Генетические модели трансмиссии снч и результаты анализа сцепления
Попытки тестировать генетические гипотезы о типе наследования СНЧ не дали согласованных результатов. Анализ данных, собранных в исследовании семей 54 детей, страдающих СНЧ, привел к предположению, что СНЧ передается по сцепленному с полом рецессивному
Конец страницы №415
Начало страницы №416
типу наследования [421]. Другое исследование 65 семей детей-дислекси-ков привело к заключению, что наиболее вероятный тип наследования — аутосомно-доминантный с частичными половыми ограничениями [457]. Авторы еще одного исследования [332] использовали сегрегационный анализ данных, собранных в семьях 133 детей-дис-лексиков. Они разбили выборку на три подгруппы: семьи пробандов-мальчиков, семьи пробандов-девочек и Семьи детей, страдающих тяжелыми формами Д, и провели сегрегационный анализ для каждой из них. Ни одна из приведенных гипотез не подтвердилась. В результате авторы пришли к предположению о том, что СНЧ — расстройство генетически гетерогенное.
В семьях с высокой концентрацией дислексиков был применен метод анализа сцепления в надежде определить место в геноме человека, где находится ген Д. Исследователи целенаправленно отобрали семьи с высокой частотой СНЧ, чтобы минимизировать гетерогенность исследуемого фенотипа. Результаты показали сцепление между исследуемыми признаками и гетероморфным участком хромосомы 15 [281]. Однако даже в таких, специально отобранных семьях были получены свидетельства о гетерогенности СНЧ. Так, в одной родословной тип Д, передающийся по наследству, не был сцеплен с предполагаемым участком хромосомы 15, т.е. этиологически этот тип Дотличался от ее типов в других семьях.
Недавние исследования, проведенные с использованием большого количества семей дислексиков двумя независимыми группами [229, 281], дали результаты, также позволяющие предполагать существование связей между фенотипом СНЧ и генетическими маркёрами на хромосоме 15. Кроме того, были найдены новые, хотя и недостаточно убедительные, свидетельства сцепления СНЧ и маркёров на хромосомах 6, 13 и 14. Хотя основной вывод из этих работ заключается в необходимости дополнительных исследований, наличие пусть даже недостаточно убедительных пока свидетельств сцепления является серьезным аргументом в защиту гипотезы наследственного характера СНЧ.
Как уже отмечалось, одна из серьезных проблем, возникающих на пути исследователя генетики психических нарушений, заключается именно в гетерогенности исследуемых признаков. Исследуя эту гетерогенность, ученые выдвинули гипотезу, согласно которой в различных семьях наследуются различные типы Д.
Например, в одном из исследований [281] изучалась 21 семья с высокой плотностью СНЧ. Авторы классифицировали членов семьи, принявших участие в исследовании, как:
О дислексиков преимущественно аудиторных, если история болезни и результаты тестирования свидетельствовали о фонетических ошибках, ошибках правописания и серьезных пунктуационных ошибках;
□ дислексиков преимущественно визуальных, если анализ и результаты тестирования обнаруживали ошибки правописания при отсутствии
Конец страницы №416
Начало страницы №417
пунктуационных ошибок и повышенную сложность в усвоении материала при использовании письменного или визуального способов его представления;
а дислексиков смешанного типа, если члены семьи подходили под характеристики обоих предыдущих типов.
В результате 11 пробандов были классифицированы как визуально-пре-доминантные и 3 — как смешанные дислексики. Большинство исследованных родственников имели те же типы СНЧ, что и пробанды из их семей, подтверждая, таким образом, гипотезу о том, что фенотипические разновидности СНЧ отражают независимые семейные генетические предрасположенности.
Были найдены и другие свидетельства того, что разные типы Д передаются по наследству в разных семьях [286 и др.]. Так, например, семьи, у которых отмечено сцепление с маркёрами на 15-й хромосоме, характеризуются языково-процессуальным дефицитом, но обнаруживают хорошие визуально-пространственные навыки. Напротив, семьи, в которых сцепление с этим маркёром не обнаружено, характеризовались наличием визуально-пространственных проблем.
НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ СРЕДИ ПРОБАНДОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА: ГЕНЫ ИЛИ СРЕДА?
Несмотря на то что новейшие исследования не подтверждают предыдущие сведения о половых различиях в частоте встречаемости Д, многие ученые и педагоги по-прежнему верят в то, что большинство индивидуумов, страдающих СНЧ, — мальчики и мужчины. Несколько исследователей высказали предположение, что СНЧ может представлять собой признак с так называемым зависимым от пола порогом, определяющим выраженность этой черты [231, 286]. Если генетический механизм признака определяет его дифференциальную выраженность у представителей разных полов, то риск для родственников должен зависеть от пола пробанда. Однако исследования не обнаружили такой закономерности.
Если половые различия по частоте встречаемости Д не связаны с генетической передачей СНЧ, то можно предположить, что есть несколько других причин, приводящих к их существованию. Во-первых, социальная и школьная среда может быть менее требовательна к девочкам, что, в результате, может привести к «смягченное™» фенотипа (несмотря на наличие генетической предрасположенности) у представителей женского пола. В случае если это предположение правильно, мы должны наблюдать различия в конкордантности у монозиготных близнецов мужского и женского пола. Однако было показано [188], что конкордантность для девочек и мальчиков составляет 84 и 83% соответственно. Следовательно, полностью объяснить половые различия в частоте Д средовые влияния не могут.
Другое объяснение половых различий может вытекать из предположения, что процесс полового созревания и взросления у мальчиков
Конец страницы №417
Начало страницы №418
и девочек по-разному взаимодействует с генетической предрасположенностью к Д. Предположительно характеристики этого взаимодействия приводят к развитию у мальчиков более серьезных проблем, чем у девочек.
* * *
Итак, результаты близнецовых и семейных исследований аутизма подтверждают сформулированную ранее гипотезу о его преимущественно генетической этиологии. Кроме того, они позволяют сделать несколько заключений, смысл которых выходит за пределы простой констатации генетических влияний на этот фенотип. Во-первых, несмотря на то что предрасположенность к А имеет коэффициент наследуемости 0,90, большая разница между конкордантностью МЗ по сравнению с ДЗ близнецами и родственниками первой и второй степени позволяет формулировать гипотезу о том, что это заболевание контролируется относительно небольшим количеством взаимодействующих генов. Во-вторых, небольшие осложнения беременности, зарегистрированные у матерей аутичных детей во время их вынашивания, представляют собой скорее всего результат вынашивания генетически аномального плода, а не отражение средового фактора риска. В-третьих, в рамках генетических исследований А была собрана информация, свидетельствующая в пользу необходимости реконцептуализа-ции как понятия частоты встречаемости А, так и клинической картины этого расстройства.
Данные близнецовых и семейных исследований синдрома гиперактивности и дефицита внимания однозначно указывают на существенный генетический вклад в формирование индивидуальных различий по этому признаку. Усредненная оценка коэффициента наследуемости СДВГ составляет примерно 70%.
Исследования убедительно показали, что и дислексия (специфическая неспособность к чтению) — признак, передающийся по наследству, и что частично развитие и проявление дислексии может быть объяснено генетическими влияниями. Однако, несмотря на разнообразие и количество тестированных моделей, путь генетической передачи Д все еще не определен. Авторы одной из наиболее широко распространенных гипотез предполагают аутосомно-доминантный способ передачи СНЧ, характеризующийся редуцированной и определяемой полом пе-нетрантностью. Проблемы, связанные с точной диагностикой, и возможная генетическая и этиологическая гетерогенность сильно осложняют формирование наших представлений о процессе формирования СНЧ. Психогенетические исследования, идущие параллельно с дефектологическими и психологическими, должны прояснить не только вопросы происхождения, но и определение Д и ее типов.
Конец страницы №418
Начало страницы №419
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты психогенетических исследований, проведенных разными методами (напомним, что они взаимно контролируют и дополняют друг друга), говорят о существовании первичной, «исходной», индивидуальности, задаваемой нашей наследственностью. Уникальность генотипа каждого человека, высокая индивидуализированность многих психологически значимых средовых факторов, ковариация и взаимодействие одного и другого — вот те силы, которые формируют бесконечное разнообразие людей. Необходимо помнить, что психогенетические данные говорят о причинах именно различий между людьми, т.е. о происхождении популяционной изменчивости (межиндивидуальной вариативности), и ее выводы не могут быть перенесены на оценки индивидуально-психологических особенностей конкретного человека.
Психологические признаки исследованы в психогенетике неравномерно: есть огромное число работ по интеллекту и несравненно меньшее — по отдельным когнитивным функциям, специальным способностям, моторике, психофизиологическим признакам. Весьма редки работы, построенные по логике трех уровней: генотип => морфофун-кциональный уровень => психика, хотя сама эта логика признается всеми исследователями.
Для оценки общих итогов воспользуемся извлечениями из обобщения, данного Р. Пломином и соавторами в учебнике «Генетика поведения» [363]. Суммируя результаты очень многих работ, выполненных методами близнецов, приемных детей и семейным, они приходят к следующим выводам.
Интеллект: по этой проблеме много работ, выполненных всеми тремя методами, h2 = 40—60%; с возрастом И2 увеличивается; имеется существенная генетическая преемственность этапов развития с детства до взрослости; общесемейная среда значима в детстве, но затем ее значение падает.
Специфические когнитивные способности: есть работы, выполненные всеми тремя методами, но их существенно меньше, чем по IQ; h2 ~ 30—50%; наследуемость вербальных и пространственных способностей, возможно, выше, чем мнемических; существуют генетичес-
Конец страницы №419
Начало страницы №420
кие корреляции между различными способностями; есть некоторые данные о влиянии общесемейной среды.
Креативность: больше всего близнецовых исследований; есть (но значительно меньше) семейные; метод приемных детей не использовался; h2- 25%; есть основания предполагать, что при уравненном IQ генетические влияния в оценках креативности не обнаруживаются.
Академическая успешность: работ немного; они выполнены семейным и близнецовым методами; И2~ 50%; нет доказательств того, что одни тесты имеют большую наследуемость, чем другие, но есть генетические корреляции между ними; имеются некоторые свидетельства о влиянии общесемейной среды.
Личность: много работ, выполненных всеми тремя методами; А2= 40%; метод приемных детей дает меньшую генетическую вариативность, чем метод близнецов; мало доказательств того, что одни черты имеют большую наследуемость, чем другие; нет доказательств общесемейных влияний.
Оценки среды: исследованы всеми тремя методами, хотя в целом работ немного; показаны генетические влияния на большинство параметров семейной среды, за исключением контроля как стиля воспитания; большинство связей в системе «среда—поведение» опосредуются генетическими влияниями, т.е. генетически заданными индивидуальными особенностями субъектов этой системы.
К выводам Р. Пломина можно добавить (хотя пока работ немного), что есть доказательства достаточно выраженных генотипических влияний в вариативности нейро- и психофизиологических признаков: ЭЭГ, ВП разных модальностей и т.д. Все это говорит о существенной роли генотипа в формировании самых разных компонентов и уровней в структуре человеческой индивидуальности. «Генетические влияния в поведении так вездесущи и всепроникающи, что оправдано изменение в акцентах. Не спрашивай, что наследуемо; спрашивай, что не наследуется» [363, с. 401].
Однако мы и сейчас не имеем ответа на вопрос: что же в реальной жизни означает большая зависимость признака от генотипа? — Разные пределы возможностей (вспомним предельный темп, время опознания и т.д.)? Разную тренируемость? Меру первичной индивидуализированное™? Но тогда в чем должна заключаться, например, педагогическая идеология? Таких вопросов много, однако пока они остаются вне поля зрения исследователей, работающих в этой области.
Еще нет возможностей и для предсказаний относительно того, какие типы психологических характеристик должны иметь большую, а какие — меньшую генетическую компоненту. Иначе говоря, не сформулирована общая закономерность, следствия из которой были бы прогностичны и проверяемы. Реально генетика, используя надежные психодиагностические методики, ограничивает свои знания их диапазоном. Вместе с тем обязательная цель науки — не только описание
Конец страницы №420
Начало страницы №421
и объяснение, но и предсказание действительности. Поэтому одной из интереснейших задач психогенетики является поиск закономерностей, которым подчиняется динамика генотип-средовых соотношений (вспомним, например, их различия в изменчивости ВР при осознанном контроле и на уровне автоматизации двигательного навыка или изменения в структуре дисперсии параметров ВП при изменении семантики стимула и т.д.). Сегодня есть только основания для гипотез, но они есть и, значит, есть основания для работы именно в этих направлениях.
Особо стоит вопрос о возможностях перехода от популяционных характеристик к индивидуальному «диагнозу»: по-видимому, единственный путь его решения — поиск генетических маркёров, связанных с психологическими характеристиками. Цель этой очень трудной работы, которой заняты сейчас многие психогенетические лаборатории, — научиться определять вероятность развития того или иного признака у конкретного человека. Это — долгий путь, но имеющиеся сегодня успехи (хотя и относящиеся пока только к различным отклонениям от нормы) дают надежду на решение и этой задачи.
Психогенетические исследования позволяют решить многие вопросы, прямо не относящиеся к проблеме наследственности и среды. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений дает новые критерии для возрастной периодизации и выделения сензитивных, т.е. чувствительных к внешнему опыту, периодов развития; для понимания преемственности его этапов; для изучения происходящих в онтогенезе изменений внутренних механизмов психических функций и для решения многих других проблем.
Наконец, именно в логике психогенетических исследований наиболее продуктивно исследуются и средовые влияния, поскольку они позволяют контролировать вторую переменную — влияние наследственности. Все возрастающее количество работ, проведенных психогенетиками и посвященных анализу средовых переменных, подтверждает данный тезис.
Однако необходимо помнить, что все заключения психогенетики валидны настолько, насколько валидны используемые ею диагностические методы. И за это несут ответственность уже психологи.
Конец страницы №421
Начало страницы №422
ЛИТЕРАТУРА
1.Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
2. Аверина И. С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индиви
дуальных особенностях памяти школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983.
3. Александрова Н.И. Корреляционный анализ биоэлектрической активности
передних и задних областей головного мозга//Проблемы дифференциальной пси
хофизиологии/Под ред. В.Д. Небылицына. М., 1974. С. 112-144.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. T.I. М., 1980.
5. Анохин А.П. Генетические основы нейрофизиологических особенностей че-
ловека//Дубинин Н.П. (ред.). Успехи современной генетики. М., 1987. С. 206-231.
6. Анохин А.Л. Изменчивость и наследуемость нейродинамических характерис
тик индивидуальности человека (по данным ЭЭГ). Канд. дисс. М., 1987.
7. Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы
исследований. М., 1988.
8. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активно
сти. Владивосток, 1988.
9. Ауэрбах Ш. Генетика. М., 1968.
10. Бадалян Л. О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания
у детей//Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №3. С. 74-90.
11. Беляев Д.К., Бородин П.М. Влияние стресса на наследственность и изменчи
вость и его роль в эволюции//Эволюционная генетика. Л., 1982. С. 35-59.
12. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность//Фролов И.Т. (отв.ред.). Чело
век в системе наук. М., 1989. С. 155-164.
13. Беляев Д.К. и др. Общая биология (пособие для учителей). М., 1966.
14. Берншшейн Н.А. Физиология движений и активности. М., 1990.
15. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.
16. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М., 1982.
17. Блинков СМ. Общее анатомическое введение в нейропсихологию//Смир-
нов А.А., Лурия А.Р., Небылицын В.Д. (ред.). Естественно-научные основы психо
логии. М., 1978. С. 24-54.
18. БодалевА.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.
19. Бойко ЕМ. Время реакции человека. М., 1964.
20. Босик Л.Я. К вопросу о роли наследственности и среды в физиологии и
патологии детского возраста//Труды Медико-биологического института им. Горь
кого. Т. 3. 1934. С. 33-57.
21. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека//Фро-
лов И.Т. (отв.ред.). Человек в системе наук. М., 1989. С. 143—155.
22. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.П. Функциональная асимметрия человека . М., 1981.
23. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. 1897. Т. 22. 1898. Т. 50.
24. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. М., 1991.
БумсмаД., Ван Баал К. Лонгитюдное генетическое исследование показате
лей интеллекта у близнецов 5—7 лет//Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 117-127.
Конец страницы №422
Начало страницы №423
26. Буякова О.И. Выделение и анализ мозгоспецифических последовательнос
тей из библиотек кДНК разных отделов головного мозга человека. Автореф. дисс.
канд. биол.наук. М., 1992.
27. Вайнберг В.Н. Интеллект близнецов//Цейтлин А.Г. (ред.). Проблемы возрас
тной педагогики. М., 1930. С. 110-145.
28. Витвицкая Л.В. Сравнительный анализ функций генома в клетках мозга
при формировании адаптивного поведения у животных разного уровня онто- и
филогенеза. Автореф. дисс. докт. биол. наук. М., 1991.
29. Вольф К.Ф. Предметы размышлений в связи с теорией уродов. Л., 1973.
30. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функ-
ций//Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. М., 1982. С. 168-174.
31. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В Зт. М., 1983.
32. Гавриш Н.В., Малых СБ. Природа индивидуальных различий частотных ха
рактеристик альфа-диапазона ЭЭГ детей 6—8 лет//Журн. высш. нервн. деят. 1994.
Т. 44. Выл. I.C. 8-17.
33. Гавриш Н.В., Равич-Щербо И.В., Шибаровская Г.А., Шляхта Н.Ф. Индивиду
альная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и генотипическая обусловлен-
ность//Мозг и психическая деятельность. М., 1984. С. 125—137.
34. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988.
35. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М., 1996.
35а. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе/Под ред. СБ. Малыха. М., 1995.
36. Гилберт С. Биология развития. М., 1994. Т.2.
37. Гиляров М.С. (отв. ред.). Биологический энциклопедический словарь. М., 1996.
38. ГолдДж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990.
39. Горбачевская Н.Л. и др. Электроэнцефалографическое исследование детской
гиперактивности//Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 49—55.
40. Горбачевская Н.Л., Кожушко Л.Ф. Динамика формирования ЭЭГ у мальчи
ков и девочек школьного возраста (по данным 9-летнего наблюдения)//Журнал
невропатологии и психиатрии. 1990. Т. 90. № 8. С. 75.
41. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия.
М., 1995.
42. Григоренко Е.Л. Применение статистического метода моделирования с по
мощью структурных линейных уравнений в психологии: за и против//Вопросы
психологии. 1994. № 2. С. 30-55.
43. Григоренко ЕЛ. Генетический метод. Изучение роли наследственности и
среды в рамках квазнэксперимента//Корнилова Т.В. (ред.). Методы исследования в
психологии: квазиэксперимент. М., 1998. С. 76—108.
44. Григоренко ЕЛ., ЛаБуда М. Моделирование с помощью ЛИЗРЕЛА: генети
ческие и средовые компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку за
висимости—независимости от поля//Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 55—72.
45. Гурфинкель B.C., Левик Ю.С. Управление движением//Основы психофизио
логии/Александров Ю.И. (отв. ред.). М., 1997. С. 93-105.
46. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состо
яний. М., 1992.
47'. Доброхотова Т.П., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.
48. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных детей». М., 1993.
49. Дробинская А. О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об
этиопатогенезе)//Дефектология. 1996. № 5. С. 22-28.
50. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.
51. Дубинин П.П. Новое в современной генетике. М., 1986.
Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Сравнительно-популяционное исследование ге
нетических основ индивидуально-психологических различий//Психологический жур
нал. 1984. № 4. С. 95-108.
Конец страницы №423
Начало страницы №424
53. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей//Вопросы
психологии. 1991. № 1.
54. Думитрашку ТА., Марютина Т.М., Равич-Щербо И.В., Трубников В.И. Предик
торы индивидуальности ребенка в многодетной семье//Мир психологии. 1996. № 4.
С. 137-148.
55. Егорова М.С. Исследование темперамента в возрастной генетике поведе-
ния//Малых СБ. (ред.). Генетика поведения: количественный анализ психологи
ческих и психофизиологических признаков в онтогенезе. М., 1995. С. 59—71.
56. Егорова М.С, Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Возрастные изменения генотип-
средовых соотношений в показателях интеллекта//Малых СБ. (ред.). Генетика по
ведения: количественный анализ психологических и психофизиологических при
знаков в онтогенезе. М., 1995.
57. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio
Logos, 1995.
58. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
59. Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назначение реперту
арных личностных методик//Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследова
ния личности. М., 1987. С. 5-26.
60. Заваденко Н.Н., ПетрухинА.С, Соловьев О.И. Минимальные мозговые дис
функции у детей. М., 1997.
61. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и лечение
синдрома дефицита внимания у детей//Журнал неврологии и психиатрии. 1997.
№ 1.С. 57-61.
62. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы
мозга и психическая деятельность. М., 1984.
63. Ивошина Т.Г. Природа индивидуальных различий в нейрофизиологических
коррелятах зрительного восприятия. Канд. дисс. М., 1983.
64. Игнатьев MB. Определение генотипической и паратипической обуслов
ленности количественных признаков (при помощи близнецового метода)//Труды
Медико-биологического института. 1934. Т. 3. С. 18-33.
65. Искольдский Н.В. Влияние социально-психологических факторов на инди
видуальные особенности близнецов и их внутрипарное сходство по психологичес
ким параметрам. Канд. дисс. М., 1987.
66. Искольдский Н.В. Влияние внутрипарного взаимодействия близнецов на
оценку наследуемости некоторых психологических характеристик. Новые исследо
вания в психологии и возрастной физиологии. М., 1989.
67. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.
68. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
69. Канаев И.И. Близнецы. М., 1959.
70. Канаев И.И. О влиянии среды на развитие высшей нервной деятельности//
Природа. 1954. № 4. С. 107-110.
71. Канаев И.И. Френсис Гальтон. Л., 1972.
72. Кануников И.С., Ветошева В.И. Современные представления о психофизио
логической значимости /^„„//Физиология человека. 1988. Т. 14. № 14. С. 314—320.
73. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
74. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
75. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
76. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.
77. Кириакиди Э.Ф. Генотип-средовые соотношения виндивидуальности ре
бенка преддошкольного возраста. Канд. дисс. М., 1994.
78. Корнилова Т.В. Риск в мышлении как условие риска в действии//Управле-
ние риском. 1997. № 3. С. 21-28.
79. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.
Конец страницы №424
Начало страницы №425
80. Корочкин Л. И. Физиологическая и биохимическая феногенетика//Физио-
логическая генетика и генетика поведения. Л., 1981. С. 92-148.
81. Корочкин Л.И. Генетическая регуляция процессов нейрогенеза//Онтогенез.
1989. Т. 20. С. 593-606.
82. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
83. Коуэн У. Развитие мозга//Мозг/Под ред. П.В. Симонова. М., 1982.
84. Кочубей Б.И. Влияние генотипа и среды на формирование индивидуальных
особенностей ориентировочной реакции человека. Канд. дисс. М., 1983.
85. Краткий психологический словарь/Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.
М., 1985.
86. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения. М., 1984.
С. 198.
87. Крушинскш Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии.
М., 1960.
88. Крылов Д.Н. Роль наследственных факторов и факторов среды в изменчиво
сти нейрофизиологических показателей в онтогенезе//Физиология человека. 1981.
Т. 7. №5. С. 536-561.
89. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Нейрофизиологические особенности близне-
цов//Особенности развития близнецов/Г.К. Ушаков (ред.). М., 1977.
90. Лаак тер Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., 1996.
91. Лебединский М.С. Проблемы наследственности в психологии и метод близ-
нецов//Психология. 1932. № 1-2. С. 163-201.
92. Левит СТ. Человек как генетический объект и изучение близнецов как
метод антропогенетики//Медико-биологический журнал. 1930. № 4—5. С. 273—287.
93. Левит СТ. Некоторые итоги и перспективы близнецовых исследований//
Труды Медико-биологического института. Т. III. 1934. С. 5—17.
94.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.,
1993.
95. Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман-Кадошников П.Б. Медицинская генетика
для врачей. М., 1983.
96. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
97. Ломов Б.Ф., Равич-Щербо И.В. (ред.). Проблемы генетической психофизио
логии человека. М., 1978.
98. Лопатина Н.Г., Пономаренко В.В. Исследование генетических основ высшей
нервной деятельности//Физиология поведения. Нейробиологические закономер
ности. Руководство по физиологии/Под ред. А.С. Батуева. Л., 1987. С. 9-59.
99. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ре-
бенка//Вопросы психологии. 1962. № 3. С. 15—22.
100. Лурия А.Р., Миренова А.Н. Исследование экспериментального развития вос
приятия методом дифференциального обучения однояйцевых близнецов//Невро-
логия и генетика. 1936. С. 407-441.
101. Лурия А.Р., Миренова А.Н. Экспериментальное развитие конструктивной
деятельности. Дифференциальное обучение однояйцевых близнецов//Труды Ме
дико-биологического института. 1936. С. 18-32.
102.Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребен
ка. М., 1956.
103. Маккьюсик В. Генетика человека. М., 1967.
104. Малых СБ. Индивидуальные особенности потенциалов мозга, связанных
с движением, и роль генотипа в их формировании. Канд. дисс. М., 1986.
105. Малых СБ. Исследования генетической детерминации ЭЭГ человека//
Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 109-128.
106. Малых СБ., Егорова М.С, Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.
Марютина Т.М. Роль генотипа в изменчивости вызванных потенциалов
человека на разных этапах онтогенеза//Журн. высш. нервн. деят. 1993. № 4.
Конец страницы №425
Начало страницы №426
Марютииа Т.М. Психологические факторы как детерминанты генотип-
средовых соотношений //Психологический журнал. 1994. Т. XV.№ 2.
109. Марютина Т.М., Ивошина Т.Г. Проявления генотипической обусловленно
сти вызванных потенциалов человека при восприятии различных зрительных сти-
мулов//Журн. высш. нервн. деят. 1984. Т. 34. № 2.
ПО. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии//Дефектология. 1996. № 5. С. 3-10.
111. Матени-младший А. Генетические основы развития детей/Слободская Е.Р.
(ред.). Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых.
Новосибирск, 1994. С. 90-103.
112. Мертвецов Н.П. Гормональная регуляция экспрессии генов. М., 1986.
113. Мешкова ТА. Природа межиндивидуальных различий темповых характе-
ристикудетей 7-8 лет//Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 136—141.
114. Мешкова Т.А., Гавриш Н.В., Зырянова Н.М. Интенсивность мануальной асим
метрии как фактор межиндивидуальных различий в спектральных характеристи
ках ЭЭГ и показателях когнитивного развития/Малых СБ. (ред.). Генетика поведе
ния: количественный анализ психологических и психофизиологических призна
ков в онтогенезе. М., 1995. С. 156-176.
115. Миренова А.Н. Психомоторное обучение дошкольника и общее развитие//
Труды Медико-биологического института. Т. III. 1934. С. 86—104.
116. Миренова А.Н., Колбановский В.Н. Сравнительная оценка методов развития
комбинаторных функций у дошкольника//Труды Медико-биологического инсти
тута. Т. III. 1934. С. 105-118.
117. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966.
118. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных раз
личий. М., 1976.
119. Нейрохимия/И.П. Ашмарин, П.В. Стукалов (ред.). М., 1996.
120. Никитюк Б.А. Генетическая и социальная обусловленность развития дви
жений и двигательной активности//Соотношение биологического и социального
в человеке. М., 1975. С. 378-388.
121. Никифоровский В.А. Великие математики Бернулли. М., 1984.
122. Никольская О. С, Баевская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути по
мощи. М., 1997.
123. Ольшанникова А.Е., Александрова НИ. О надежности показателей двига
тельной реакции//Проблемы дифференциальной психофизиологии/Под ред.
В.Д. Небылицына. М., 1969. Т. 6. С. 253-266.
124. Орехова Е.В. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД): онто
генез и природа межиндивидуальных различий. Канд. дисс. М., 1996.
125. Петровский А.В. Запрет на комплексные исследования детства//Репресси-
рованная наука/Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991. Т. 1. С. 126-136.
126. Полетаева И.И., Романова Л.Г. Генетические аспекты поведения живот-
ных//Физиология человека и животных. Т. 42. М., 1990.
127. Пономарев Я.А. О так называемой биосоциальной проблеме//Соотноше-
ние биологического и социального в человеке/Под ред. В.М. Банщикова, Б.Ф. Ло
мова. М., 1975. С. 53-65.
128. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
129. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
130. Равич-Щербо И.В. Исследования по психогенетике человека//Вопросы
психологии. 1972. № 2. С. 178-187.
130а. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагнос-тики//Психологическая диагностика/Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
131. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984.
Конец страницы №426
Начало страницы №427
132.Роль среды инаследственности вформировании индивидуальности челове
ка/Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
133. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
134. Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии.
М., 1979.
135. Рычков Ю.Г. Генохронология исторических событий//Вопросы антрополо
гии. 1986. Вып. 77. С. 3-18; Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. (ред.). Антропология. Хрес
томатия. М., 1997. С. 183-193.
136. Рычков Ю.Г. История как фактор генетического развития народонаселе-
ния//Человек в системе наук/Фролов И.Т. (отв. ред.). М., 1989. С. 164—171.
137. Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости качественных
особенностей эмоциональности. Канд. дисс. М., 1982.
138. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.,
1985.
139.Системогенез ипроблемы генетики мозга/Под ред. Н.П. Дубинина. М., 1983.
140. Сойфер В.Н. Наука и власть: История разгрома генетики в СССР. М., 1989.
141. Соколов Е.И., Подачин В.П., Белова Е.В. Эмоциональное напряжение и ре
акции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.
142. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
143. Структурно-функциональная организация развивающегося мозт/Адриа-
нов О.С., ФарберДА. (отв. ред.). Л., 1990.
144.Талызина Н.Ф., Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Природа индивиду
альных различий: опыт исследования близнецовым методом. М., 1991.
145. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии
человека. М., 1979.
146. Теофраст. Характеры. Л., 1974.
147. Теплое Б.М. Избранные труды. В 2 т. Т. П. М., 1985.
148. Тимирязев К.А. Френсис Гальтон//Соч. Т. 8. М., 1939. С. 406-409.
149. Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популя
ции. М., 1973.
150. Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных
семей. Канд. дисс. М., 1997.
151. Трубников В.И. Прикладная математическая генетика психических болез
ней. Автореф. дисс. докт. биол. наук. М., 1992.
152. Тутунджян О.М. Проблема генезиса «развития личности» в трудах Рене
Заззо. «Проблемы личности». Материалы симпозиума. Т. 2, М., 1970.
153. Уильяме Р. Биохимическая индивидуальность. Основы генетотрофной кон
цепции. М., 1960.
154.Ушаков Г.К. (ред.). Особенности развития близнецов. М., 1977.
155. Ушинский К.Д. Человек как предмет познания. Опыт педагогической ант-
ропологии//Собр. соч. Т. 8. М., 1950.
156. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающе
гося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности)//Физиология
человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 17-27.
157. Физиологическая генетика игенетика поведения//Руководство по физио
логии. Л., 1981.
158. Филипченко Ю.А. Изменчивость и методы ее изучения. 4-е изд. Л., 1929.
159.Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы иподходы. В3 т.
М.,1989.
160. Фридрих В. Близнецы. М., 1985.
161.Фролов И.Т. Перспективы челове