Онтогенетические исследования темперамента
№ | Автор и название исследования | Основные результаты |
Сделайте вывод о динамике генотип-средового соотношения в показателях темперамента.
Онтогенетические исследования интеллекта.
№ | Автор и название исследования | Основные результаты |
Сделайте вывод о динамике генотип-средового соотношения в показателях интеллекта.
?Задание 12.Сравните результаты отечественных и зарубежных исследований темперамента и интеллекта и сделайте общий вывод о генетической детерминации свойств. Результат представьте в таблице.
Пример 1.
Признак | Исследование 1 | Исследование 2 | Исследование 3 | |||
rMZ | rDZ | rMZ | rDZ | rMZ | rDZ | |
Свойство А | ||||||
Свойство В |
Пример 2.
Признак | Исследование 1 | Исследование 2 | Исследование 3 | ||||||
h | c | e | h | c | e | h | c | e | |
Свойство А | |||||||||
Свойство В |
?Задание 13.Укажите причины, усиливающие негенетическое сходство и ослабляющие генетическое сходство у близнецов.
Причина | Монозиготные близнецы | Пример | Дизиготные близнецы | Пример |
?Задание 14.Составьте рекомендации для родителей по воспитанию близнецов (монозигот, дизигот однополых и разнополых).
? Задание 15.Согласны ли Вы с утверждениями, которые появляются в прессе, что генофонд России утрачен. Обоснуйте свой ответ.
Вопросы к зачету по курсу
1. Предмет психогенетики, соотношение понятий психогенетика и генетика поведения.
2. История психогенетики в России и в мире.
3. Методы психогенетики и их исследовательские возможности.
4. Близнецовый метод и его разновидности.
5. Показатель наследуемости и его смысл.
6. Основные показатели, понятия генетической статистики.
7. Соотношение понятий генотип и фенотип, генотип-средовые отношения.
8. Роль генотипа и среды в вариативности когнитивных характеристик.
9. Роль генотипа и среды в вариативности свойств темперамента.
10. Психогенетические исследования свойств личности.
11. Роль генотипа и среды в вариативности психофизиологических показателей.
12. Роль генотипа и среды в вариативности ЦНС и ее свойств.
13. Психогенетические исследования двигательных характеристик.
14. Понятие ковариация и его смысл.
15. Роль внутрипарных отношений в близнецовой паре и причины изменяющие генетическое сходство близнецов.
16. Возрастная динамика в генотип-средовом соотношении показателей интеллекта и когнитивных способностей.
17. Возрастная динамика в генотип-средовом соотношении показателей темперамента и личности.
18. Возрастная динамика генотип-средового соотношения в психофизиологических характеристиках.
19. Схемы, теории, гипотезы описывающие взаимодействие генотипа и среды в индивидуальном развитии.
20. Роль генотипа и среды во взаимосвязи показателей различных уровней.
Список литературы по курсу
& Основная литература:
1. Психогенетика: хрестоматия / Авторы-сост. М.В.Алфимова, И.В.Равич-Щербо. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
& Дополнительная литература:
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности. Вопросы психологии. № 2, 2000.
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии. № 6, 2000. стр.112
3. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с. (серия «Кафедра психологии») стр. 74-111; 112-153.
4. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.,1996.
5. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе /Под ред. С.Б.Малых. Москва: Socio-Logis, 1995. – С. 232.
6. Гиндлис В.М., Финогенов С.А., Животовский Л.А. Некоторые аспекты генетического анализа полигенных признаков человека на основе семейных корреляций. / Проблемы генетической психофизиологии человека. Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В. Равич-Щербо. М., 1978. — С. 196-221.
7. Гиндлис В.М., Финогенов С.А., Животовский Л.А. Некоторые аспекты генетического анализа полигенных признаков человека на основе семейных корреляций / Проблемы генетической психофизиологии человека. Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В. Равич-Щербо. М., 1978. — С. 196-221.
8. Егоров М. С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики, Вопросы психологии №5, 1992., с.5
9. Егорова М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ), Вопросы психологии № 1, 2000., с.36
10. Егорова М. С., Зырянова Н. М, Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта, Вопросы психологии № 5, 1993., с.106
11. Егорова М.С. и др. Генотип. Среда. Развитие/ М.С.Егорова, Н.М.Зырянова, О.В.Паршикова, С.Д.Пьянкова, Ю.Д.Черткова: Монография. – М.: ОГИ, 2004.
12. Егорова М.С., Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности. В кн. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., Педагогика, 1988, ‑ с. 236-291.
13. Иванченко С. Н., Малых С. Б. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях, Вопросы психологии № 6, 1994., с.80
14. Купер К. Индивидуальные различия/ Пер.с англ. Т.М.Марютиной под ред. И.В.Равич-Щербо – М.: Аспект Пресс, 2000. – с.527 стр. 203-227.
15. Куравский Л.С., Малых С.Б., Анализ динамики средовых влияний в близнецовых исследованиях. Вопросы психологии № 6, 2001., с 80.
16. Ли Ч. Введение в популяционную генетику. М., 1978.
17. Лурия А.Р. О природе психологических функций и ее изменчивости в свете генетического анализа. Вопросы психологии. №
18. Малых С. Б. Исследования генетической детерминации ЭЭГ человека, Вопросы психологии № 6, 1997., с.109
19. Марютина Т. М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии, Вопросы психологии № 3, 1999., с.75
20. Проблемы генетической психофизиологии. Под.ред. Б.Ф.Ломова, И.В.Равич-Щербо. М., Наука, 1978 г.
21. Психологические очерки о близнецах / Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С. , Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. – 104 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
22. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития, Вопросы психологии № 2, 1996., с.42
23. Семенов В.В.,Кочубей Б.М. Близнецы: проблемы развития и воспитания. М., 1985.
24. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Дозорцева А.В., Рязанова Т.Б. Близнецы от рождения до трех лет / Под общей редакцией Е.А. Сергиенко. – М., «Когито-Центр», 2002. ‑143 с.
25. Силина Е.А. Роль генетического фактора в развитии интегральной индивидуальности.//Интегральная индивидуальность человека и ее развитие.Под.ред.Вяткина Б.А.М:«Институт психологии РАН».1999г. ‑ с.31-38.
26. Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллкутальная одаренность и близнецы. Вопросы психологии № 5, 2000., с.111
27. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы. В 3 томах. М.,1989.
28. Фридрих В. Близнецы. М., 1985.
29. Хомская Е.Д., Гиндина Е.Д. Изучение «близнецовой модели» с позиций неропсихологии. Вестн.моск.ун-та. Сер.14. психология. 2002.№ 4.
30. Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов Вопросы психологии № 2, 2001., с.119
31. Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш.учеб.заведений. ‑ М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.: ил.
Методическое издание
Основы ПСИХОГЕНЕТИКи
Учебно-методический комплекс для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дефектология»
Автор:
кандидат психологических наук,
доцент, заведующая кафедрой психологии ПГПУ
Силина Елена Алексеевна
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного педагогического университета.
614990, г. Пермь, ул Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел (3422)386-312
* Здесь и далее литература, выделенная жирным шрифтом, рекомендуется для конспектирования.