Лекция 8 Основы исторического краеведения
1 Предмет исторического краеведения. Виды памятников истории и культуры.
2 Основные направления исторического краеведения: общеисторическое, военно-историческое, археологическое, этнографическое
3 Методы исторического краеведения
1. Историческим называется составная часть отраслевого краеведения, имеющая задачи изучения и сохранения памятников истории и культуры в определенной части родного края или малой территории.
В туристской литературе к памятникам истории и культуры относят:
Памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, развитием науки и техники, быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
Памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
Памятники архитектуры и градостроительства – сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов;
Памятники археологии – городища, курганы, остатки древних поселений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы;
Документальные памятники – рукописи, книги, периодическая печать, народные эпосы, фольклор.
Основная часть памятников истории и культуры выявлена и взята под охрану, но это не исключает, что некоторые ценные памятники, особенно местного значения почему-то остались неизвестными.
Важной задачей краеведов является выявление таких памятников и внесения их в список охраняемых государством. Предварительные сведения о памятниках собираются путем опроса местных жителей или справок по письменным источникам.
В 1990-х годах в Республике Казахстан принято 3 закона и более 300 подзаконных актов об охране исторического наследия. Однако только в г. Алматы, по данным краеведа В. Н. Проскурина уничтожено более десятка памятников архитектуры, ранее взятых под охрану государством, сотни зданий рядовой застройки. Вся их «вина» в том, что они были возведены в эпоху «царского» генерала Колпаковского.
Уничтожаются старые названия улиц города – памятники в миниатюре, связанные с достойными людьми из дореволюционного и советского прошлого. Переименованию должно предшествовать тщательное исследование и выявление исторического смысла, а не только эмоции. При этом следует помнить, что памятники культуры принадлежат народу независимо от национальности и не только одному поколению людей.
2. Всякому историческому краеведческому исследованию предшествует тщательное изучение общей и местной литературы по избранной теме. Следует установить, какие документы уже использовались предшественниками и какие должны быть привлечены вновь для работы.
Комплекс документальных материалов государственного, политического, научного, культурного, хозяйственного значения называется архивным фондом. Материалы единого государственного архивного фонда сосредоточены в архивных учреждениях, которые есть в каждом учреждении. В январе 1922 г. был организован Центральный государственный архив Казахстана (ЦГА), есть областные государственные архивы.
Сначала следует определить архив, к которому следует обратиться. Основным при поисках являются заголовки единиц хранения, которые раскрывают их содержание. Наличие особо важных документов дополнительно отмечается краткой справкой – аннотацией. Наряду с описями в архивах имеются тематические справочные пособия – карточные каталоги, где содержатся сведения о документах по соответствующим фондам.
Разрешение на занятия в архиве дается его директором, на основании письма учреждения или организации, в котором содержатся тема и цель работы с приложением ее плана-проекта. Разрешение дается на определенный срок, по истечении которого оформляется новое.
Исследователь несет полную ответственность за предоставленные материалы. Необходимо предварительно просмотреть документы и немедленно заявить, если в них имеются недостатки или дефекты. Лица, допустившие повреждение или потерю документов, лишаются права посещения архива или подлежат судебной ответственности.
После окончания изучения дела надо заполнить «лист использования» - фамилия, дата, номера листов дела, из которого сделаны выписки. В течение всего времени занятий выписки и заметки остаются на хранении в архиве и выдача их на руки исследователю производится по завершении работы. При использовании материалов в печати, авторы обязаны сделать ссылки на документы и представить в архив экземпляр опубликованной работы.
Памятниками архитектуры называются произведения строительного искусства, отражающие в своей конструкции и декоративном оформлении развитие материального производства, социально-экономические отношения, эстетические воззрения той эпохи, к которой относится их создание.
Определение историко-художественной ценности архитектурных памятников помогает сопоставление их с уже известными. Для этого следует привлекать издания. Где опубликованы соответствующие иллюстрации. Всякий памятник тщательно осматривается, после чего делается его краткое описание: общая характеристика объекта, местоположение, обоснование его исторического значения, размеры, наличие скульптур, фресок, надписей, степень сохранности памятника, в чьем ведении находится памятник и как используется. Желательно приложить графические зарисовки, план, фотографии.
При сборе информации об архитектурном памятнике особое внимание следует обращать на биографические сведения об архитекторах. Например, проведение экскурсий по г. Алматы невозможно без рассказа о биографии выдающегося архитектора Андрея Павловича Зенкова.
Другим важным разделом исторического краеведения является археологическое краеведение . Археология – наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по вещественным памятникам: орудиям труда, утвари, жилищам, поселениям. Наземных памятников древней жизни человека сохранилось мало и основным путем археологических находок служат раскопки. Раскопки нельзя повторить, поэтому они требуют строго научного подхода, осторожности, терпения, и производить их разрешается только специалистам по особому документу –«открытому листу» - специальному разрешению на право раскопок, выдаваемому уполномоченными государственными органами. Все археологические памятники охраняются государством. Всякие раскопки или земляные работы на территории археологических памятников без открытого листа считаются преступлением.
Полезный вклад в археологию могут внести своими наблюдениями и поисками туристы. Походы туристов по родному краю открывают богатые возможности для археологических наблюдений. Для их успеха необходимо:
– Правильно организовать поиск,
– Тщательно обмерять и описывать находки;
– Собирать у местного населения сведения как о самом памятнике, так и легенды о нем.
Кроме имеющегося в каждой туристской группе снаряжения любителю-археологу необходимы миллиметровая бумага, визирная линейка, лопатка саперного образца, нож, рулетка и шнур для замеров.
Поиск начинается с консультации в местном краеведческом музее и ознакомления с историей края и района похода, техникой археологических наблюдений.
Места древних поселений , следы жизни человека нередко обнаруживаются на обрывистых берегах рек и озер, на склонах оврагов, карьерах и котлованах. Нужно обращать внимание на песчаные дюны, на песчаные отмели. В местах жизни человека часто сохраняются орудия труда, посуда, кости животных, зола от очагов, остатки сооружений, украшения. Слой земли, содержащий их называется культурным слоем и обычно выделяется более темным цветом. Толщина культурного слоя колеблется от 2-3 см до нескольких метров, что зависит как от продолжительности жизни людей на данном месте, так и от климатических, геологических, почвенных условий. Границы культурного слоя не всегда хорошо выражены. Могут иметь уклон, неодинаковую толщину.
Без участия специалистов вести раскопки нельзя, но сделать подробные обмеры и записи необходимо. Желательно сфотографировать в нескольких ракурсах.
В дневник заносятся все данные обмера, описание состава и цвета слоя, окружающих его отложений. Встречаются и многослойные поселения. В этом случае разновременные культурные слои лежат непосредственно один над другим или разделяются прослойками глины, песка. Если на обнажениях удалось обнаружить какие-то предметы , каждый из них упаковывается отдельно и сопровождается этикеткой:
– Местность (село, район, область)
– Место обнажения (берег, склон, овраг и т. д.)
– Зачистка №____ Глубина (____ см)
– Пакет №
– Дата.
Собирать нужно все, что встретится в культурном слое, не раскапывая его, подсчитать общее количество предметов, найденных на каждом участке и все сведения занести в дневник
Много наблюдений можно осуществить в пещерах – древние рисунки, надписи, следы очагов. Кости животных, наконечники стрел и т. д.. Но обследование пещер требует особой осторожности и особой техники.
В пути могут встретиться городища - остатки древних укрепленных поселений. Обычно они состоят из рвов и валов различной формы и размеров. Городище следует обмерить и нанести на план, желательно провести глазомерную съемку.
В Казахстане много курганов различной формы – конусо-, куполообразные, длинные, могут быть сложены из камней и засыпаны землей, на вершинах могут находиться «каменные бабы». Необходимо подсчитать и записать общее количество обнаруженных курганов и сведения о них:
– Форма (вытянутая, конусовидная)
– Размеры
– Состояние (раскопан, распахан)
– Наличие каменных баб, топографических знаков, крестов, камней и т. д.
– Местное название и предания, связанные с ними
Если есть каменные дольмены, то необходимо установить происхождение каменной плиты (местный или привозной камень), обработка, отверстия. Надписи или изображения на камне.
В Казахстане известно более 150 крупных скоплений наскальных изображений – петроглифов. Среди них в южной части Казахстана – Тамгалы, Ешкиольмес, Карасай, в центральной – Байконур, Теректы, Кестелетас, Хантау, в восточной - Курчум, Окей, Мойнак и др. Наскальные изображения Казахстана во многом уникальны. На скалах с петроглифами колонии различных бактерий образуют пленку – патину, которая позволяет уточнить возраст наскальных изображений.
В настоящее время существует реальная угроза исчезновения петроглифов, т. к. в результате многолетнего воздействия ветровой эрозии, разрушения скал, хозяйственной и рекреационной деятельности многие наскальные изображения разрушены или находятся в плачевном состоянии.
Для включения результатов похода в археологическую карту или экспозицию краеведческого музея следует сообщить следующие сведения о находках:
– Республика, область, край, район.
– Наименование памятника и его местное название.
– Точное местонахождение (по отношению к ближайшему населенному пункту. Реке и т. п.)
– Краткое описание и состояние памятника
– Описание предметов, найденных в походе
– Если найденные предметы сданы, то куда
– Кем составлены сведения и адрес составившего
– Дата.
К сообщению желательно приложить планы, схемы, зарисовки и фотографии. Сведения направляются в местные археологические или краеведческие музеи или в институты археологии АН.
Туристы-краеведы могут принимать участие также в изучении и охране памятников истории и архитектуры., которые охраняются государством. Управления или отделы культур акиматов должны составить паспорт, на каждый памятник истории или архитектуры, находящийся на их территории. При хозяйственном использовании памятников пользователям выдают охранные обязательства и строго следят за их выполнением. Раньше государство выделяло деньги на реставрацию памятников архитектуры (Казпроектреставрация), в настоящее время объемы работ по реставрации сильно сократились и легли в основном на местные бюджеты (кроме Туркестана)
Туристские группы, желающие заняться поиском памятников архитектуры или истории должны обратиться в местные отделения охраны памятников или отделы культуры акиматов, чтобы проконсультироваться и получить поручения (например, выявить, оценить и взять на учет места жизни и деятельности выдающихся ученых, политиков, художников, музыкантов и т. д.).
Иногда достаточно внимательно приглядеться к местности, чтобы получить интересные сведения. Так найденные в зеленых зарослях садовые или необычные для этого места деревья привели к обнаружению некогда существовавшей аллеи, ведущей к фундаменту разрушенного здания - дома композитора С. Рахманинова в Тамбовской области.
Первичная документация должна отвечать следующим требованиям:
Фотографирование и зарисовки. Фотографирование производится на обычную пленку, фотоотпечатки(5 экземпляров) выполняются на глянцевой бумаге размером 18*24 см. На обратной стороне снимка делается запись. Негативы складываются в конверт, надпись повторяет запись на фотоотпечатке.: название сооружения, адрес, республика, область, район, город или село, номер, когда снято и кем (адрес). Зарисовки делаются на стандартных альбомных листах плотной бумаги.
Обмерные чертежи. Генеральные планы выполняются в масштабе 1:2000, планы зданий и сооружений – 1:200. При обмере отчет проводится от угла. План располагается на чертеже так, чтобы главный фасад был обращен вниз, крупные комплексы размещаются на плане с ориентировкой на местности (север- вверху). На чертеже в верхней части диста дается наименование памятника, его адрес, в нижнем правом углу - фамилия производившего обмер и дата.
Карта размещения памятников составляется на карте основе. С помощью специальных условных знаков (их можно получить в местных органах культуры и охраны памятников). При исполнении в цвете памятники древности до XI века обозначаются фиолетовым цветом, XI –XVII веков – синим, XIII – зеленым, XIX – ХХ вв. – оранжевым, после революции – красным.
Специальные учетные документы – паспорт из 10 разделов и учетная карточка, содержащая краткие сведения из паспорта:
– Наименование памятника
– Типологическая принадлежность (археология, история, архитектура)
– Датировка памятника
– Характер современного использования (при постройке и в настоящее время)
– Техническое состояние: хорошее, среднее, плохое, аварийное
– Категория охраны: государственная, республиканская, областная, местная, не охраняется
– Наличие документации, публикации
– Краткое описание.