Элементы географической карты. Классификация географических карт

Методические указания

По проведению практических занятий

Для специальности: 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов»

По дисциплине: Прикладная геодезия и экологическое картографирование

Москва 2012

Предисловие

Назначение методических указаний.

Настоящие методические указания по проведению практических занятий составлено в соответствии с программой дисциплины «Прикладная геодезия и экологическое картографирование», для студентов колледжа по специальности 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов».

Для выполнения практических работ студентам необходимы чертежные и измерительные инструменты: простые карандаши различной твердости, акварельные краски, чертежная бумага формата А4, А3,линейки, треугольники, циркули, циркули-измерители, миллиметровая бумага, калька. Понадобятся также контурные карты различного территориального охвата. Вычислительные работы, использующие большие числа , невозможны без калькулятора.

Чертежные работы по этому курсу должны быть выполнены с требуемой точностью и качеством черчения. Допускается выполнение значительной части заданий практикума на компьютере с использованием графических программных продуктов Corel Draw, Free Hand .

Приступая к выполнению конкретной работы , студенты должны внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы и получить от преподавателя необходимые разъяснения. Каждая работа оформляется в виде отчета и сдается преподавателю.

В результате выполнения практических работ студенты должны приобрести необходимые знания и научиться самостоятельно выполнять топографические работы, читать топографические карты и планы местности и решать по ним задачи.

Требования к умениям , компетенции которые формируются после проведения практических занятий по дисциплине «Прикладная геодезия и экологическое картографирование».

Общие компетенции:

1.Организовывать собственную деятельность , выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

2.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

4.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

5.Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями.

6.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Профессиональные компетенции:

1.Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.

2.Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.

3.Реализовывать технологические процессы по переработке , утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.

4.Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.

5.Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм , геокарт.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

«Классификация карт и их элементы»

Цель занятия: Ознакомится с классификацией географических карт. Изучить элементы географической карты

Элементы географической карты. Классификация географических карт

Карта — это уменьшенное и обобщенное изображение поверх­ности Земли, другого небесного тела или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и пока­зывающее размещение и свойства объектов этих поверхностей в принятой системе условных знаков.

На любой карте различают:

• собственно картографическое изображение;

• математическую основу;

• вспомогательное оснащение;

• дополнительные данные.

Картографическое изображение — это основной элемент кар­ты. Содержание карты составляют объекты и явления, их свой­ства и особенности размещения, взаимосвязи и динамика.

К математической основе относятся: геодезическая основа, картографическая проекция, масштаб и компоновка.

Вспомогательное оснащение карты — это ее легенда, а также картометрические графики, помогающие проводить различного рода измерения, название карты, выходные и справочные данные (сведения об исполнителях, источниках составления и т.п.), то есть все, что помогает читать карту.

Карты-врезки, диаграммы, профили, слайды, размещаемые на свободных местах внутри рамки или на полях карты, относятся к дополнительным данным. Они не принадлежат непосредственно к содержанию карты, но в значительной степени его расширяют, по­ясняют и дополняют.

Все географические карты принято делить на группы, прини­мая за основание для деления разные признаки: назначение, карто­графируемое пространство, содержание, масштаб, территориаль­ный охват.

Общегеографические карты предназначены для общего зна­комства с картографируемой территорией. Элементами содержания на них являются как объекты природы, так и объекты социаль­но-экономические.

Тематические карты — это карты, на которых один или не­сколько природных или социально-экономических элементов пока­заны с большей подробностью и глубиной.

Тематические карты, в свою очередь, делят на классы, рода и виды.

Кроме того, различают типы тематических карт. В зависимо­сти от широты темы, степени обобщенности выделяют аналитиче­ские, комплексные и синтетические карты.

Аналитические карты — это карты узкой тематики. Они отра­жают лишь отдельные стороны явления без показа связей с другими сторонами или свойствами этого явления, например карты темпера­тур. К ним близки частные, или отраслевые, карты, например карта машиностроения.

Комплексные карты показывают совместно несколько свойств одного и того же явления или несколько взаимосвязанных явлений, например температуры и ветры.

Синтетические карты дают целостную интегральную харак­теристику объектов, явлений, процессов. К ним относится боль­шинство карт районирования. На них отсутствуют отдельные ком­поненты, но выделены области, однородные по совокупности показателей, например карты сельскохозяйственного, климатиче­ского и другого районирования.

Задание

Изучив классификацию тематических карт, определите класс, род, вид и тип трех карт, указанных в одном из вариантов. Назовите элемен­ты содержания, вспомогательного оснащения, а также дополни­тельные данные, размещенные на карте.

Наши рекомендации