К экзамену (зачету) по биологии и генетике человека
Вопросы
- Понятие об эволюции. Общие закономерности эволюции
- Эволюционная теория Ч.Дарвина и синтетическая теория эволюции
- Эволюционные подходы Берга-Гольдшмидта (номогенез) и других авторов (ортогенез)
- Доказательства эволюции как реальности
- Эволюционные пути развития приматов
- История становления Homo sapiens
- Австралопитек, питекантроп и Homo. Сравнительная анатомия, история, современные данные о распространении.
- Гейдельбергский человек и человек с острова Флорес
- Неандерталец. Особенности строения тела, социальная организация, история и новейшие генетические данные.
- Эволюция поведения, обучения, общественной организации в антропогенезе
- Теории ускоренного развития мозга
- Моноцентрическая и полицентрическая теории антропогенеза, аргументы за и против
- Современные молекулярно-генетические данные (митохондриальная ДНК и Y-хромосома) и теории распространения человека на планете
- Краткая история современной генетики человека
- Генетика человека и евгеника
- История евгеники. Современная медицинская генетика и эволюция идей евгеники
- Мендель и Гальтон – дискуссия менделистов и биометристов
- Евгеника, ее взлет и падение
- Законы Менделя и человек, доминантное и рецессивное наследование
- Основные этапы развития генетики – классический, эра молекулярной генетики, эра геномики. Важнейшие достижения на каждом из этапов.
- Открытие структуры ДНК. Как структура ДНК объясняет передачу наследственных признаков и основные механизмы транскрипции и трансляции
- Что такое генетический код. История открытия генетического кода
- Мутационная изменчивость. Виды мутаций. Роль мутаций в эволюционном процессе
- Комбинативная изменчивость. Что такое кроссинговер
- Модификационная изменчивость, норма реакции, адаптации
- Митоз и мейоз. Описание, механизмы, принципиальные различия между ними
- Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
- Биопсихологические различия между мужчинами и женщинами
- Нарушения генетической половой конституции (синдром Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера, трисомии и тетрасомии). Нарушения рецепторных механизмов (синдром Морриса)
- Митохондриальная ДНК, механизм передачи по женской линии.
- Роль митохондриальной ДНК и Y-хромосомы в выяснении истории человечества
- Структура человеческих популяций. Изоляты и их генетическая характеристика
- Инбридинг и аутбридинг. Биологические последствия различных систем браков
- Сравнительная характеристика популяций. Расы и народности
- Расизм, исторические корни, основные апологеты расизма. Критика расистских теорий
- Антропометрия. Основные параметры для измерения, значение для проблемы «наследственность и среда»
- Теоретическое обоснование действия полигенных комплексов.
- Полигенные признаки и понятие порога и риска (что мы знаем о наследовании основных болезней и психологических характеристик индивидуумов).
- Наследование полигенных признаков и взаимодействие генов и среды
- Взаимодействие генов и среды и развитие психологических черт и нарушений психического здоровья
- Пигментация. Цвет кожи и глаз. Цвет и форма волос
- Дерматоглифика. Практическое значение генетической индивидуальности дерматоглифики человека
- Биохимическая изменчивость
- Группы крови человека
- Антигены гистосовместимости. Проблема пересадки органов
- Фармакогенетика
- Важнейшие генетические признаки человека. Примеры доминантных и рецессивных признаков
- Цветовая слепота (дальтонизм). Пример родословной
- Понятие о наследственных и врожденных заболеваниях. Примеры
- Генетика и злокачественные заболевания человека
- Генетические механизмы наследования предрасположенности к основным неинфекционным заболеваниям человека, роль генов и среды
- Наследственность, поведение и умственные способности человека. Понятие о психогенетике
- Зарождение индивидуального человеческого организма. Основные биологические закономерности
- Наука о развитии, роль генов, средовых влияний и эпигенетических механизмов
- Рост, развитие и старение человека. Основные возрастные группы
- Понятие о внутриутробном (пренатальном) периоде. Механизмы развития в пренатальном периоде
- Постнатальный период и детство. Механизмы развития в этом периоде
- Подростковый период и взросление
- Зрелый возраст, период расцвета.
- Старение человека, механизмы и закономерности
- Смерть. Критерии смерти, формы смерти. Понятие о танатологии
- Развитие физическое и умственное. Связь между ними
- Физическое созревание и психо-эмоциональное развитие
- Понятие о конституции человека. Основные классификации типов телосложения
- Система типов человека Кречмера
- Система типов человека Шелдона
- Темперамент и конституция человека
- Телосложение и болезни
- Телосложение и поведение, эмоциональность, психика
- Телосложение и реакция на алкоголь
- Понятие о гетерозисе
- Понятие об акселерации. Основные теории акселерации
- Понятие о грациализации. Основные теории грациализации
- Рождение близнецов. Типы близнецов
- Причины близнецовости, развитие и взаимоотношения близнецов в сиблинговой паре
- Близнецовость у различных рас и народностей. Социально-психологические факторы и рождение близнецов в человеческой популяции
- Современная молекулярная генетика (геномика). Перспективы для человечества
- Понятие об адаптации. Адаптивность человека как биологического вида
- Понятие об иммуногенетике
- Онкогенез. Понятие о злокачественном росте
- Основные теории возникновения злокачественных опухолей
- Новые биологические технологии на службе медицины. Понятие о стволовых клетках
- Молекулярная генетика и ее практическое значение. Идентификация личности
- Молекулярная генетика и развитие эволюционной теории. Выявление степени биологического родства с помощью анализа генома
- Морально-этические и юридические аспекты современной молекулярной генетики
- Эпигенетика, понятие об эпигенетике, основные механизмы эпигенетической регуляции генома
- Эпигенетика, пластичность развития и здоровье человека
- Нутриогеномика. Диеты и гены – взаимодействие нутриентов и генотипов
Литература