Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач
Подавляющее большинство ошибок, допускаемых студентами, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:
1. Каждая гамета (сперматозоид и яйцеклетка) получает гаплоидный набор хромосом.
2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, следовательно, только один аллель из каждого гена.
3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих аллели в гетерозиготном состоянии.
4. Одну гомологичную хромосому (один аллель гена) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллель гена) – от матери.
5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
6. Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования).
Кроме того, для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы, которые приводятся ниже.
Прежде всего, необходимо внимательно изучить условие задачи. Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельствовать о сцепленном наследовании может соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.
Для облегчения решения можно записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по выяснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные аллели на черновике можно обозначать значками *, или ?.
Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа.
Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
♀ | женский организм | ||||||||
♂ | мужской организм | ||||||||
× | знак скрещивания | ||||||||
– | брак между родителями | ||||||||
P | родительские организмы | ||||||||
G | гаметы родительских организмов | ||||||||
F1, F2 | потомство первого и второго поколения | ||||||||
А, В, С... | аллели, кодирующие доминантные признаки | ||||||||
а, b, с... | аллели, кодирующие рецессивные признаки | ||||||||
АА, ВВ, СС... | генотипы особей, гомозиготных по доминантному признаку | ||||||||
Аа, Вb, Сс... | генотипы гетерозиготных особей | ||||||||
аа, bb, сс... | генотипы особей, гомозиготных по рецессивному признаку | ||||||||
АаВb, AaBbCc | генотипы ди- и тригетерозигот | ||||||||
генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании | |||||||||
А а АВ ав | гаметы |
Пример записи схемы скрещивания (брака)
А – желтая окраска семян
а – зеленая окраска семян
Запись в буквенной форме: | Запись в хромосомной форме: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наши рекомендации
|