Оценка уровня концентрации на товарном рынке
Уровень концентрации на товарных рынках определяется с помощью большой системы коэффициентов, среди которых наиболее часто в практической деятельности используются следующие:
1. Коэффициент концентрации
2. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана
3. Коэффициент относительной концентрации
Коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке.
Он определяется как сумма рыночных долей n крупнейших продавцов рынка:
где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента.
СR(3) = 66,3+17,4+8,2 = 89,9 % (36.6,Ваша аптека, АВС)
CR(4) = 89,9+ 5,8 = 95,7 % (36.6,Ваша аптека, АВС, Старый Лекарь)
CR(5) = 95,7 + 2,1 = 97,8 % 36.6,Ваша аптека, АВС, Старый Лекарь, Ладушка)
Обобщающим показателем уровня монополизации, учитывающим численность предприятий, неравенство их положения на рынке, является коэффициент Гефиндаля-Гиршмана. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана – это сумма квадратов рыночных долей конкурентов, действующих на рынке.
где si – доля i-ой фирмы на рынке; n – общее число фирм на рынке.
Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и слабее рыночная власть отдельных фирм на рынке. В соответствии с различными значениями коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынков по степени концентрации, приведены в таблице 5.
Типы товарных рынков по степени концентрации
Таблица 5
Высококонцентрированный рынок | 70%<CR3<100% 2000< HHI <10000 | 80%<CR4<100% 1800< HHI <10000 |
Умеренно концентрированный рынок | 45%<CR3<70% 1000< HHI <2000 | 45%<CR4<80% 1000< HHI <1800 |
Низкоконцентрированный рынок | CR3<45% HHI <1000 | CR4<45% HHI <1000 |
HHI = 2,12+8,22+66,32+17,42+5,82=4803,74
Рынок ВЫСОКО КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ
Коэффициент относительной концентрации (К). Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:
где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %
α – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции, %.
При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К≤1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.
Данный показатель обладает существенными преимуществами, выгодно отличающими его от предыдущего индекса, так как учитываются рыночные доли крупнейших предприятий и число предприятий, работающих на рынке. В тоже время до сих пор нерешённой остаётся проблема определения числа крупнейших предприятий, включаемых в этот индекс. Для большей определённости при расчете данного показателя в расчет надо брать показатели трех крупнейших предприятий.
В результате оценки уровня концентрации, необходимо определить, к какому типу рынка относиться исследуемый товарный рынок.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ.
ВЫВОД: в ходе проведенного исследования, при расчете коэффициента Герфендаля-Гиршмана, выявлено, что в данном случае рынок высококонцентрированный, т.к. 2000< 4803,74<10000.