Решение ситуационных задач на взаимодействие аллелъных генов человека.
ЗАДАЧА 1.Редкий ген - авызывает у человека наследственную анофталмию (отсутствие глазных яблок). Аллельный ген - А обусловливает нормальное развитие глаз. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по гену А. Определить расщепление признака в потомстве по генотипу и фенотипу.
ЗАДАЧА 2.Талассемия наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак. У гомозигот заболевание заканчивается смертельным исходом в 90-95% случаев, у гетерозигот проходит в относительно легкой форме.
а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из супругов страдает легкой формой талассемии, а другой нормален в отношении анализируемого признака?
б) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя страдают легкой формой талассемии?
ЗАДАЧА 3. Мать со II (А) группой крови имеет ребенка с I (О) группой крови. Установить возможные генотипы крови отца.
ЗАДАЧА 4. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группы, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и IV группы. Определить, кто чей сын.
ЗАДАЧА 5. Родители имеют II и IV группы крови. У них родился ребенок с I группой крови и больной серповидноклеточной анемией (наследование аутосомное с неполным доминированием). Определить вероятность рождения больных детей с IV группой крови.
ЗАДАЧА 6. По данным шведских генетиков (К. Штерн) некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом у гомозигот пенетрантность равна 100%, у гетерозигот - 20%.
а) Определить вероятность заболевания детей в семье, где один из супругов гетерозиготен, а другой нормален в отношении анализируемого признака.
б) Определить вероятность заболевания детей от брака двух гетерозиготных родителей.
ЗАДАЧА 7. Ангиоматоз сетчатой оболочки наследуется как доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 50%.Определить вероятность заболевания детей в семье, где оба родителя являются гетерозиготными носителями ангиоматоза.
ЗАДАЧА 8. Пельгеровская аномалия сегментированных ядер лейкоцитов наследуется как аутосомный не полностью доминирующий признак. У гомозигот сегментация ядер отсутствует полностью, у гетерозигот она необычная. Определить характер ядра сегмента - ядерных лейкоцитов у детей в семье, где у одного из супругов ядра лейкоцитов несегментированные, а у другого нормальные.
ЗАДАЧА 9. Акаталазия обусловлена редким аутосомным рецессивным геном. У гетерозигот активность каталазы несколько понижена. Определить вероятные фенотипы детей в семье, где один из супругов страдает акаталазией, а другой имеет лишь пониженную активность каталазы.
ЗАДАЧА 10. У мальчика I (А) группа крови, у его сестры IV (АВ). Определить группы крови родителей.
ЗАДАЧА 11. У троих детей в семье группы крови А, В и О. Какие группы крови могут быть у родителей
Формы исходного и заключительного контроля знаний.
Тестовый контроль, устный опрос, контрольная ситуационная задача.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Ярыгин В.Н. Биология. 2004, кн. I стр. 223-225.
2. Ярыгин В.Н. Биология. 1984, стр. 87-90.
3. Слюсарев А.А., Жукова С.Н., Биология 1987, стр. 75-76,97-98.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Бочков Н.П., Медицинская генетика. - М.: Медицина 1984.
2. Дубинин Н.П. Общая генетика. - М.: Наука 1986.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№ 5
ТЕМА:ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ.
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ.
Наследование признаков в определенной степени зависит от взаимодействия неаллельных генов в генотипе. Различные комбинации генов обеспечивают появление новых признаков или их вариантов, исчезновение признаков и изменение их в ряду поколений. При независимом наследовании возможны такие виды взаимодействия генов как комплементарность, эпистаз и гипостаз, полимерия, при сцепленном наследовании - наследование системы резус. Известен эффект плейотропного действия генов.
Указанные виды межаллельных взаимодействий имеют отношение к наследственности человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучение видов взаимодействия неаллельных генов в детерминации признаков, проявление плейотропности, генокопий и фенокопий } наследственности человека. Студент должен знать:
- Виды взаимодействия неаллельных генов.
- Генетические основы формирования и наследования групп крови системы - резус у человека.
- Значение проявления плейотропности генов в генотипе человека.
Студент должен уметь:
1. Анализировать результаты наследования признаков при неаллельных межгенных взаимодействий.
2. Моделировать наследование резус-фактора и плейотропность генов у человека.