Исследование вербального и невербального интеллекта

Следующим шагом в анализе интеллектуальных способностей стала попытка выяснить, нет ли закономерной динамики генотип-средо-вых соотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что невербальные, т.е. «свободные от влияния культуры», характеристики окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные.

Обобщения некоторых работ [322] показали, что устойчивых за­кономерностей здесь нет. В четырех работах одна и та же когнитивная способность (вербальная, пространственная и др.) могла занимать совсем разные ранговые места по выраженности генотипических вли­яний — от первого до четвертого места.

Те же результаты были получены при сопоставлении 10 исследо­ваний, включавших измерения первичных способностей по Терстону:

Конец страницы №232

Начало страницы №233

вербальных, пространственных, числовых. Однако авторы отмечают, что относительно большие различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов (и следовательно/больший коэффициент наследуемос­ти) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас и рассуждение.

Большая генетическая обусловленность вербальных тестов — факт неожиданный, но повторяющийся в разных работах. В работе Р. Пло-мина [355] суммированы некоторые данные [см. также 132]. В Норвеж­ском исследовании взрослых близнецов (по 40 пар МЗ и ДЗ близне­цов, тест Векслера) по вербальному IQ корреляция МЗ гт = 0,88, гдз= 0,42, откуда И2 = 2(0,88 — 0,42) = 0,92; по невербальному: гш = 0,79, гдз = 0,51, следовательно, И2 = 0,56. В шведском лонгитюд-ном исследовании близнецов 12 и 18 лет вербальные тесты обнаружи­ли большую генетическую обусловленность, чем невербальные в 18 лет (И2 = 0,70 и h2 = 0,50 соответственно), причем с возрастом наследуе­мость повышается особенно отчетливо именно для вербальных спо­собностей (с 0,20 в 12 лет до 0,70 в 18 лет).

В более раннем шведском исследовании [294], охватившем боль­шие группы МЗ (269 пар) и ДЗ близнецов (532 пары), результаты оказались теми же: наследуемость вербального интеллекта 0,34; не­вербального — 0,22. Хотя здесь в целом оценки наследуемости ниже обычно получаемых, все же вариативность вербальных способностей обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа.

Выяснилось также, что, вопреки ожиданиям, невербальные спо­собности более чувствительны к влияниям среды. Оригинальную экс­периментальную модель для проверки этого предположения исполь­зовала Е. Уилсон [цит. по: 132]. В тех семьях, в которых были и дети-близнецы, и их одиночнорожденные сиблинги, она образовала пары, состоящие только из сиблингов, и пары, состоящие из одного близ­неца и сиблинга.

Оказалось, что в парах сиблинг х сиблинг и МЗ близнец х сиб­линг сходство по общему и вербальному интеллекту примерно оди­наковое, а по невербальному — во втором типе пар ниже, чем в первом. Можно предположить, что причина этого кроется в специ­фической среде МЗ близнецов, поскольку количество общих генов у членов всех пар в среднем одинаково — 50%. Иными словами, невер­бальный интеллект более чувствителен к каким-то особенностям близ­нецовой среды.

Чем можно объяснить парадоксальный факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта, пока неясно. Возможно, прав А. Дженсен, полагая, что вес генетического компонента в вариативно­сти любого теста отражает удельный вес в этом тесте фактора «g», т.е. фактора общего интеллекта [296]. Эти исследования еще впереди.

Систематических исследований отдельных когнитивных функций — внимания, памяти и т.д. — практически нет, хотя они поддаются го-

Конец страницы №233

Начало страницы №234

раздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответствен­но, более адекватной диагностике. Это должно было бы сделать их более удобным объектом психогенетического изучения; однако ре­ально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в раз­личные тестовые батареи.

Тем не менее некоторые обобщения есть. Одно из них — в табл. 9.7.

Таблица 9.7

Средние внутрипарные корреляции, полученные в близнецовых исследо­ваниях специальных способностей [по: 132]

Специальные способности rмз rдз rмз -rдз h2 Количест­во исследо­ваний
Вербальная понятливость 0,78 0,59 0,19 0,38
Математические 0,78 0,59 0,19 0,38
Пространственные 0,65 0,41 0,23 0,46
представления          
Память 0,52 0,36 0,16 0,32
Логическое рассуждение 0,74 0,50 0,24 0,48
Беглость речи 0,67 0,52 0,15 0,30
Дивергентное мышление 0,61 0,50 0,11 0 22
Точность 0,70 0,47 0,23 0,46
Успешность в усвоении языка 0,81 0,58 0,23 0,46
Успешность в изучении 0,85 0,61 0,24 0,48
социальных дисциплин          
Успешность в изучении 0,79 0,64 0,15 0,30
естественных дисциплин          
Все способности 0,74 0,54 0.21 0,42

Наименьший коэффицент наследуемости — в изменчивости оце­нок дивергентного мышления — способности человека генерировать новые идеи, альтернативные решения проблем и т. д., т.е. способнос­ти, близкой к понятию творческости, креативности. Максимальное влияние генотипа — опять-таки в вербальном субтесте — способнос­ти к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и простран­ственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно велика (средовую изменчивость читатель может оценить в первом при­ближении сам, воспользовавшись формулами, изложенными в гл. VIII).

В работе Л. Кардона и Д. Фулкера [228] были объединены данные, полученные при лонгитюдном прослеживании приемных и биоло-

Конец страницы №234

Начало страницы №235

гических сиблингов (по 100 человек) и при использовании метода близнецов (по 50 пар МЗ и ДЗ). Авторы исходили из иерархической модели интеллекта, предполагающей наличие нескольких уровней специфических, но коррелирующих между собой способностей, фор­мирующих, в конечном счете, общий интеллект — фактор «g». Соот­ветственно такому пониманию для выделения компонентов феноти-пической дисперсии они использовали и иерархическую генетико-математическую модель.

В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции. Во-первых, структура дисперсии всех способностей подвержена возрас­тным изменениям, — разным для разных признаков. Например, раз­личия по памяти в 3, 4 и 7 лет почти полностью определяются на­следственностью, в 9 лет — индивидуальной средой. Во-вторых, наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность опять-таки вербальных способностей: h1 изменяется от 0,46 до 0,74, в то время как в дисперсии других признаков он иногда опускается до нуля или незначительной величины. Наконец, в-третьих, в боль­шинстве случаев средовые воздействия относятся к индивидуальной среде (е2); большее влияние общей среды констатируется только триж­ды. Это — особенно ценный момент, так как примененный авторами вариант генетико-математического анализа позволил освободить этот коэффициент от обычно включенной в него ошибки измерения (см. гл. VIII).

Возрастная динамика генотип-средовых отношений в изменчиво­сти отдельных когнитивных характеристик в диапазоне 6—14 лет была показана Н.М. Зыряновой [35а]: оказалось, что невербальный интел­лект в большей мере определяется наследственностью, чем вербаль­ный, и самое большое значение h2 = 0,84 констатируется в 7 лет. Оценки наследуемости вербального и общего интеллекта значительно ниже: 0,03—0,26 для первого и 0,26—0,52 — для второго (с максимумом в 10 лет).

В.Ф. Михеев [97] и И.С. Аверина [2] показали большую наслед­ственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со сло­весно-логической. В первой из этих работ, проведенной на близнецах 10—20 лет (39 пар МЗ и 59 ДЗ), коэффиценты Холзингера для невер­бальных стимулов трех модальностей (зрительные, тактильные, слу­ховые) были равны соответственно — 0,93, 0,69 и 0,86, для вербаль­ных зрительных и слуховых — 0,38 и 0,37.

В работе И.С. Авериной, правда, на небольших близнецовых груп­пах, обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспро­изведении. Интересно и показанное в ее работе снижение с возрастом генетического контроля в интегральной оценке мнемической функ­ции: он констатирован только у младших школьников; в среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя форми­руется в основном под влиянием среды.

Конец страницы №235

Начало страницы №236

В.Д. Мозговой [97] исследовал устойчивость, переключение и распределение внимания у близнецов 10—11, 14—15 и 20—50 лет. Ока­залось, что в младшей возрастной группе гентическая обусловлен­ность обнаруживается во всех характеристиках внимания, в двух стар­ших — только в его устойчивости.

В целом в этой области пока можно лишь констатировать разную природу изменчивости и отдельных способностей, и даже их разных характеристик — во-первых, и возрастную динамику генотип-средо-вых соотношений — во-вторых; по-видимому, детальные исследова­ния конкретных психологических функций еще впереди.

Наконец, рассмотрим исследование когнитивных стилей — ин­дивидуальных особенностей переработки информации, которые, по-видимому, служат своеобразным связующим звеном между лич­ностными и когнитивными характеристиками в общей структуре ин­дивидуальности [165 и др.]. Наиболее изучена в психогенетике зави­симость-независимость от поля, т.е. когнитивный стиль, свидетель­ствующий о способности человека «преодолевать контекст» и, очевидно, являющийся одним из показателей психологической диф­ференцированное™ [см. 132]. Как показали многие исследования, он связан с самыми разными личностными особенностями: автономно­стью, критичностью, социальной независимостью и т.д. [165].

Суммарные данные по исследованиям этого стиля в психогенети­ке привели в своей работе Е.А. Григоренко и М. ЛаБуда [44] (табл. 9.8).

Таблица 9.8

Наши рекомендации