Общие представления о механизмах наследуемости

Основы психогенетики

Учебно-методический комплекс курса
для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дефектология»

Пермь 2009

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической

и прикладной психологии
Пермского государственного университета Корниенко Д.С.;

Силина Е.А. Основы психогенетики : Учебно-методический комплекс курса для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дефектология» /, Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009. - ХХ с.

Учебно-методический комплекс курса включает в себя программу, соответствующую по структуре и содержанию требованиям государственною образовательного стандарта, темы и планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, темы докладов и рефератов, задачи, вопросы к зачету по курсу, список основной и дополнительной литературы.

Адресован преподавателям и студентам факультета дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов дневной и заочной форм обучения.

Содержание

Содержание. - 3 -

Пояснительная записка.. - 4 -

Программа курса «Психогенетика». - 6 -

Учебно-тематический план (для очного отделения). - 12 -

Учебно-тематический план (для заочного отделения). - 14 -

Планы практических и семинарских занятий по курсу «Психогенетика». - 16 -

Тема 1. Предмет и методы психогенетики. - 16 -

Тема 2. Основные понятия психогенетики. - 17 -

Тема 3. Генетический анализ психологических характеристик. - 18 -

Тема 4. Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике. - 21 -

Тема 5. Развитие как предмет психогенетики. - 22 -

Темы докладов и рефератов, (с указанием библиографического списка): - 24 -

Вопросы для самостоятельной подготовки. - 25 -

Задания для самостоятельной работы: - 26 -

Вопросы к зачету по курсу.. - 32 -

Список литературы по курсу.. - 33 -

Пояснительная записка

«Основы психогенетики» является одной из базовых дисциплин при осуществлении психолого-педагогического образования и является междисциплинарной областью знаний, пограничной между дифференциальной психологией и генетикой. Предметом исследований «психогенетики» является относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Преподавание этой дисциплины обеспечивает целостность высшего образования, а так же позволяет рассматривать фундаментальные проблемы психологии (биологическое и социальное) в свете новых данных. Курс «Основы психогенетика» имеет своей целью:

· познакомить студентов с историей и фундаментальными понятиями психогенетики и основными представления о механизмах наследуемости

· дать представление о теоретических и исследовательских направлениях, подходах и методах,

· раскрыть содержание психогенетических исследований индивидуальности человека о роли наследственных и средовых факторов и их взаимодействия в формировании психического облика и индивидуально-психологических различий

· дать представление о важности учета факторов среды и их взаимодействии с генетическими факторами, проводящее к формированию индивидуальных различий,

· способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии, создавать благоприятные условия для их когнитивного развития и личностного роста.

Курс призван углубить и систематизировать знания студентов о формировании индивидуальных различиях человека в психофизиологической, когнитивной и личностной сферах.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные категории и понятия психогенетики, основные направления, подходы, теоретические и исследовательские подходы и современные тенденции развития психогенетических исследований.

Учебно-методический комплекс курса включает программу дисциплины, учебно-тематический план, планы семинарских занятий с указанием литературы, задания и вопросы для самостоятельной подготовки, вопросы к зачету и общий список литературы по курсу.

Лекционный материал содержит 5 тем, распределенных по 5 разделам. Курс рассчитан на Х аудиторных часов (Х часов лекционных, Х семинарских занятий). Включение в содержание курса семинарских занятий ориентировано на развитие навыков самостоятельного поиска и изучения теоретических материалов, их совместного анализа и практического применения. Кроме того, Х часов отводится на самостоятельную работу студентов.

Итоговая форма контроля – зачет, допуск к которому определяется по итогам работы студентов на семинарских занятиях.

Общая карта курса:

  Отделение
Дневное Заочное
Общая трудоемкость (часов)
Лекционных
Семинарских    
Практических    
Самостоятельная работа
Форма контроля зачет зачет
Семестр

Программа курса «Основы психогенетики»

Общее введение.

Определение области изучения. Психогенетика как наука, находящаяся на пересечении генетики и психологии (точнее ‑ дифференциальной психологии). Соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков как предмет исследования.

Место психогенетики в системе дифференциальной психологии. Проблема индивидуальности в психологии (история и современное состояние); основные вопросы, связанные с ее изучением и значимые для психогенетических исследований; проблема этиологии индивидуальности; формула «наследственность и среда» и мировоззрение.

Основные проблемы психогенетики: выделение, описание, диагностика индивидуальных особенностей, изучение их структуры и взаимозависимостей, выяснение их этиологии, т.е. анализ факторов, формирующих эти особенности (предмет психогенетики).

Общие представления о механизмах наследуемости.

Представления современной генетики о механизмах наследственности. Генотип и среда; норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия данного генотипа с данной средой.

Количественные и качественные, моногенные и мультифакторные признаки. Менделевская и количественная генетика, её основная формула. Популяционная изменчивость. Межиндивидуальная и межгрупповая вариативность. Генетические маркеры как путь перехода от популяционных к индивидуальным характеристикам.

Генетическая уникальность каждого человека. Вопрос об уникальности среды. Концепция «генотип → среда». Классификация сред. Типы генотип-средовых ковариаций. Адекватность и продуктивность подхода к исследованию этиологии индивидуальности с позиций количественной генетики.

Наши рекомендации