Решение ситуационных задач на взаимодействие аллелъных генов человека.

ЗАДАЧА 1.Редкий ген - авызывает у человека наследственную анофталмию (отсутствие глазных яблок). Аллельный ген - А обусловливает нормальное развитие глаз. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по гену А. Определить расщепление признака в потомстве по генотипу и фенотипу.

ЗАДАЧА 2.Талассемия наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак. У гомозигот заболевание заканчивается смертельным исходом в 90-95% случаев, у гетерозигот проходит в относительно легкой форме.

а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает легкой формой талассемии, а другой нормален в отношении анализируемого признака?

б) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя страдают легкой формой талассемии?

ЗАДАЧА 3. Мать со II (А) группой крови имеет ребенка с I (О) группой крови. Установить возможные генотипы крови отца.

ЗАДАЧА 4. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группы, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и IV группы. Определить, кто чей сын.

ЗАДАЧА 5. Родители имеют II и IV группы крови. У них родился ребенок с I группой крови и больной серповидноклеточной анемией (наследование аутосомное с неполным доминированием). Определить вероятность рождения больных детей с IV группой крови.

ЗАДАЧА 6. По данным шведских генетиков (К. Штерн) некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом у гомозигот пенетрантность равна 100%, у гетерозигот - 20%.

а) Определить вероятность заболевания детей в семье, где один из супругов гетерозиготен, а другой нормален в отношении анализируемого признака.

б) Определить вероятность заболевания детей от брака двух гетерозиготных родителей.

ЗАДАЧА 7. Ангиоматоз сетчатой оболочки наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 50%.Определить вероятность заболевания детей в семье, где оба родителя являются гетерозиготными носителями ангиоматоза.

ЗАДАЧА 8. Пельгеровская аномалия сегментированных ядер лейкоцитов наследуется как аутосомный не полностью доминирующий признак. У гомозигот сегментация ядер отсутствует полностью, у гетерозигот она необычная. Определить характер ядра сегмента - ядерных лейкоцитов у детей в семье, где у одного из супругов ядра лейкоцитов несегментированные, а у другого нормальные.

ЗАДАЧА 9. Акаталазия обусловлена редким аутосомным рецессивным геном. У гетерозигот активность каталазы несколько понижена. Определить вероятные фенотипы детей в семье, где один из супругов страдает акаталазией, а другой имеет лишь пониженную активность каталазы.

ЗАДАЧА 10. У мальчика I (А) группа крови, у его сестры IV (АВ). Определить группы крови родителей.

ЗАДАЧА 11. У троих детей в семье группы крови А, В и О. Какие группы крови могут быть у родителей

Формы исходного и заключительного контроля знаний.

Тестовый контроль, устный опрос, контрольная ситуационная задача.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Ярыгин В.Н. Биология. 2004, кн. I стр. 223-225.

2. Ярыгин В.Н. Биология. 1984, стр. 87-90.

3. Слюсарев А.А., Жукова С.Н., Биология 1987, стр. 75-76,97-98.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бочков Н.П., Медицинская генетика. - М.: Медицина 1984.

2. Дубинин Н.П. Общая генетика. - М.: Наука 1986.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№ 5

ТЕМА:ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ.

Наследование признаков в определенной степени зависит от взаимодействия неаллельных генов в генотипе. Различные комбинации генов обеспечивают появление новых признаков или их вариантов, исчезновение признаков и изменение их в ряду поколений. При независимом наследовании возможны такие виды взаимодействия генов как комплементарность, эпистаз и гипостаз, полимерия, при сцепленном наследовании - наследование системы резус. Известен эффект плейотропного действия генов.

Указанные виды межаллельных взаимодействий имеют отношение к наследственности человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучение видов взаимодействия неаллельных генов в детерминации признаков, проявление плейотропности, генокопий и фенокопий } наследственности человека. Студент должен знать:

  1. Виды взаимодействия неаллельных генов.
  2. Генетические основы формирования и наследования групп крови системы - резус у человека.
  3. Значение проявления плейотропности генов в генотипе человека.

Студент должен уметь:

1. Анализировать результаты наследования признаков при неаллельных межгенных взаимодействий.

2. Моделировать наследование резус-фактора и плейотропность генов у человека.

Наши рекомендации