Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач

Подавляющее большинство ошибок, допускаемых студентами, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:

1. Каждая гамета (сперматозоид и яйцеклетка) получает гаплоидный набор хромосом.

2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, следовательно, только один аллель из каждого гена.

3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих аллели в гетерозиготном состоянии.

4. Одну гомологичную хромосому (один аллель гена) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллель гена) – от матери.

5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

6. Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования).

Кроме того, для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы, которые приводятся ниже.

Прежде всего, необходимо внимательно изучить условие задачи. Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельствовать о сцепленном наследовании может соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.

Для облегчения решения можно записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по выяснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные аллели на черновике можно обозначать значками *, или ?.

Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа.

Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:

женский организм
мужской организм
× знак скрещивания
брак между родителями
P родительские организмы
G гаметы родительских организмов
F1, F2 потомство первого и второго поколения
А, В, С... аллели, кодирующие доминантные признаки
а, b, с... аллели, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС... генотипы особей, гомозиготных по доминантному признаку
Аа, Вb, Сс... генотипы гетерозиготных особей
аа, bb, сс... генотипы особей, гомозиготных по рецессивному признаку
АаВb, AaBbCc генотипы ди- и тригетерозигот
Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании
А а
       
  Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru   Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru

АВ ав

гаметы

Пример записи схемы скрещивания (брака)

А – желтая окраска семян

а – зеленая окраска семян

Запись в буквенной форме:   Запись в хромосомной форме:
Р: ♀Аа × ♂aа
Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru ж лтая   Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru зеленая
G: А а   А
F1: Aa : Аa
желтая   зеленая
50%   50%
 
Р: ♀ Аa ×   ♂ aa
желтая зеленая
Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru G: А Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru а   Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач - student2.ru а
F1: Aa :   аa
желтая   зеленая
50%   50%
         

Наши рекомендации