Психогенетические исследования темперамента

Темперамент представляет собой формально-динамическую составляющую индивидуальности, т.е. он характеризует человека со стороны динамических особенностей: темпа, быстроты, ритма, интенсивности психических процессов и состояний, ничего не говоря о содержательной стороне деятельности.

Свойства темперамента "формальны", поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются "динамическими", поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Основные особенности темперамента следующие:

1. Формально-динамический характер, или стиль, поведения.

2. Связь с биологическими подструктурами.

3. Генетическая обусловленность.

4. Проявление в раннем детстве.

5. Онтогенетическая стабильность.

6. Проявление в широком классе ситуаций.

7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.

Обсуждая биологические основания темперамента, многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетически обусловленными или, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическими особенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом.

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых дней жизни. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени. И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, лёгкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми.

Непосредственное влияние свойств темперамента на особенности поведения человека изменяется с возрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого изменения отчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, проведённое Александром Томасом и Стеллой Чесе, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастные изменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцев жизни до 30 лет.

Было показано, что свойства темперамента в значительной степени определяют психологический статус ребёнка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, непосредственно влияя и на уровень адаптации ребёнка к постоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых для ребёнка условиях, прежде всего на первых этапах школьного обучения. Начиная с 10-12 лет основную роль начинают играть не столько свойства темперамента как таковые, сколько так называемые вторичные свойства, то есть свойства, сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например, низкая общительность ребёнка и застенчивость, заставляющая его избегать ситуаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести к несформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрасте основной причиной неудач при общении с другими людьми.

Однако влияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и даже во взрослом возрасте обнаруживаются связи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольном возрасте. Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию. Например, такая сторона темперамента, как общительность, более определённо проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомыми людьми, чем при общении со своими близкими. Общаясь с друзьями, даже самые застенчивые и некоммуникабельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаются от тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстро принять решение, справиться с проблемой в условиях дефицита времени уровень эмоциональности человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации. Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответить на вопросы, которые в спокойной ситуации не вызвали бы у них ни малейшего затруднения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна для окружающих.

В начале 60-х годов XX века в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследование темперамента. Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности свойств темперамента, выделенных в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, было проведено норвежским психологом А. Торгерсен. Она сформировала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ- и ДЗ-близнецов на протяжении 15 лет. Полученные данные показывают, что внутрипарные различия МЗ-близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗ-близнецов. Для одних свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ небольшая, для других — значительная и увеличивается с возрастом. Кроме того, по большинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ-близнецами имеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего не происходит у ДЗ-близнецов. То есть эти данные свидетельствуют о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента.

Американские исследователи А. Басе и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность. Для оценки этих свойств темперамента исследователи разработали опросники для разных возрастных групп.

При сравнении внутрипарного сходства МЗ- и ДЗ-близнецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ-близнецов и очень низкое — ДЗ-близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение (табл. 11.1).

При изучении темперамента взрослых чаще всего использовалась концепция темперамента Г. Айзенка и его тест темперамента. В рамках этой концепции выделяются 3 темпераментальные черты: 1) экстраверсия / интроверсия, 2) нейротизм (эмоциональная устойчивость / эмоциональная неустойчивость), 3) психотизм. Обобщённые оценки наследуемости, полученные объединением различных близнецовых работ, дают около 40% генетической вариативности для экстраверсии. Для нейротизма коэффициент наследуемости — около 30 %. Для психотизма получены противоречивые данные, некоторые авторы обнаруживают вклад генетических факторов, равный 40%, другие отмечают только средовые влияния.

Таблица 11.1. Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых А. Бассом и Р. Пломином

Психогенетические исследования темперамента - student2.ru

Таким образом, многие динамические характеристики поведения человека формируются под большим или меньшим влиянием факторов наследственности, причём это влияние обнаруживается уже на первом году жизни.

http://pidruchniki.com/1671011563254/psihologiya/pcixogehetika_tempepamehta_mezhpolushaphoy_acimmetpii

Наши рекомендации