Ориентирование по туристской маркировке
Туристская маркировка - это система специальных условных обозначений, которые наносятся на местные предметы для разметки маршрутов. Маркировка включает различные виды указателей, которые в своих символах, форме, цвете и буквенно-цифровом коде несут необходимую для туриста информацию и помогают ориентироваться на местности.
Главный элемент маркировки - маршрутная марка - имеет форму прямоугольника (основной формат - 180-240 мм), на белом поле которого нанесена цветная полоса или квадрат.
Как пользоваться картой
Рис. Измерение расстояний на карте с помощью бумажной полоски. Действительное расстояние от моста до дома лесника равно 2100 метрам.
Рис. Правильное положение карты. Карта ориентирована по компасу
Прежде всего придай карте такое положение, чтобы верхний ее обрез был обращен к северу. Это легко сделать с помощью компаса. Для этого совмести направление бокового обреза карты с направлением магнитной стрелки. Тогда верх карты и будет обращен к северу.
Карте можно придать правильное положение и по местным предметам. Для этого выбери на местности какое-нибудь направление, лучше всего дорогу. Затем стань на дорогу, придай карте горизонтальное положение и поворачивай ее до тех пор, пока дорога на местности не совместится с направлением дороги на карте. Предметы, находящиеся на местности вправо и влево от дороги, должны находиться и на карте с тех же сторон.
Рис. Ориентирование карты по местным предметам
Как определить по карте свое местоположение
Выбери на местности какой-либо предмет у дороги, например ветряную мельницу. Отыщи ее условный знак на карте. Затем правильно установи карту по дороге. Приложи линейку (или карандаш) к условному знаку ветряной мельницы и вокруг этого центра перемещай до тех пор, пока направление линейки (или карандаша) не совпадет с направлением на действительную мельницу. Тогда то место, где линейка пересечет изображение дороги на карте, и покажет, где ты находишься .
Рис. Определение своего местонахождения с помощью карты и карандаша
Маршруты движения
Маршруты движения в зависимости от положений их начальных и конечных пунктов подразделяются на сквозные и замкнутые. Сквозными называются маршруты, у которых начальный и конечный пункты не совпадают, т.е. движение идет из одного пункта в другой; замкнутыми - такие маршруты, у которых начальный и конечный пункты совпадают, т.е. движение осуществляется с возвращением в тот же пункт.
При движении по закрытой или с малым количеством выраженных ориентиров местности следует запоминать и особенности рельефа. Во многих случаях его типовые формы служат наиболее надежными ориентирами. На однообразной местности маршруты обозначают искусственными приметами: грудами камней, зарубками и надломленными ветками на деревьях, и др.
Навыки в быстром и надежном запоминании маршрута даются не сразу. С этой целью рекомендуем ведение заметок о маршруте в записной книжке. Заметки должны содержать данные о времени начала движения и прохождения контрольных ориентиров, краткое описание ориентиров, расстояний и направлений между ними, сведения о естественных препятствиях и т.д. Заметки можно делать в виде записей или схем. Последние легче читаются и дают более наглядное представление о пройденном пути. Если предполагается передача сведений о маршруте другим лицам, то полезно фотографировать контрольные ориентиры и отдельные участки пути.
При походе по замкнутому маршруту для сохранения ориентировки и правильного выхода к начальному пункту, помимо заметок, целесообразно выполнить прокладку пути на планшете с наклеенным на него чистым листом клетчатой бумаги. Прокладка пути заключается в нанесении на планшет линии движения со всеми ее изломами и поворотами. Масштаб прокладки пути выбирается с учетом длины маршрута и размеров планшета. Расстояние между ориентирами измеряют шагами или определяют визуально. Азимуты направлений движения измеряют по компасу. Линии маршрута вычерчиваются с помощью транспортира или прямым визированием.
Прокладка пути позволяет возвращаться кратчайшим путем к исходному пункту. Для этого на планшете соединяют точки промежуточных пунктов маршрута и точку исходного пункта, определяют азимут и длину полученной линии. Затем выбирают вспомогательный ориентир и продолжают движение.