаточно.
Систему общегеографических положений теоретической географии, которая хорошо согласуется с системами других наук, дает Э.Б.Алаев (1983). В их числе он называет теорию, гипотезу, концепцию, методологию и методику. К области фундаментальной географии относятся теории и гипотезы, а прикладной - концепции. Методология и методика должны быть и в той и другой области.
В.А.Анучин, подводя первые итоги дискуссии о теоретической географии, с большим сожалением констатирует, что «сторонники «разорванной» географии (С.В.Калесник, Б.Н.Семевский) не видели у нее общего предмета, что предметно приводило к уничтожению географии как целостной науки. Сторонники теоретической географии (Б.Л.Гуревич, В.М.Гохман, Ю.Г.Саушкин) делают то же самое, так как методологически лишают географию теории, разбивая ее на множество особых теоретических наук» (1972, с.203). Под теорией географии ими при этом понимается сумма теоретических достижений всех географических наук, а под «теоретической географией» - обобщение полученных разными методами результатов всех частных географических дисциплин. «…Суть теории географии надо изображать так:…теория экономической географии + теория картографии + теория ландшафтоведения и.т.д, - пишут В.М.Гохман, Б.Л.Гуревич, Ю.Г.Саушкин. - …Теории географии разрешено лишь собирать их в одну карзину («сумма»). Обобщением обобщений займется уже другая наука - «теоретическая география», явно намеченная быть чем-то вроде «географического диамата» (цитируется по Анучину, 1972, с.223-224).
Уильям Бунге является одним из ярких представителей «школы пространственного анализа», в своих работах делая акцент на «количественном описании», которое, по его мнению, является основным методом географии как науки. Географические объекты (как физические, так и социально-экономические) имеют собственные законы саморазвития, которые могут быть исследованы и определены геометрическим путем (большое внимание Бунге уделял сетевым структурам). «Теоретическая география» Бунге была во многом написана под влиянием теории центральных мест Вальтера Кристаллера, «науки о регионах» Уолтера Айзарда и методологии «количественной революции» Фреда Шеффера. В свою очередь, взгляды Бунге оказали влияние на более поздние работы Питера Хаггета, Ричарда Чорли и Дэвида Харви.
Бунге был одним из первых представителей «радикальной географии», однако, в отличие, например, от Харви, уделял большее внимание не экономической, а социальной и экологической проблематике, по сути работал в рамках антропогеографии, ноосферного подхода или экологии человека (как биологического и социального существа). Подобно другим представителям «радикальной географии», Бунге уделял колоссальное внимание изучению «реального мира», сбору первичного материала, исследованиям жизни людей в городской среде.