Aabb : laaBB : 2aaBb : laabb
Анализ дигибридного скрещивания показывает, что сохраняет силу закон расщепления признаков. Действительно, отношение количества растений с желтыми и зелеными семенами составляет 12:4 или 3:1, с гладкими и морщинистыми семенами также 12:4 или 3:1.
Результаты дигибридного скрещивания иллюстрируют проявления закона независимого наследования или II закона Менделя.
Примеры решения ситуационных задач на независимое наследование
признаков.
ЗАДАЧА 1. У мухи дрозофилы нормальные крылья доминируют над зачаточными, нормальное развитие глаз над безглазием.
а) Безглазая муха с нормальными крыльями скрещена с мухой с нормальными глазами и зачаточными крыльями. Определить генотипы и фенотипы потомства.
3 части - безглазые мухи с нормальными крыльями
1 часть - безглазые мухи с зачаточными крыльями.
в) При скрещивании мух с нормальными глазами и крыльями получено потомство:
3/8 - нормальные глаза и крылья
3/8 - безглазые с нормальными крыльями
1/8 — нормальные глаза и зачаточные крылья
1/8 - безглазые и зачаточные крылья
Определить генотипы родителей:
Такое расщепление признаков возможно, если родителей имеют генотипы: АаСс и ааСс.
Примеры решения ситуационных задач с проявлением независимого наследования у человека.
Определение фенотипа и генотипа детей по генотипу родителей.
ЗАДАЧА 2. У человека ген карих глаз доминирует над голубыми, а правшество над левшеством.
Какими будут дети в браке, где мужчина голубоглазый левша, а женщина гетерозиготная кареглазая правша.
Определение генотипа родителей по фенотипу детей.
ЗАДАЧА 3. Голубоглазый правша женился на кареглазой левше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определить генотипы родителей.
Проанализировав ситуацию, можно предположить, что генотип ребенка кареглазого левши может быть только Aabb, так как в генотипе отца нет доминантного гена А, а генотип голубоглазого правши только ааВЬ, так как. в генотипе матери нет доминантного гена В. Таким образом, родители должны иметь генотипы: мать - ааВЪ, отец -Aabb.
Определение вероятности рождения детей с генетически обусловленными
Признаками.
ЗАДАЧА 4. У человека нормальный слух доминирует над глухонемотой, вьющиеся волосы над прямыми.
Глухонемой с вьющимися волосами мужчина, мать которого имела прямые волосы, вступил в брак с женщиной, гетерозиготной по слуху и прямыми волосами. Какова вероятность рождения глухонемого ребенка с вьющимися волосами в этом браке?
Вероятность рождения глухонемого реоенка с вьющимися волосами - 25%
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Самостоятельная работа студентов.
Решение ситуационных задач на независимое наследование признаков. При решении задач такого типа необходимо предварительно изучить сводную таблицу общих закономерностей наследования признаков.
Таблица 1. Общие закономерности наследования признаков.
ЗАДАЧА 1. Сколько типов гамет образуют организмы:
а) с генотипом ААВВ
б) с генотипом АаВв
в) с генотипом Аавв
г) с генотипом ааВВ
ЗАДАЧА 2. У дрозофилы серый цвет тела (В) доминирует над черным (в), красный цвет глаз (S) доминирует над цветом сепии (s), нормальные крылья (V) над изогнутыми (v). Какие типы гамет образует дрозофилы: а) с серым телом и красным глазами, б) с черным телом и глазами цвета сепии, в) с серым телом с красными глазами и нормальными крыльями
ЗАДАЧА 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания особей гетерозиготных по обоим признакам?
ЗАДАЧА4. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым. Гены находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей?
ЗАДАЧА 5.У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным геном. Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать его страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой паре генов они нормальные?
ЗАДАЧА6. У человека имеется две формы глухонемоты, которая определяется рецессивными генами. Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты, а по другой форме глухонемоты они гетерозиготны.
ЗАДАЧА 7. Если отец глухонемой (рецессивный признак) с белым локоном надо лбом (доминантный признак), мать здорова и не имеет белой пряди, а ребенок родится глухонемой и с белым локоном, можно ли сказать, что он унаследовал признаки у отца?
ЗАДАЧА 8. Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют курчавые волосы и веснушки. Определить генотипы родителей и детей?
ЗАДАЧА9. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным геном, другая — рецессивным геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?
ЗАДАЧА 10. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трем парам генов?
ЗАДАЧА 11. у человека альбинизм наследуется как рецессивный признак, а правшевство как доминантный. Гены обоих пар находятся в различных хромосомах. Леворукий альбинос вступил в брак с гетерозиготной по обоим признакам женщиной. Какое потомство ожидается от этого брака?
ЗАДАЧА 12. у человека синдактилия доминирует над нормальным строением кисти, а нормальное зрение над дальтонизмом. Гены обоих пар находятся в разных хромосомах. Мужчина, гетерозиготный по обоим парам признаков вступает в брак с женщиной имеющей нормальное строение кисти и нормальное зрение. Какое потомство ожидается от этого брака?
ЗАДАЧА 13. Голубоглазый (рецессивный признак) правша (доминантный признак) женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определить вероятность рождения в этой семье голубоглазых левшей.
ЗАДАЧА 14. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдающие фенилкетонурией, но сами они здоровы. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией. Определить генотипы родителей и детей, и вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.
ЗАДАЧА 15. У человека антигены групп крови системы АВО детерминированы генами J0 (рецессивный признак), JA и JB (доминантный признак), резус - антигены Rh* и Rh" аллельными генами D и d, группы MN антигенами Г и JN. Генотип матери f J° JM JN Dd, отца JB JB JM JN D и d Dd. Какие сочетания генов возможны у их детей?
Контроль исходного и заключительного уровня знаний студентов:
Тестовый контроль, устный опрос, контрольная ситуационная задача.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
Г. Ярыгин В.Н. Биология, 2004. Кн. 1. Стр.228-230
2. Ярыгин В.Н. Биология, 1984. Стр.82-83
3. Слюсарев А.А., Жукова СВ. Биология, 1987. Стр.73-75
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Бочков Н.П., Захаров А.Ф, Иванов В.И. Медицинская генетика - М. : Наука, 1986
2. Дубинин Н.П. Общая генетика. -М.: Медицина, 1986.
3. Пехов А.П. Биология и общая генетика. -М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1993.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ.
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ.
Сложные межгенные взаимодействия в генотипе оказывают существенное влияние на фенотипическое проявление признаков. Фенотип есть результат взаимодействия генотипа и факторами среды, аддитивность которых влияет на формировании признаков. Эти явления имеют важное значение и для наследственности человека, так как от них зависит индивидуальное проявление наследственных признаков, особенности индивидуального проявления патологических генов, гетерогенность наследственной патологии.
Генотип следует рассматривать как единую сложившуюся систему генов, в котором межгенные взаимодействия проявляются на уровне продуктов деятельности генов и зависят от действия окружающей среды.
Для наследственности человека значительный интерес представляют такие формы взаимодействия одной аллельной пары генов как полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, пенетрантность и экспресссивность
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Изучение видов взаимодействия аллельных генов в генотипе, влияющих на реализацию генетической информации в признаки, в том числе в детерминации наследственных признаков у человека.
Студент должен знать:
- Виды взаимодействия аллельных генов в генотипе.
- Генетические основы формирования и наследования групп крови системы АВО у человека.
- Количественные показатели проявления генов в признаки и значения пенетрантности и экспрессивности в наследственности человека.
Студент должен уметь:
1. Моделировать аллельные взаимодействия генов в детерминации признаков у человека.