Элементы географической карты. Классификация географических карт
Методические указания
По проведению практических занятий
Для специальности: 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов»
По дисциплине: Прикладная геодезия и экологическое картографирование
Москва 2012
Предисловие
Назначение методических указаний.
Настоящие методические указания по проведению практических занятий составлено в соответствии с программой дисциплины «Прикладная геодезия и экологическое картографирование», для студентов колледжа по специальности 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов».
Для выполнения практических работ студентам необходимы чертежные и измерительные инструменты: простые карандаши различной твердости, акварельные краски, чертежная бумага формата А4, А3,линейки, треугольники, циркули, циркули-измерители, миллиметровая бумага, калька. Понадобятся также контурные карты различного территориального охвата. Вычислительные работы, использующие большие числа , невозможны без калькулятора.
Чертежные работы по этому курсу должны быть выполнены с требуемой точностью и качеством черчения. Допускается выполнение значительной части заданий практикума на компьютере с использованием графических программных продуктов Corel Draw, Free Hand .
Приступая к выполнению конкретной работы , студенты должны внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы и получить от преподавателя необходимые разъяснения. Каждая работа оформляется в виде отчета и сдается преподавателю.
В результате выполнения практических работ студенты должны приобрести необходимые знания и научиться самостоятельно выполнять топографические работы, читать топографические карты и планы местности и решать по ним задачи.
Требования к умениям , компетенции которые формируются после проведения практических занятий по дисциплине «Прикладная геодезия и экологическое картографирование».
Общие компетенции:
1.Организовывать собственную деятельность , выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
2.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
4.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
5.Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями.
6.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Профессиональные компетенции:
1.Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.
2.Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
3.Реализовывать технологические процессы по переработке , утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
4.Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
5.Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм , геокарт.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
«Классификация карт и их элементы»
Цель занятия: Ознакомится с классификацией географических карт. Изучить элементы географической карты
Элементы географической карты. Классификация географических карт
Карта — это уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее размещение и свойства объектов этих поверхностей в принятой системе условных знаков.
На любой карте различают:
• собственно картографическое изображение;
• математическую основу;
• вспомогательное оснащение;
• дополнительные данные.
Картографическое изображение — это основной элемент карты. Содержание карты составляют объекты и явления, их свойства и особенности размещения, взаимосвязи и динамика.
К математической основе относятся: геодезическая основа, картографическая проекция, масштаб и компоновка.
Вспомогательное оснащение карты — это ее легенда, а также картометрические графики, помогающие проводить различного рода измерения, название карты, выходные и справочные данные (сведения об исполнителях, источниках составления и т.п.), то есть все, что помогает читать карту.
Карты-врезки, диаграммы, профили, слайды, размещаемые на свободных местах внутри рамки или на полях карты, относятся к дополнительным данным. Они не принадлежат непосредственно к содержанию карты, но в значительной степени его расширяют, поясняют и дополняют.
Все географические карты принято делить на группы, принимая за основание для деления разные признаки: назначение, картографируемое пространство, содержание, масштаб, территориальный охват.
Общегеографические карты предназначены для общего знакомства с картографируемой территорией. Элементами содержания на них являются как объекты природы, так и объекты социально-экономические.
Тематические карты — это карты, на которых один или несколько природных или социально-экономических элементов показаны с большей подробностью и глубиной.
Тематические карты, в свою очередь, делят на классы, рода и виды.
Кроме того, различают типы тематических карт. В зависимости от широты темы, степени обобщенности выделяют аналитические, комплексные и синтетические карты.
Аналитические карты — это карты узкой тематики. Они отражают лишь отдельные стороны явления без показа связей с другими сторонами или свойствами этого явления, например карты температур. К ним близки частные, или отраслевые, карты, например карта машиностроения.
Комплексные карты показывают совместно несколько свойств одного и того же явления или несколько взаимосвязанных явлений, например температуры и ветры.
Синтетические карты дают целостную интегральную характеристику объектов, явлений, процессов. К ним относится большинство карт районирования. На них отсутствуют отдельные компоненты, но выделены области, однородные по совокупности показателей, например карты сельскохозяйственного, климатического и другого районирования.
Задание
Изучив классификацию тематических карт, определите класс, род, вид и тип трех карт, указанных в одном из вариантов. Назовите элементы содержания, вспомогательного оснащения, а также дополнительные данные, размещенные на карте.