Теоретико-методолгические основания сакральной географии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономической географии Беларуси и государств Содружества

ОЦЕНКА ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЪЕКТОВ САКРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЛИДСКОГО РАЙОНА

Курсовая работа

Ахмадова Дмитрия Игоревича

студента 4 курса,

специальность «география

(научно-педагогическая

деятельность)»

Научный руководитель:

к.г.н., доцент Г.З.Озем

Минск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания сакральной

географии

Глава 2. Сакральные объекты Лидского района................................... 4

Глава 3. Методика оценки аттрактивности культовых сооружений для целей использования в туристско-экскурсионной деятельности............................... 19

Глава 4. Экскурсия «Сакральное наследие Лидского края»................. 24

Заключение............................................................................................... 28

Список использованных источников...................................................... 29

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсового проектирования являлось изучение объектов сакральной архитектуры и их географическое распределение в разрезе населенных пунктов Лидского района, а также оценка туристско-экскурсионного потенциала этих объектов.

Учитывая цели , были поставленные следующие задачи:

· собрать информацию о сакральных сооружениях, кладбищах и других объектах, которые могут носить сакральный характер

· обобщить их

· разработать методику для оценки

· провести анализ привлекательности объектов сакральной архитектуры Лидского района для туристических целей

Сакральные объекты являются частью историко-культурного наследия Лидского района, по этой причине изучение этих объектов является актуальным и необходимым.

для полной оценки туристического потенциала района. Для написания отчета использовались литературные источники, интернет ресурсы, данные предоставленные организацией, а также материалы из лидского музея.




ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Сакральная география — это социально-географическая наука, изучающая соотнесении тех или иных объектов на земной поверхности с категориями священного.

Формирование науки о религии в целом, науки об отдельных религиях, а также о сакральной жизнедеятельность населения начали конце 19 в..

В 20 в. начала формироваться география религии, которую сегодня понимают как самостоятельную отрасль знаний в системе социальной географии, самостоятельную науку, изучающая распространение религий, их взаимодействия в конкретных геопространственно-временных рамках.

Впоследствии географию религии стали называть сакральной географией, и теперь эти термины употребляются в научной литературе как синонимы, хотя, безусловно, между ними существует определенная разница. Она основывается на различиях в содержании понятий религиозный и сакральный. Религия, религиозные верования содержатся в основе сакральной жизнедеятельности населения. В наше время содержание этого понятия значительно углубилось, в широком смысле он означает «тайный», «духовный» мир человека, группы людей, общества, в котором главным в жизни является взаимосвязь, общение с богом, высшими космическими силами, мировым разумом. Если содержание понятия «религиозный» в своей основе содержит отношение человека к богу, означает веру в него, религиозное поведение человека на Земле, а также отношение бога к человеку, но преимущественно в пределах конкретной конфессии, то содержание понятия «сакральный» вмещает все это в широком смысле: еще не было религий с их постулатами и нормами, но уже существовал сакральный мир человека, этноса.

Содержание понятия «сакральный» несколько шире, чем содержание понятия «религиозный», т.е. религиозный можно считать ядром сакрального, хотя в современной научной литературе очень часто понятие «религиозный» и «сакральный» употребляются как тождественные. Поэтому сакральная география сравнению с географией религии должна иметь несколько более широкий предмет исследования.

Географичность религиозной сферы проявляется в различных аспектах:

а) размещение и распространение религиозных верований и соответствующих институций;

б) наличие геопространственных «фокусов» («ядер») религиозной жизни и деятельности, притягивающих к себе миграционные потоки верующих,

в) развитие территориальной сакральной инфраструктуры, обеспечивающей духовную сферу услугами (изготовление церковной утвари и одежды, издание религиозной литературы и искусства, иконопись, подготовка служителей культа — лиц духовного сана, развитие специальных средств массовой информации и т. п.);

г) зависимости территориальной дифференциации религиозной жизни и деятельности от геопространственных различий в этнодемографической и природно-географической ситуации [9].

Объектом изучения сакральной географии является человек, его сакральный мир и религиозное поведение, социальная среда и религиозные организации, социальная среда и культовые места, культовые сооружения.

Предметом сакральной географии является территориальная организация религиозной жизни и деятельности, а в общем — религиозной сферы. [9].

Цель исследования сакральной географии - выявление территориальных закономерностей и особенностей территориальной организации религии, а также религиозной сферы как комплекса явлений и объектов.

Для достижения этой цели прежде всего нужно решить следующие задачи:

- выявить причины и факторы распространения той или иной религии в пределах конкретного государства, мире в целом;

- выяснить закономерности распределения культовых сооружений на территории;

- изучить влияние религиозных верований на образ жизни различных социальных слоев;

- определить особенности религиозного поведения людей;

- исследовать роль религии в формировании общественного разума и общественного интеллекта на конкретной территории;

- изучить влияние межконфессиональной ситуации на развитие производительных сил, динамику социальных процессов;

- исследовать региональные и конфессиональные особенности социальной доктрины церкви, их влияние на уровень жизни населения[9].

Слово священный (синонимами которого являются латинизмы сакральный и сакраментальный) обозначает целый ряд понятий. В узком смысле «священным» называется нечто, «обладающее святостью, освященное, связанное с религиозным культом»; также священным может называться и «нечто, ведущееся в интересах религии». В более широком смысле данный термин может употребляться и по отношению к вещам, не связанным с религией, так священный — это: «особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный, такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный, нерушимый, незыблемый, возвышенный, благородный, почтительный, благоговейный». Кроме того, в понятии «сакральный» присутствует также значение «обрядовый, ритуальный ».

В целом перечисленные определения «священного» сводятся к обозначению чего-то особенно ценного, значимого; при этом «священное» практически всегда связано с трансцендентальностью, мистичностью. Неправильным является рассмотрение священного только в контексте религиозных практик. Например, глубоко мистичным понятием является смерть человека, и, как следствие, к числу сакральных объектов традиционно относятся захоронения, места кремации, памятники в честь событий, связанных со смертью (даже в том случае, если перечисленные объекты не относятся ни к какой религии). Также сакральный статус могут иметь объекты, связанные с культом предков, государственной властью, творческой гениальностью (и личностями, носителями этой гениальности), величием природы, военным героизмом, проявлениями культуры, физическим совершенством и т. д.

Таким образом, в числе географических объектов, имеющих сакральный статус, могут рассматриваться места, связанные с жизнью значимых людей и судьбоносными историческими событиями, святыни государственной власти, мемориалы, хранилища культурных ценностей, знаменитые природные урочища. В отличие от религиозных объектов, предполагающих приобщенность к божественному, светские сакральные объекты основаны на иной мистике — восходящей к категориям: «рождения, совершенства, подвига, силы, Родины, смерти». Установить границу между «священным» и просто «особенно ценным» (в обыденном, не сакральном смысле) часто является сложной задачей.

Рассматривая географические объекты, имеющие статус священных, необходимо учитывать, что таковыми их, как правило, считает только ограниченная группа людей. Ортодоксальные последователи какой-либо религии могут без почтения и даже с агрессией относиться к священным объектам другой религии. Почитаемое природное урочище может считаться священным только для жителей прилегающих территории; памятник герою может цениться только его соотечественниками, дом поэта или основателя учения воспринимается как объект повышенной ценности только теми людьми, которые считают ценностью его труды. Внутри одной группы (народа, единоверцев, профессионального сообщества) люди в разной степени склонны оценивать то или иное как священное.

И места отправления религиозных культов, и символы государственной власти, и многие другие объекты, которые относятся к категории священных, обретают свой «особо значимый» статус благодаря одному и точу же социально-психологическому механизму. Понятие «священного» всегда предполагает некую иерархичность. В любой системе существует нечто, имеющее особенно высокую значимость — существует некая составляющая, которая более ценна, чем другие части системы.

Данная иерархичность приводит к тому, что части системы, имеющие «обычную» значимость, образуют профанное, а части, обладающие повышенной значимостью, могут, при наличии определенных условий, оформиться как священное, или сакральное. Священное и обычное представляют собой две взаимодополняющие части.

В целом священное (как категория и как совокупность почитаемых объектов) формируется благодаря определенным особенностям человеческой психики, в частности, человеческого восприятия. Кроме того, священное призвано обслуживать социально-психологические потребности как отдельных людей, так и сообществ.

Выделяется шесть функций, которые священные объекты выполняют для населения, проживающего на прилегающей к ним территории[7]:

• консолидирующая функция — культовый объект выступает как условный центр

определенной территории, в пределах которой проживают члены родовых групп или религиозных общин;

• медиаторная функция — культовый объект играет посредническую роль между человеком и богом в религиозной структуре мироздания;

• коммуникативная функция — культовый объект является центром общественной жизни;

• протекторная функция — объект или стоящие и ним силы защищают людей, проживающих на определенной территории или входящих в определенную социальную группу;

• лечебная функция — объект способствует оздоровлению;

• природоохранная функция — объект способствует сохранению и преумножению животного и растительного мира на окружающей территории

• инициационная функция - объект может выступать как места совершения обрядов, связанных

с возрастными, социальными и территориальными переходами.

Один и тот же объект, пользующийся поклонением, может соответствовать сразу нескольким из перечисленных функций. Например, храмы являются местом молитвы, обращения к богам (медиаторная функция), наиболее крупные и прославленные из них выступают символами территории или группы прихожан (консолидирующая функция), в праздничные дни храмы служат центром общественной жизни (коммуникативная функция), святыни, хранящиеся в храмах, могут выступать как покровители и защитники территории и прихожан (протекторная функция), могут славиться своими целительными свойствами (лечебная функция). В храмах могут совершаться действия, направленные на благоденствие окружающей природы (природоохранная функция).

Наши рекомендации