Атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы

Практическая работа 4.
Солнечная радиация. Радиационный и тепловой баланс

Цель работы: закрепить теоретические знания по разделам «Солнечная радиация, радиационный и тепловой баланс».

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, карандаш, ручка, линейка, ластик.

1. Что такое солнечная радиация. Дать понятие прямой, рассеянной и суммарной радиации. От чего зависят их величины?

2. Что такое альбедо поверхности? Назовите его составляющие?

3. Назовите составляющие радиационного и теплового баланса. Что влияет на их величины и каким образом они распределяются по поверхности Земли?

4. Проведите анализ таблицы, характеризующей изменение длины пути солнечного луча в атмосфере при изменении угла падения луча.

Таблица

Изменение длины пути солнечного луча в атмосфере в зависимости от величины угла падения лучей

Углы 90° 80° 70° 60° 50° 40° 30° 20° 10°
Путь а атмосфере 1,0 1,02 1,06 1,1 1,3 1,35 2,0 2,9 5,6 35,4

5. Определить альбедо А различных поверхностей, если известно количество суммарной солнечной радиации Q и отраженной радиации r.

а) снега при Q = 3,52 Дж/(см2·мин) и r = 2,47 Дж/(см2·мин);

б) песка при Q = 5,15 Дж/(см2·мин) и r = 1,55 Дж/(см2·мин);

в) глинистой почвы при Q = 3,93 Дж/(см2·мин) и r = 0,79 Дж/(см2·мин);

г) луговой растительности при Q = 3,60 Дж/(см2·мин) и r = 1,51 Дж/(см2·мин);

д) водной поверхности при Q = 2,81 Дж/(см2·мин) и r = 0,13 Дж/(см2·мин);

е) облаков при Q = 2,85 Дж/(см2·мин) и r = 2,22 Дж/(см2·мин).

Практическая работа 5.
Температура воздуха

Цель работы: научиться выявлять факторы, влияющие на изменение температуры воздуха, решать задачи с использованием температурного градиента.

Материалы и оборудование: географический атлас «География материков и океанов», тетрадь для практических работ, калькулятор, цветные карандаши, карандаш, ручка, линейка, ластик.

1. Постройте графики изменения температур воздуха в январе и июле по меридианам 20° з.д. и 120° в.д.

Для каждого меридиана строится совмещенный график, на котором температуру января изображают одним цветом, июля – другим. По горизонтальной оси откладывают точки пересечения меридиана изотермами, по вертикальной – обозначают температуру в этих точках (положительная – вверх, отрицательная – вниз по горизонтальной оси). Рекомендуемый масштаб горизонтальный: 1 см = 10°, вертикальный: 1 см = 5°.

На основании анализа построенных графиков выясните, как изменяется годовая амплитуда температуры воздуха по меридиану 120° в.д. в северном и южном полушариях? Где отмечаются наибольшие и наименьшие годовые амплитуды? Почему?

2. Вычислите среднегодовую температуру и среднесуточную амплитуду температур воздуха для пунктов, указанных в таблице. Определите, в каком тепловом поясе находится каждый из этих пунктов (экваториальный, тропический, умеренный, полярный).

Таблица

Типы годового хода температуры воздуха

Месяцы Пункты
I 21,8 25,8 -21 -16 -34
II 21,8 25,8 -18 -18 -44
III 26,2 -10 -55
IV 22,8 26,7 -63
V 23,8 26,8 -5 -63
VI 24,8 26,5 -67
VII 25,4 26,3 -67
VIII 25,8 26,5 -71
IX 25,7 26,8 -67
X 25,1 26,8 -8 -6 -59
XI 23,7 26,5 -29 -11 -44
XII 22,6 26,1 -40 -14 -32

3. Дать анализ мировых карт июльских и январских изотерм:

а) выявить области с максимальными и минимальными январскими и июльскими температурами и объяснить причины их существования;

б) выявить области с максимальными и минимальными годовыми амплитудами температуры воздуха;

в) сравнить степень нагревания суши и моря в июле и январе;

г) указать в каком полушарии и почему изотермы имеют более плавный ход.

4. На конкретных примерах покажите роль факторов, определяющих неравномерное распределение температуры воздуха по земной поверхности:

а) зависимость температуры воздуха от географической широты и солнечной радиации;

б) тепловой режим суши и океана (различная теплоемкость и теплоотдача, глубина прогрева);

в) на океанах – влияние течений (холодных и теплых), на материках – влияние рельефа и т.д.;

г) влияние подстилающей поверхности на циркуляцию атмосферы.

5. Решите задачи:

1) Воздушная масса ненасыщенная водяным паром и имеющая температуру 15° С, поднимается от поверхности Земли. Какова будет температура поднимающегося воздуха на высоте 250, 700 и 1000 м?

2) Какова будет температура трех поднимающихся объемов воздуха, насыщенного водяным паром на высоте 400, 700 и 1000 м, если на уровне поверхности океана их температура была равна 2, -4 и -10° С?

3) На сколько градусов изменится температура насыщенного водяными парами воздуха при его опускании на 470 м?

4) Какова будет температура воздуха, насыщенного водяным паром, при его опускании на 500 м при первоначальной температуре -5° С?

Практическая работа 6.
Влажность воздуха. Осадки

Цель работы: уяснить особенности изменения влажности атмосферы, научиться решать задачи, используя формулы для вычисления коэффициента увлажнения, влажности снега.

Материалы и оборудование: географический атлас «География материков и океанов», карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.

1. Проанализировать мировую карту годовых сумм осадков: а) выявить основные закономерности распределения годовых сумм осадков на земном шаре; б) выявить зоны и районы с максимальными и минимальными годовыми суммами осадков.

Выводы записать в тетрадь для лабораторных работ.

2. Вычислите коэффициент увлажнения для некоторых пунктов (таблица) и определите местоположение каждого из них в пределах той или иной природной зоны.

Коэффициент увлажнения (по Н.Н. Иванову) определяется по формуле:

K = R / Em

K – коэффициент увлажнения; R – количество атмосферных осадков, мм; Em – испаряемость, мм.

Согласно Н.Н. Иванову, коэффициент увлажнения для лесной зоны равен 1-1,5; лесостепи – 0,6-1,0; степи – 0,3-0,6; полупустыни – 0,1-0,3; пустыни – менее 0,1.

Таблица

Характеристика увлажнения по природным зонам

Пункты Осадки, мм Испаряемость, мм Коэффициент увлажнения Природная зона
   
   
   
   
   

3. На поле площадью 0,2 га произведена снегомерная съемка. Измерения сделаны в семи точках (см. ниже).

№ точек наблюдений Высота пробы снега, см Число делений по линейке весов № точек наблюдений Высота пробы снега, см Число делений по линейке весов
     

Каковы запасы (в тоннах) воды в снежном покрове на данном поле?

Примечание: Плотность снега определяется по формуле:

d = m / 10 h,

где d – плотность снега; m – число делений по линейке; h – высота снежного покрова.

Запасы влаги в снежном покрове вычисляются по формуле:

а = 10 d h,

где a – запасы воды в снежном покрове, мм; d – плотность снега; h – высота пробы снега, см; 10 – множитель для перевода сантиметров в миллиметры.

Для расчета запасов воды в снежном покрове в тоннах на гектар служит формула:

M = 10 a,

где M – запасы воды в снежном покрове, т/га; a – запасы воды в снежном покрове, мм; 10 – переводной множитель.

4. Пользуясь таблицей, решите задачи:

1) При какой температуре, окажется насыщенным воздух с абсолютной влажностью 1,6 г/м3, 9,4 г/м3.

2) Воздух имеет абсолютную влажность 12,8 г/м3, 30,0 г/м3. При какой температуре его относительная влажность была бы равна 100%?

3) Воздух поднимается от абсолютной отметки 100 м до высоты 2100 м. Он имеет температуру +20 °С, абсолютную влажность 9,4 г/м3. Определите:

а) максимальное влагосодержание и относительную влажность воздуха на исходной высоте.

б) На какой высоте воздух станет насыщенным (какова высота границы конденсации)?

в) какова будет его температура, абсолютная и относительная влажность на высоте 2100 м?

4) Воздух с температурой +5 °С и абсолютной влажностью 6,8 г/м3 опускается с высоты 2100 м до высоты 100 м. Определите температуру опустившегося воздуха, его абсолютную влажность, максимальное влагосодержание, относительную влажность.

5) Воздух с температурой +15 °С и абсолютной влажностью 6,8 г/м3 поднимается вверх. Определите высоту границы конденсации.

6) Воздух с температурой +20 °С и абсолютной влажностью 6,8 г/м3 переваливает через хребет высотой 1000 м. Определите достигнет ли он границы конденсации, если подъем начинается с высоты 0 м над уровнем моря.

Таблица

Зависимость величины максимального влагосодержания от температуры воздуха

Температура, (° С) -20 -15 -10 -5
Максимальное влагосодержание (г/м3) 1,1 1,6 2,4 3,4 4,9 6,8 9,4 12,8 17,3

5. Какие виды осадков вы знаете? Какие из них образуются у поверхности земли, а какие – на высоте? Образование каких видов осадков обусловлено процессом конденсации, а каких – процессом сублимации?

Практическая работа 7.
Давление и циркуляция атмосферы

Цель работы: формирование умения определять влияние изменения атмосферного давления на схему движения воздушных масс и фронтов, научиться определять положение теплых и холодных фронтов по погодным элементам.

Материалы и оборудование: географический атлас «География России», карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.

1. Изучите названия (международные и русские) и буквенные обозначения ветров 16 румбов (таблица ). Составьте чертеж 16 румбов. Определите и подпишите у каждого румба азимут.

Таблица

Обозначения румбов

Названия румбов Буквенные обозначения
Международные Русские Международные Русские
Норд Северный N С
Норд-норд-ост Северо-северо-восточный NNO ССВ
Норд-ост Северо-восточный NO СВ
Ост-норд-ост Восточно-северо-восточный ONO ВСВ
Ост Восточный O В
Ост-зюйд-ост Восточный-юго-восточный OSO ВЮВ
Зюйд-ост Юго-восточный SO ЮВ
Зюйд-зюйд-ост Юго-юго-восточный SSO ЮЮВ
Зюйд Южный S Ю
Зюйд-зюйд-вест Юго-юго-западный SSW ЮЮЗ
Зюйд-вест Юго-западный SW ЮЗ
Вест-зюйд-вест Западно-юго-западный WSW ЗЮЗ
Вест Западный W З
Вест-норд-вест Западно-северо-западный WNW ЗСЗ
Норд-вест Северо-западный NW СЗ
Норд-норд-вест Северо-северо-западный NNW ССЗ

2. По климатической карте атласа определите преобладающее направление ветра на территории России в летние и зимние месяцы.

3. Ответьте на вопросы:

1) Какие формы облаков и какие типы осадков наблюдаются при прохождении теплых и холодных фронтов?

2) Что называется воздушной массой? На основании каких характеристик одну воздушную массу отличают от другой? От каких факторов зависят основные особенности воздушной массы?

3) С помощью каких приборов измеряется скорость и направление ветра, давление.

Практическая работа 8.
Климат. Погода

Цель работы: формирование знаний об особенностях изменения климата в частности на территории России, овладение навыками обработки данных о погоде.

Материалы и оборудование: географический атлас «География России», географический атлас «География материков и океанов», карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.

1. Ответьте на вопросы:

1) Назовите элементы погоды. От чего зависят их величины?

2) Чем отличается климат от погоды? Что влияет на климат местности?

3) Рассмотрите климатическую карту мира и ответьте на вопросы: какие климатические пояса выделяют на Земле? Какие типы климатов выделяют в пределах климатических поясов?

2. Рассмотрите карту климатических поясов России, составьте характеристику смены климата следующих пунктов (по выбору студента):

а) Москва – Казань – Екатеринбург – Красноярск;

б) Мурманск – Норильск – Верхоянск;

в) Санкт-Петербург – Сыктывкар – Нижневартовск – Охотск.

Ответьте на вопросы:

1) Как изменяется температура летних и зимних месяцев с запада на восток в пунктах, расположенных примерно на одной широте?

2) Как меняется продолжительность сезонов в этом направлении?

3) Как меняются среднегодовые температуры в этом же направлении?

4) Как меняются годовые суммы осадков с запада на восток примерно на одной широте и как меняется режим осадков в этом же направлении?

5) Объясните причины наблюдающихся изменений основных климатических характеристик.

3. Используя данную климатограмму, определите верное утверждение о климате пункта.

1) Среднемесячные температуры воздуха в апреле и октябре примерно одинаковые.

2) В октябре атмосферных осадков выпадает меньше, чем в апреле.

3) Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения.

4) Среднегодовое количество атмосферных осадков превышает 800мм.

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Используя данную климатограмму, определите годовую амплитуду температуры воздуха для пункта. Ответ запишите в виде числа.

4. Ответьте на вопросы:

4.1. Карта погоды составлена на 17 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное похолодание?

1) Москва 2) Омск 3) Тюмень 4) Элиста

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

4.2. Карта погоды составлена на 7 февраля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное потепление?

1) Москва 2) Новосибирск 3) Пермь 4) Салехард

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

5. Изучите схему нанесения данных метеорологических элементов около пунсона метеорологических станций на климатических картах (рис. ).

  Сн  
TTT См PPP
WW Nn PPa
VV СL Nh, W1, W2
Td Td   h

Обозначения метеорологических элементов на синоптической карте:

N – общее количество облаков, степень зачернения пунсона согласно таблице символов (см. приложение);

Сн, См, СL – характеристики облаков (Сн – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые; См – высоко-кучевые, высоко-слоистые, слоисто-дождевые; СL – слоисто-кучевые, кучевые, кучево-дождевые);

Nn – количество облаков нижнего яруса в баллах. Если неба не видно, то ставится Х;

h – высота облаков нижнего яруса в метрах;

PPP – давление воздуха, гПа;

W1, W2 – погода между сроками наблюдения;

WW – погода в сроки наблюдения (см. приложение);

VV – горизонтальная видимость, км;

ТТТ – температура воздуха с точностью дот десятых долей градуса;

Td Td – точка росы с точностью до десятых долей градусов;

PPa – величина барической тенденции, показывающая изменение давления за предшествующие 3 ч (а – характеристика барической тенденции) (см. приложение).

 
  атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Направление и скорость ветра, оперение стрелки характеризует скорость ветра (см. приложение) Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда стрелка направлена к пунсону станции.

6. Дайте характеристику погоды в пунктах А и Б, используя данные приложения.

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Рис. Состояние погоды в пункте А Рис. Состояние погоды в пункте Б

Практическая работа 9.
Циклоны и антициклоны. Глобальная циркуляция атмосферы

Цель работы: уяснить современные представления о локальной и глобальной циркуляции атмосферы, формирование представлений о распространении основных климатических параметров по территории Земли.

Материалы и оборудование: «Географический атлас» – М., 1981. – С. 38-39, географический атлас «География материков и океанов», миллиметровая бумага, цветные карандаши, ластик, линейка, циркуль, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.

1. Нарисовать схемы теплого и холодного фронтов, обозначить на них тип облачности и места локализации осадков и атмосферных явлений.

2. Нарисовать схемы циклона и антициклона, обозначив на них направление движения воздушных масс.

3. На картах давления в июле и январе (Географический атлас мира) выделить сезонные и перманентные центры действия атмосферы, изобразить их на контурной карте и подписать.

4. Нарисовать схему глобальной циркуляции атмосферы, обозначив на ней зоны повышенного и пониженного давления, а также направление движения воздушных масс. Подпишите места локализации ячеек Гадлея и Фаррела.

5. На контурной карте нарисовать климатическую карту мира, на которой обозначить среднегодовое количество осадков, температуру и преобладающее направление ветра в июле и январе.

- Обозначить точки с максимальными и минимальными значениями температуры.

- Обозначить точки с максимальным и минимальным количеством осадков.

- Обозначить точку с максимальной скоростью ветра на Земле.

6. Приведите примеры местных ветров, укажите условия образования пассата, муссона, бриза, фена и боры.

7. Ответьте на вопрос:

Что такое сила Кориолиса, как она влияет на направление движения воздушных масс, какие отличия в направлении этой силы проявляются в северном южном полушариях?

Практическая работа 10.
Климатические пояса и области мира. Глобальные изменения климата

Цель работы: формирование представлений о распространении основных климатических поясов и областей мира, а также о глобальных изменениях климата, определение перспектив решения современной проблемы глобального потепления.

Материалы и оборудование: географический атлас «География материков и океанов», географический атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта, цветные карандаши, ластик, линейка, тетрадь для лабораторных работ.

1. На контурной карте нарисовать карту климатических поясов и областей мира, на которой обозначить распространение основных климатических поясов.

2. Составить легенду с краткой характеристикой каждого климатического пояса.

3. На основе литературных данных построить вертикальный разрез атмосферы Земли. На этом разрезе указать:

- высоты границ всех слоев атмосферы: тропосферы, стратосферы, мезосферы, ионосферы, термосферы, экзосферы и разделяющих их слоев,

- изменения температуры воздуха в различных слоях атмосферы.

В пояснении дать подробное описание вещественного (химического) состава атмосферного воздуха и процессов, происходящих в различных слоях атмосферы.

4. На контурной карте обозначьте границу максимального распространения четвертичного оледенения в северном полушарии.

5. По материалам атласа «Экономическая и социальная география мира» составьте карту распространения экологических ситуаций, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, проявляющихся на Земле.

6. Укажите основные перспективные направления решения современной глобальной проблемы загрязнения воздушного бассейна.

7. Ответьте на вопросы:

7.1. Почему на восточном побережье Евразии отсутствует область распространения тропического пояса?

7.2. Почему экваториальный пояс не образует сплошного ареала?

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. – М.: Академический проект, 2006.

2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Макарова М.Г. Учение об атмосфере: учебное пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 60 с. – Режим доступа: www.biblioclub.ru/book/129020.

Дополнительная:

1. Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. – СПб., 1998.

2. Вахтина Ю.В. Методическое руководство к выполнению лабораторных работ по общему землеведению. – Шуя, 2006.

3. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 1989.

4. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 1988.

5. Жекулин В.С. Введение в географию. – Л., 1989.

6. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М., 1991.

7. Исаченко А.Г. География в современном мире. – М., 1998.

8. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. – М.: Высшая школа, 1970.

9. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

10. Корнеев И.Г. Полевая практика по землеведению и краеведению. – Минск: Высш. школа, 1982.

11. Матвеев Н.П., Сераев Н.А. Воздушная оболочка Земли. – М., 1997.

12. Мильков Ф.Н., Бережной А.В., Михно В.Б. Терминологический словарь по физической географии. – М., 1993.

13. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. – М., 1990.

14. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М. – Ч. I, 1976; – Ч. II, 1975.

15. Никонова М.А. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по курсу «Землеведение и краеведение» на отделении начальных классов. – М.: МПГУ, 1999.

16. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению. – Смоленск, 1996.

17. Полевые практики на географических факультетах педагогических университетов. В 3-х ч. / Под ред. А.В. Чернова. – М.: Высшая школа, 1999.

18. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. – Минск: Изд-во «Университетское», 1987.

19. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М., 1990.

20. Сайгак В.П. Основные проблемы физической географии. – Минск, 1989.

21. Судакова С.С. Общее землеведение. – М., 1987.

22. Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь. – Л., 1974.

23. Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. – М., 1994.

24. Юренков Г.И. Основные проблемы физической географии и ландшафтоведения. – М., 1982.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Синоптический код

Шкала ветров в баллах

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Одно большое перо соответствует 5 м/с, малое – 2,5 м/с, треугольник – 25 м/с.

Таблица символов облачности

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Условные обозначения осадков

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Характеристика барической тенденции

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Визуальная видимость

атмосфера, ее состав и строение, атмосферные процессы - student2.ru

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ 5

Практическая работа 1. Солнечная система и ее составляющие. 5

Практическая работа 2. Время. 6

Практическая работа 3. Рельеф земной поверхности. 7

АТМОСФЕРА, ЕЕ СОСТАВ И СТРОЕНИЕ, АТМОСФЕРНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 8

Практическая работа 4. Солнечная радиация. Радиационный и тепловой баланс. 8

Практическая работа 5. Температура воздуха. 9

Практическая работа 6. Влажность воздуха. Осадки. 10

Практическая работа 7. Давление и циркуляция атмосферы.. 12

Практическая работа 8. Климат. Погода. 13

Практическая работа 9. Циклоны и антициклоны. Глобальная циркуляция атмосферы.. 16

Практическая работа 10. Климатические пояса и области мира. Глобальные изменения климата 17

ЛИТЕРАТУРА.. 18

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 19

Учебно-методическое издание

Наши рекомендации