БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ. Попробуйте ответить:

Попробуйте ответить:

1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии? Почему именно Япония стала пионером в стро­ительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов, автомобилевозов?

2. Почему в Южной и Юго-Восточной Азии плотность населения наиболее велика в долинах и дельтах рек?

3. Почему животноводство стало главной отраслью хо­зяйства Монголии?

4. Почему реку Меконг можно назвать «Дунаем Азии»?

5. Как изменяется специализация сельского хозяйства Китая по мере продвижения с севера на юг? с востока на запад?

6. Почему в структуре промышленности Японии на до­бывающие отрасли приходится всего 0,3%?

7. Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне»?

8. Почему в Австралии освоены главным образом при-океанические территории?

Проверьте, правильны ли следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

1. Каждый пятый житель Земли — китаец.

2. Для Японии, в отличие от других стран Азии, ха­рактерен первый тип воспроизводства населения.

3. Южная Азия — наиболее многонациональный и мно­гоязыкий регион мира.

4. Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов — трудовые ресурсы.

5. Крестьяне в муссонных областях Азии выращивают пшеницу и ячмень.

6. Австралия занимает второе место в мире по пого­ловью овец и первое по производству шерсти.

Выберите правильный ответ:

1. Недра стран Юго-Западной Азии богаты: нефтью, природным газом, железной рудой, ураном, рудами цвет­ных металлов.

2. Среди продуктов сельского хозяйства Южной Азии выделяются: рис, бананы, финики, пшеница, чай, хлопок, шерсть.

3. Наиболее экономически развитым из четырех главных японских островов является: 1) о. Хоккайдо, 2) о. Хонсю, 3) о. Кюсю, 4) о. Сикоку.

Исключите неправильные ответы:

Япония экспортирует: черные металлы, автомобили, морские суда, изделия электроники, уголь, нефть, желез­ную руду, лесоматериалы, продукты животноводства.

Можете ли вы:

1.Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Монголия, КНДР, Таиланд, Сингапур, Афганис­тан, Иран, Ирак, Сирия, Турция, Израиль?

2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Шанхай, Осака, Джакар­та, Бангкок, Мумбаи, Кабул, Эр-Рияд, Стамбул, Сидней, Мельбурн?

3. Указать, какие из перечисленных ниже стран отно­сятся к новым индустриальным странам: КНДР, Камбод­жа, Республика Корея, Сингапур, Ирак?

4. Указать, какие из перечисленных ниже столичных городов являются приморскими городами: Улан-Батор, Пе­кин, Токио, Сеул, Ханой, Дели, Багдад, Анкара, Бейрут?

5. Назвать пять крупных городов Австралии?

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна занимает первое место в мире по показате­лю средней плотности населения (без микрогосударств).

2. Страна занимает первое место в мире по запасам нефти.

3. Страна занимает первое место в мире по площади орошаемых земель.

4. Страна-материк, входящая в состав Содружества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 7

Что нужно вспомнить

1.Политическую карту, народы и страны зарубежнойАзии. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых,климата, вод, почв и растительности зарубежной Азии иАвстралии, природные зоны в их пределах. (География, 7 класс.) 3. Государства Азии в древности и в Средниевека. (История, 5, 6 классы.) 4. Особенности исторического развития Китая, Индии и Японии в конце XIX- первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 5. Материалы части I учебника. 6. Понятия и термины: климатические пояса, муссоны, эрозия почв, мелиорация, богарное земледелие, резервация.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 7:

1. Впоследние десятилетия роль стран зарубежной Азиии Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политикеи экономике все время возрастает. 2. На территории зарубежной Азии исторически сложились отдельные крупные культурные регионы.

Главные научные знания темы 7:

1.Характерные черты экономико-географического положения, географии природных условий и ресурсов,населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем зарубежной Азии и четырех субрегионов. 2. Экономико- и социально-географическая характеристика Китая. 3. Экономико- и социально-географическая характеристика Японии. 4. Экономико- и социально-географическая характеристика Индии. 5. Краткая обзорная характеристика Австралии. 6. Ключевые словатемы: 1) межэтнический и религиозный конфликт, 2) сепаратизм, 3) восточный (азиатский) тип города, 4) мегалополис, 5) «полюс роста».

Что нужно уметь

1. Давать характеристику природных предпосылок для развития сельского хозяйства страны (региона). 2. Даватьхарактеристику сельского хозяйства страны (региона). 3. Давать характеристику населения страны (региона). 4.Составлять логический конспект части текста учебника. 5. Составлять картосхемы.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

1. План характеристики природных условий для сель^^^^Н ского хозяйства страны (региона):

1. Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства. 2. Агроклиматическая характеристика территории. 3. Почвенно-растительные условия территории. 4. Общая оценка природных предпосылок для развития сельского хозяйства.

2. План характеристики сельского хозяйства страны (региона):

1. Значение отрасли и размеры продукции. 2. Природные условия для развития отрасли. 3. Особенности аграрных отношений. 4. Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства. 5. География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы (зоны). 6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. 7. Общий вывод и перспективы развития отрасли.

3. План характеристики населения страны (региона):

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Социально-классовый состав населения. 5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 7. Сельское расселение. 8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Тема 8. АФРИКА

Наши рекомендации