Общие представления о механизмах наследуемости
Основы психогенетики
Учебно-методический комплекс курса
для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дефектология»
Пермь 2009
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической
и прикладной психологии
Пермского государственного университета Корниенко Д.С.;
Силина Е.А. Основы психогенетики : Учебно-методический комплекс курса для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дефектология» /, Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009. - ХХ с.
Учебно-методический комплекс курса включает в себя программу, соответствующую по структуре и содержанию требованиям государственною образовательного стандарта, темы и планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, темы докладов и рефератов, задачи, вопросы к зачету по курсу, список основной и дополнительной литературы.
Адресован преподавателям и студентам факультета дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов дневной и заочной форм обучения.
Содержание
Содержание. - 3 -
Пояснительная записка.. - 4 -
Программа курса «Психогенетика». - 6 -
Учебно-тематический план (для очного отделения). - 12 -
Учебно-тематический план (для заочного отделения). - 14 -
Планы практических и семинарских занятий по курсу «Психогенетика». - 16 -
Тема 1. Предмет и методы психогенетики. - 16 -
Тема 2. Основные понятия психогенетики. - 17 -
Тема 3. Генетический анализ психологических характеристик. - 18 -
Тема 4. Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике. - 21 -
Тема 5. Развитие как предмет психогенетики. - 22 -
Темы докладов и рефератов, (с указанием библиографического списка): - 24 -
Вопросы для самостоятельной подготовки. - 25 -
Задания для самостоятельной работы: - 26 -
Вопросы к зачету по курсу.. - 32 -
Список литературы по курсу.. - 33 -
Пояснительная записка
«Основы психогенетики» является одной из базовых дисциплин при осуществлении психолого-педагогического образования и является междисциплинарной областью знаний, пограничной между дифференциальной психологией и генетикой. Предметом исследований «психогенетики» является относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Преподавание этой дисциплины обеспечивает целостность высшего образования, а так же позволяет рассматривать фундаментальные проблемы психологии (биологическое и социальное) в свете новых данных. Курс «Основы психогенетика» имеет своей целью:
· познакомить студентов с историей и фундаментальными понятиями психогенетики и основными представления о механизмах наследуемости
· дать представление о теоретических и исследовательских направлениях, подходах и методах,
· раскрыть содержание психогенетических исследований индивидуальности человека о роли наследственных и средовых факторов и их взаимодействия в формировании психического облика и индивидуально-психологических различий
· дать представление о важности учета факторов среды и их взаимодействии с генетическими факторами, проводящее к формированию индивидуальных различий,
· способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии, создавать благоприятные условия для их когнитивного развития и личностного роста.
Курс призван углубить и систематизировать знания студентов о формировании индивидуальных различиях человека в психофизиологической, когнитивной и личностной сферах.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные категории и понятия психогенетики, основные направления, подходы, теоретические и исследовательские подходы и современные тенденции развития психогенетических исследований.
Учебно-методический комплекс курса включает программу дисциплины, учебно-тематический план, планы семинарских занятий с указанием литературы, задания и вопросы для самостоятельной подготовки, вопросы к зачету и общий список литературы по курсу.
Лекционный материал содержит 5 тем, распределенных по 5 разделам. Курс рассчитан на Х аудиторных часов (Х часов лекционных, Х семинарских занятий). Включение в содержание курса семинарских занятий ориентировано на развитие навыков самостоятельного поиска и изучения теоретических материалов, их совместного анализа и практического применения. Кроме того, Х часов отводится на самостоятельную работу студентов.
Итоговая форма контроля – зачет, допуск к которому определяется по итогам работы студентов на семинарских занятиях.
Общая карта курса:
Отделение | ||
Дневное | Заочное | |
Общая трудоемкость (часов) | ||
Лекционных | ||
Семинарских | ||
Практических | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма контроля | зачет | зачет |
Семестр |
Программа курса «Основы психогенетики»
Общее введение.
Определение области изучения. Психогенетика как наука, находящаяся на пересечении генетики и психологии (точнее ‑ дифференциальной психологии). Соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков как предмет исследования.
Место психогенетики в системе дифференциальной психологии. Проблема индивидуальности в психологии (история и современное состояние); основные вопросы, связанные с ее изучением и значимые для психогенетических исследований; проблема этиологии индивидуальности; формула «наследственность и среда» и мировоззрение.
Основные проблемы психогенетики: выделение, описание, диагностика индивидуальных особенностей, изучение их структуры и взаимозависимостей, выяснение их этиологии, т.е. анализ факторов, формирующих эти особенности (предмет психогенетики).
Общие представления о механизмах наследуемости.
Представления современной генетики о механизмах наследственности. Генотип и среда; норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия данного генотипа с данной средой.
Количественные и качественные, моногенные и мультифакторные признаки. Менделевская и количественная генетика, её основная формула. Популяционная изменчивость. Межиндивидуальная и межгрупповая вариативность. Генетические маркеры как путь перехода от популяционных к индивидуальным характеристикам.
Генетическая уникальность каждого человека. Вопрос об уникальности среды. Концепция «генотип → среда». Классификация сред. Типы генотип-средовых ковариаций. Адекватность и продуктивность подхода к исследованию этиологии индивидуальности с позиций количественной генетики.