Пример решения и оформления задач
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.
СБОРНИК
Задач по генетике с решениями
Издательство "Лицей"
Оглавление:
Глава I. Решение и оформление генетических задач
1. Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач
2. Оформление задач по генетике
3. Пример решения и оформления задач
Глава II. Моногибридное скрещивание
1. Илллюстрации первого и второго законов Менделя
2. Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков
3. Выяснение генотипов родителей по расщеплению в потомстве
4. Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками
5. Определение доминантности или рецессивности признака
Ответы и решения к задачам главы II
Глава III. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм
1. Неполное доминирование и кодоминирование
2. Наследование по типу множественных аллелей
3. Наследование других признаков, осуществляющееся по типу множественных аллелей
Ответы и решения к задачам главы III
Глава IV. Независимое наследование
1. Дигибридное скрещивание
2. Задачи, иллюстрирующие закон независимого наследования
3. Выяснение генотипов особей
4. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве
5. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками
6. Выяснение доминантности или рецессивности признаков
7. Независимое наследование при неполном доминировании
8. Полигибридное скрещивание
Ответы и решения к задачам главы IV
Глава V. Взаимодействие неаллельных генов
1. Комплементарность
2. Полимерное действие генов
3. Эпистаз
Ответы и решения к задачам главы V
Глава VI. Сцепленное наследование
1. Полное сцепление
2. Определение типов гамет
3. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками
4. Задачи, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование
5. Неполное сцепление
6. Составление схем кроссинговера
7. Определение типа наследования (сцепленное или независимое) и расстояния между генами
8. Определение числа кроссоверных гамет или полученного соотношения особей в потомстве в зависимости от расстояния между генами в хромосоме
9. Картирование хромосом
Ответы и решения к задачам главы VI
Глава VII. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах
1. Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме
2. Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой
3. Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме
4. Наследование двух признаков, сцепленных с полом
5. Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах
6. Наследование, зависимое от пола
Ответы и решения к задачам главы VII
Глава VIII. Наследование летальных генов
1. Летальные гены при моногибридном наследовании
2. Летальные гены при дигибридном скрещивании
3. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах
Ответы и решения к задачам главы VIII
Глава I. Решение и оформление генетических задач
Темы главы I
Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач
Оформление задач по генетике
Пример решения и оформления задач
1. Некоторые общие методические приемы,
которые могут быть использованы при решении задач
Подавляющее большинство ошибок, допускаемых учащимися, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:
- Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
- В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
- Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
- Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
- Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
- Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования).
Кроме того, для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы, которые приводятся ниже.
Прежде всего необходимо внимательно изучить условие задачи. Даже те учащиеся, которые хорошо знают закономерности наследования и успешно решают генетические задачи, часто допускают грубые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.
Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцепленно или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.
Для облегчения решения можно записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по выяснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать значками *, _ или ?.
Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа.
Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).
Гомозиготными (АА) являются представители «чистых линий», то есть такие организмы, все предки которых несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F1) не наблюдается расщепление.
Организм гетерозиготен (Аа), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, или если в его потомстве наблюдается расщепление.
В некоторых задачах предлагается выяснить, доминантным или рецессивным является рассматриваемый признак. Следует учитывать, что доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготных особей. Его несут также фенотипически одинаковые родители, в потомстве которых встречаются особи, отличные от них по фенотипу. При моногенном наследовании доминантный признак всегда проявляется у потомства F1 при скрещивании гомозиготных родителей (чистых линий) с разным фенотипом (исключение – неполное доминирование).
При определении возможных вариантов распределения генов в гаметах следует помнить, что каждая гамета содержит гаплоидный набор генов и что в нее попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число рассматриваемых пар хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
Распространенной ошибкой при определении вариантов гамет является написание одинаковых типов гамет, то есть содержащих одни и те же сочетания генов. Для определения возможных типов гамет более целесообразным представляется запись генотипов в хромосомной форме. Это упрощает определение всех возможных вариантов сочетания генов в гаметах (особенно при полигибридном скрещивании). Кроме того, некоторые задачи невозможно решить без использования такой формы записи.
Сочетания гамет, а также соответствующие этим сочетаниям фенотипы потомства при дигибридном или полигибридном скрещивании равновероятны, и поэтому их удобно определять с помощью решетки Пеннета. По вертикали откладываются типы гамет, продуцируемых матерью, а по горизонтали – отцом. В точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий записываются соответствующие сочетания генов. Обычно выполнение операций, связанных с использованием решетки Пеннета, не вызывает затруднений у учащихся. Следует учитывать только то, что гены одной аллельной пары надо писать рядом (например, ААВВ, а не АВАВ).
Конечным этапом решения является запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению, описанными ниже, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки на экзамене.
Довольно распространенными являются задачи, которые могут иметь несколько вариантов решения (в качестве примера представлена задача 3-13). Все варианты решения должны быть рассмотрены учащимися.
Конкретные приемы решения задач каждого типа приводятся в соответствующих главах.