Формирование и усвоение географических понятий, представлений, связей и закономерностей

Формирование понятий

Понятия — это основа географических знаний. Процесс их усвоения имеет сложный характер. Этот процесс имеет ряд особенностей, которые нужно учитывать при проведении уроков и в других формах учебно-воспитательной работы.

Важнейшая особенность состоит в том, что понятия не могут быть усвоены только путем заучивания определений. Необходимо обеспечить активную познавательную деятельность школьников с различными источниками географических знаний — картами, статистическими материалами, в процессе наблюдений и др.

Научные понятия представляют собой систему, в которой одни го них связаны с другими. Так, при изучении физической географии учащиеся усваивают единую систему знаний о природе Земли, строении и развитии ее оболочек, а также о дифференциации географической оболочки, различиях в ней. Поэтому физико-географические понятия связаны между собой и логически, и по географическому содержанию. Отсюда вытекает вторая особенность усвоения географических понятий — они усваиваются в системе, в связи друг с другом. В географической науке и соответствующей ей системе школьной географии существует систе­ма фундаментальных, наиболее общих понятий, взаимосвязан­ных между собой. К их числу относятся «природно-территориальный комплекс», «географическая оболочка», «компонент природы» и др. Планируя усвоение понятия школьниками, нужно уплывать его содержание, отобрать те опорные знания, повторение которых необходимо в первую очередь, наметить понятия, связь с которыми будет предусмотрена в последующем.

Еще одна особенность усвоения географических понятий заключается в том, что они усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса. Не менее важно, что процесс усвоения понятий управляем, он происходит под руководством учителя, а качество усвоения зависит от выбранной учителем методики. С помощью програм­мы и учебника учитель отбирает понятия, определяет последовательность их усвоения, способы закрепления и применения на практике, намечает этапы выполнения практических работ и т. д.

Географические понятия, как и другие знания, в процессе обучения постепенно развиваются. Это развитие идет в основном направлении — от общих понятий к их конкретизации, подтверждения примерами, практическими действиями и т. п. Этот путь типичен для курсов географии. Как видно, в начале многих курсов географии рассматриваются наиболее общие понятия, с опорой на которые строится дальнейшее обучение.

С учетом сказанного для уроков географии наиболее характерны два пути формирования географических понятий — индуктивный и дедуктивный. Выбор этих путей определяется рядом условий:

1. Возможностью ознакомления учащихся с местными объектами и явлениями, что позволяет формировать понятия на местном материале и, следовательно, индуктивным путем (понятия о природном районе и др.).

2.Содержанием знаний. Абстрактные, наиболее теоретические понятия усваиваются, как правило, при дедуктивном пути формирования. Их содержание чаще всего раскрывает учитель.

3.Уровнем развития познавательных способностей школьников (умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки). Дедуктивный путь предъявляет более высокие требования к абстрагирующей деятельности учащихся, а индуктивный предполагает умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

4.Учебным временем. Индуктивный путь обычно требует значительного количества времени.

Для индуктивного пути формирования и усвоения понятий характерна такая последовательность деятельности учителя и учащихся: а) наблюдение объектов и явлений и определение их особенностей; б) сопоставление особенностей и выделение среди них главных, существенных особенностей, которые будут рассматриваться как существенные признаки понятия; в) обобщение главных особенностей и формулирование определения понятия; г) работа с определением понятия, в котором можно выделить путем анализа родовое слово, существенные признаки, последовательность их изложения; д) применение нового понятия на практике, его связь с уже усвоенными.

Индуктивный путь целесообразен для усвоения школьниками свойств предметов и явлений путем их непосредственного на­блюдения. По он не может обеспечить решение главных задач обучения — овладение закономерностями, причинно-следственными связями, зависимостями.

Поэтому основным является дедуктивный путь усвоения и формирования понятий. Он сближает школьную географию с методами научного познания, приучает школьников к теоретическому анализу учебного материала. При дедуктивном пути учитель вначале дает определение понятия, затем организует работу над усвоением его признаков и связей, раскрывающих особенно­сти процесса образования или изменения объекта, явления. Далее осуществляется закрепление признаков и связей, устанавливаются связи с другими понятиями.

Понятие можно считать усвоенным, если ученик: 1) знает его определение (если понятие общее) и содержание, т. е. существен­ные признаки, связи и отношения между признаками; 2) имеет образное представление об изучаемом географическом объекте или явлении; 3) умеет самостоятельно применить понятие при решении учебных задач.

Поэтому, чтобы обеспечить усвоение понятия, необходимо направить деятельность школьников на их выделение, анализ его признаков. Такая деятельность предполагает умение наблюдать, находить в объектах и явлениях существенные и несуществен­ные признаки, сравнивать и группировать их. Нужны экскурсии, практические работы на местности.

В усвоении географических понятий большую роль играют определения. Они раскрывают самые общие признаки объектов и явлений, отношения между ними. Определение лучше воспри­нимается, если сделать его объектом специального анализа или связать с наглядной основой (например, определение понятий "речная долина", "пойма", "русло", "дельта"' и др.).

Чтобы научить школьников самостоятельно применять поня­тия, используются типовые (репродуктивный метод) и творчес­кие или проблемные задания (частично-поисковый и исследова­тельский метод).

Наши рекомендации