Белок (клейковина), крахмал, жиры – органические вещества, содержащиеся в семенах всех

растений, но у разных растений их содержание различно. В зерновках пшеницы много крахмала, значительно меньше белка и совсем мало жира. В семенах фасоли много белка и меньше крахмала. В семенах подсолнечника, хлопчатника и ряда других масличных культур много жира.

Ход работы:

1. Возьмите комочек теста, положите его в мешочек из марли. Промойте тесто в стакане с водой. Прочитайте по учебнику о растительном белке или клейковине.

2. В образовавшуюся мутную жидкость добавьте 2-3 капли йода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

3. Положите на бумагу семена подсолнечника (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Объект Наблюдаемые явления Объяснение наблюдений
  _________________________ ___________   ___________  
  _________________________ ___________   ___________  
  _________________________ ___________   ___________  

4. Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав семян и какие свойства для них присущи:________________________________

________________________

_____________________ гр.___5

Контрольные вопросы:

1. Какие вещества называются гидрофильными, а какие гидрофобными? Приведите примеры.______________________

2. Чем можно объяснить, что растительные масла имеют жидкую констинтенцию, а животные - твёрдую?_______________________

__________

__________

3. Животные жиры обычно являются твёрдыми, а растительные – жидкими. Однако есть исключения. Назовите их.___________________

__________

__________

4. * При долгом хранении жиров они прогоркают. Как вы можете объяснить этот процесс?__

__________

__________

5. Запишите общую формулу углеводов и поясните, почему эта группа органических веществ получила своё название._____________

__________

__________

6. Как называются аминокислоты, входящие в состав белка? ________________________

____________________

7. Перечислите незаменимые аминокислоты._____

____________________

_____________________ гр.___6

Лабораторная работа №3

ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ И ЖИВОТНЫХ КЛЕТОК

Цель:познакомиться с особенностями строения растительных и животных клеток, выявить основные компоненты клеток и сравнить растительную и животную клетки.

Оборудование: схема «Строение растительной клетки», схема «Строение животной клетки», схема «Строение прокариотических и эукариотической клеток».

Ход работы

1.Рассмотрите растительную и животную клетки. Выявите основные компоненты клеток. Выясните, в чём отличия между ними. Результаты занесите в таблицу.

Сравнительная характеристика растительной и животной клетки

№ п/п Признак Растительная клетка Животная клетка
Цитоплазматическая мембрана    
Клеточная стенка    
Митохондрии    
Комплекс (аппарат) Гольджи    
Лизосомы    
Рибосомы    
Пластиды    
Эндоплазматическая сеть    
Гликокаликс    
Вакуоли    
Зёрна крахмала    
Центриоли    

2. Рассмотрите строение прокариотической и эукариотической клеток. Выявите основные компоненты клеток, выясните, в чём отличия между ними. Результаты занесите в таблицу.

Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот

№ п/п Признак Прокариоты Эукариоты
Цитоплазматическая мембрана    
Клеточная стенка    
Митохондрии    
Комплекс Гольджи    
Рибосомы    
Мезосомы    
Эндоплазматическая сеть    
Ядрышко    
Ядерная оболочка    
Лизосомы    

3. Сделайте вывод об особенностях строения клеток прокариот и эукариот.

Вывод:___________________

Контрольные вопросы:

1. Какие органоиды относятся к органоидам общего назначения?____________________ ____________________

2. Какие органоиды относятся к органоидам специального назначения?_______________

__________

__________

3. Перечислите двумембранные органоиды.______

__________

__________

4. Перечислите одномембранные органоиды._____

__________

__________

5. Перечислите немембранные органоиды._______

__________

__________

Приложение

Таблица «Генетический код»

Первый нуклеотид кодона     Второй нуклеотид кодона Третий нуклеотид кодона    
У Ц А Г
У УУУ — фен УУЦ — фен УУА —лей УУГ — лей УЦУ — сер УЦЦ — сер УЦА — сер УЦГ — сер УАУ — тир УАЦ — тир УАА — тир УАГ — тир УГУ — цис УГЦ — цис УГА — цис УГГ — трп У Ц А Г
Ц ЦУУ — лей ЦУЦ — лей ЦУА —лей ЦУГ — лей ЦЦУ — про ЦЦЦ — про ЦЦА — про ЦЦГ — про ЦАУ — гис ЦАЦ — гис ЦАА — глн ЦАГ — глн ЦГУ — арг ЦГЦ — арг ЦГА — арг ЦГГ — арг У Ц А Г
А АУУ — иле АУЦ —иле АУА — иле АУГ — мет АЦУ — тре АЦЦ — тре АЦА — тре АЦГ — тре ААУ — асн ААЦ — асн ААА — лиз ААГ — лиз АГУ — сер АГЦ — сер АГА — арг АГГ — арг У Ц А Г
Г ГУУ — вал ГУЦ — вал ГУА — вал ГУГ — вал ГЦУ — ала ГЦЦ — ала ГЦА — ала ГЦГ — ала ГАУ — асп ГАЦ — асп ГАА — глу ГАГ — глу ГГУ — гли ГГЦ — гли ГГА — гли ГГГ — гли У Ц А Г

Стартовые кодоны- АУГ ГУГ

Стоп-кодоны - УУА УГА УАГ

Обозначения аминокислот  
  Ала – аланин Арг – аргинин Асп – аспарагиновая кислота Асн – аспарагин Вал – валин Гис – гистидин Гли – глицин Глн – глутамин Глу – глутаминовая кислота Иле – изолейцин   Лей – лейцин Лиз – лизин Мет – метионин Про – пролин Сер – серин Тир – тирозин Тре - треонин Трп – триптофан Фен – фенилаланин Цис – цистеин  

_____________________ гр.___9

Практическая работа №1

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

Вариант _

Цель: проверить, закрепить и углубить знания.

1. __________

________________________

2. __________

________________________

3. __________

____

4. __________

____

____________

5. __________

____

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот?__________________________

____________________

2. Что входит в состав нуклеотида?______________

__________

__________

3. Как связаны между собой процессы ассимиляции и диссимиляции? Почему их считают двумя сторонами обмена веществ?__

__________

__________

4. С какой из структур ядра связано образование всех видов РНК?___________________

__________

__________

5. Когда происходит самоудвоение молекулы ДНК?_______________________________

__________

_________

_____________________ гр.___11

Практическая работа №2

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ, ЛИПИДОВ И НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

Вариант _

Цель: проверить, закрепить и углубить знания о строении и свойствах белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот.

1. __________

________________________

2. __________

________________________

____________

3. __________

____

____________

____________

____________

____________

____________

____________

4. __________

____

____________

5. __________

____

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________________ гр.___12

Наши рекомендации