Проведение заключительного тестового контроля
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Генетика пола. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.
Значение темы: Знание основных закономерностей наследо-вания признаков, сцепленных с полом, необходимо современному врачу, т.к. известен целый ряд заболеваний, сцепленных с соматическими или половыми хромосомами. Очень важно также понимание механизмов кроссинговера и его значение как источника комбинативной изменчивости.
Цели занятия: Общая — знать принципы сцепленного наследования и механизмы его нарушения.
Конкретные пели: Уметь:
1. Охарактеризовать явление сцепления и процессы его нарушения.
2. Прогнозировать возможность появления и степень вероятности наследственных признаков заболевания.
Проверка исходного уровня знаний по тестам исходного контроля
1. Чему равно число "групп сцепления генов"?
а) количеству хромосом в диплоидном наборе;
б) количеству хромосом в гаплоидном наборе;
в) количеству половых хромосом.
2. Укажите формулировку закона Моргана:
а) сила сцепления генов прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме;
б) сцепление генов связано с их расположением на хромосоме;
в) сила сцепления генов обратно пропорциональна расстоянию между ними на хромосоме.
3. Одна морганида — это:
а) одна группа сцепления генов;
б) единицы расстояния между генами;
в) группа сцепления генов на Х-хромосоме.
4. При каком расстоянии на хромосоме признаки наследуются независимо?
а) 50 морганид и более;
б) менее 40 морганид;
в) 80 морганид.
5. Что такое голандрическое наследование?
а) наследование при локализации гена в У-хромосоме;
б) наследование гена при локализации его в Х-хромосоме;
в) наследование при локализации гена в аутосомах.
6. От чего зависит число кроссоверного потомства ?
а) от расстояния между аллельными генами;
б) от расстояния между генами в разных группах сцепления;
в) от расстояния между генами, находящимися в одной группе сцепления.
1.4.2. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия:
а) хромосомы как группы сцепления генов. Сцепленное наследова-
ние признаков;
б) хромосомный механизм наследования пола. Наследование при-
знаков, сцепленных с полом;
в) кроссинговер и его биологическая роль.
1.4.3. Самостоятельная работа студентов:
а) ответить на тесты исходного уровня;
б) ответить на тесты заключительного контроля.
Решение целевых обучающих задач
Задача 1. Отец страдает одновременно гемофилией и дальтонизмом. Могут его дети получить от него только один из этих патологических генов?
Задача 2. В некоторых семьях отмечен наследственный дефект — перепонка между пальцами ног, причем она не встречается у женщин и передается по наследству от отца к сыну. В какой хромосоме человека локализован ген, обусловливающий этот дефект?
Задача 3. Отец девушки страдает гемофилией, мать здорова и происходит из семьи, благополучной по этому гену. Девушка выходит замуж за здорового в отношении гемофилии юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочерях ?
Задача 4. Какие дети могли бы родиться от брака гемофилика и женщины, страдающей дальтонизмом?
Задача 5. Напишите генотип здоровой женщины, у которой отец был гемофиликом, а мать альбиносом,
Задача 6. Отец и сын в семье гемофилики и кареглазые. Мать имеет нормальную свертываемость крови и голубоглазая. Можно ли сказать, что сын унаследовал все признаки от отца ?
Задача 7. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия встречается как рецессивный сцепленный с полом ген. Смерть обычно наступает в возрасте 10-12 лет. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики погибают, почему эта болезнь не элиминируется из популяции ?
Задача 8. Самки АаВв дали 6% рекомбинантов. Определить расстояние между генами А и В на хромосоме.
Задача 9. При проведении анализирующего скрещивания (самка дигетерозиготная по генам А и В) получено расщепление по фенотипу 1:1:1:1. Наследуются ли гены А и В сцепленно или они свободно комбинируются?
Задача 10. Произведено скрещивание двух дрозофил. Самка была дигетерозиготна по генам А и Р, а самец рецессивен по этим аллелям генов. Получено расщепление АаРр - 48%, Аарр - 2%, аарр-48%, ааРр - 2%. Определить расстояние между генами А и Р.
Проведение заключительного тестового контроля.
1. Сколько процентов гамет АВ образует организм с генотипом АаВв при независимом наследовании генов А и В ?
а) 50%; б) 25%; в) 12,5%.
2. Сколько процентов гамет ав образует организм с генотипом АаВв в случае полного сцепления генов А и В ?
а) 25%; б) 12.5%; в) 50%.
3. Сколько типов гамет образует организм с генотипом АаВв, если известно, что между генами А и В существует полное сцепление ?
а) один тип гамет; б) два типа гамет; в) четыре типа гамет.
4. Какие методы исследования наиболее применимы при составлении хромосомных карт подопытных животных
а) цитогенетический;
б) популяционно-статистический;
в) гибридизация соматических клеток;
г) гибридологический.
5. Сколько типов яйцеклеток производит женщина с генотипом А-В-?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
6. Сколько типов гамет и какие производит дигетерозиготная женщина, у которой доминантные гены М и Р находятся в одной Х-половой хромосоме, а их рецессивные аллели в другой ?
а)1; б) 2; в)3; г) 4; д) АВ; е) ав; ж) Ав; з) аВ.
7. Сколько и какие типы гамет производит мужчина , у которого гены М и Р находятся в Х-половой хромосоме?
а) 1; б)2; в) 3; г) 4; д) У; е) Х мр ; ж) У мр
КРОК 1