Белок (клейковина), крахмал, жиры – органические вещества, содержащиеся в семенах всех
растений, но у разных растений их содержание различно. В зерновках пшеницы много крахмала, значительно меньше белка и совсем мало жира. В семенах фасоли много белка и меньше крахмала. В семенах подсолнечника, хлопчатника и ряда других масличных культур много жира.
Ход работы:
1. Возьмите комочек теста, положите его в мешочек из марли. Промойте тесто в стакане с водой. Прочитайте по учебнику о растительном белке или клейковине.
2. В образовавшуюся мутную жидкость добавьте 2-3 капли йода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
3. Положите на бумагу семена подсолнечника (или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось? Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Объект | Наблюдаемые явления | Объяснение наблюдений |
_________________________ | ___________ | ___________ |
_________________________ | ___________ | ___________ |
_________________________ | ___________ | ___________ |
4. Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав семян и какие свойства для них присущи:________________________________
________________________
_____________________ гр.___5
Контрольные вопросы:
1. Какие вещества называются гидрофильными, а какие гидрофобными? Приведите примеры.______________________
2. Чем можно объяснить, что растительные масла имеют жидкую констинтенцию, а животные - твёрдую?_______________________
__________
__________
3. Животные жиры обычно являются твёрдыми, а растительные – жидкими. Однако есть исключения. Назовите их.___________________
__________
__________
4. * При долгом хранении жиров они прогоркают. Как вы можете объяснить этот процесс?__
__________
__________
5. Запишите общую формулу углеводов и поясните, почему эта группа органических веществ получила своё название._____________
__________
__________
6. Как называются аминокислоты, входящие в состав белка? ________________________
____________________
7. Перечислите незаменимые аминокислоты._____
____________________
_____________________ гр.___6
Лабораторная работа №3
ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ И ЖИВОТНЫХ КЛЕТОК
Цель:познакомиться с особенностями строения растительных и животных клеток, выявить основные компоненты клеток и сравнить растительную и животную клетки.
Оборудование: схема «Строение растительной клетки», схема «Строение животной клетки», схема «Строение прокариотических и эукариотической клеток».
Ход работы
1.Рассмотрите растительную и животную клетки. Выявите основные компоненты клеток. Выясните, в чём отличия между ними. Результаты занесите в таблицу.
Сравнительная характеристика растительной и животной клетки
№ п/п | Признак | Растительная клетка | Животная клетка |
Цитоплазматическая мембрана | |||
Клеточная стенка | |||
Митохондрии | |||
Комплекс (аппарат) Гольджи | |||
Лизосомы | |||
Рибосомы | |||
Пластиды | |||
Эндоплазматическая сеть | |||
Гликокаликс | |||
Вакуоли | |||
Зёрна крахмала | |||
Центриоли |
2. Рассмотрите строение прокариотической и эукариотической клеток. Выявите основные компоненты клеток, выясните, в чём отличия между ними. Результаты занесите в таблицу.
Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот
№ п/п | Признак | Прокариоты | Эукариоты |
Цитоплазматическая мембрана | |||
Клеточная стенка | |||
Митохондрии | |||
Комплекс Гольджи | |||
Рибосомы | |||
Мезосомы | |||
Эндоплазматическая сеть | |||
Ядрышко | |||
Ядерная оболочка | |||
Лизосомы |
3. Сделайте вывод об особенностях строения клеток прокариот и эукариот.
Вывод:___________________
Контрольные вопросы:
1. Какие органоиды относятся к органоидам общего назначения?____________________ ____________________
2. Какие органоиды относятся к органоидам специального назначения?_______________
__________
__________
3. Перечислите двумембранные органоиды.______
__________
__________
4. Перечислите одномембранные органоиды._____
__________
__________
5. Перечислите немембранные органоиды._______
__________
__________
Приложение
Таблица «Генетический код»
Первый нуклеотид кодона | Второй нуклеотид кодона | Третий нуклеотид кодона | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | УУУ — фен УУЦ — фен УУА —лей УУГ — лей | УЦУ — сер УЦЦ — сер УЦА — сер УЦГ — сер | УАУ — тир УАЦ — тир УАА — тир УАГ — тир | УГУ — цис УГЦ — цис УГА — цис УГГ — трп | У Ц А Г |
Ц | ЦУУ — лей ЦУЦ — лей ЦУА —лей ЦУГ — лей | ЦЦУ — про ЦЦЦ — про ЦЦА — про ЦЦГ — про | ЦАУ — гис ЦАЦ — гис ЦАА — глн ЦАГ — глн | ЦГУ — арг ЦГЦ — арг ЦГА — арг ЦГГ — арг | У Ц А Г |
А | АУУ — иле АУЦ —иле АУА — иле АУГ — мет | АЦУ — тре АЦЦ — тре АЦА — тре АЦГ — тре | ААУ — асн ААЦ — асн ААА — лиз ААГ — лиз | АГУ — сер АГЦ — сер АГА — арг АГГ — арг | У Ц А Г |
Г | ГУУ — вал ГУЦ — вал ГУА — вал ГУГ — вал | ГЦУ — ала ГЦЦ — ала ГЦА — ала ГЦГ — ала | ГАУ — асп ГАЦ — асп ГАА — глу ГАГ — глу | ГГУ — гли ГГЦ — гли ГГА — гли ГГГ — гли | У Ц А Г |
Стартовые кодоны- АУГ ГУГ
Стоп-кодоны - УУА УГА УАГ
Обозначения аминокислот | |
Ала – аланин Арг – аргинин Асп – аспарагиновая кислота Асн – аспарагин Вал – валин Гис – гистидин Гли – глицин Глн – глутамин Глу – глутаминовая кислота Иле – изолейцин | Лей – лейцин Лиз – лизин Мет – метионин Про – пролин Сер – серин Тир – тирозин Тре - треонин Трп – триптофан Фен – фенилаланин Цис – цистеин |
_____________________ гр.___9
Практическая работа №1
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
Вариант _
Цель: проверить, закрепить и углубить знания.
1. __________
________________________
2. __________
________________________
3. __________
____
4. __________
____
____________
5. __________
____
____________
____________
____________
____________
____________
____________
____________
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой мономер нуклеиновых кислот?__________________________
____________________
2. Что входит в состав нуклеотида?______________
__________
__________
3. Как связаны между собой процессы ассимиляции и диссимиляции? Почему их считают двумя сторонами обмена веществ?__
__________
__________
4. С какой из структур ядра связано образование всех видов РНК?___________________
__________
__________
5. Когда происходит самоудвоение молекулы ДНК?_______________________________
__________
_________
_____________________ гр.___11
Практическая работа №2
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ, ЛИПИДОВ И НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
Вариант _
Цель: проверить, закрепить и углубить знания о строении и свойствах белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот.
1. __________
________________________
2. __________
________________________
____________
3. __________
____
____________
____________
____________
____________
____________
____________
4. __________
____
____________
5. __________
____
____________
____________
____________
____________
____________
____________
____________________ гр.___12